Классный час Откуда пришла книга


Классный час "Откуда пришла книга"
Задачи
1. Познакомить учащихся с историей появления книги и процессом её изготовления.
2. Развивать интерес к книге, чтению, стимулировать познавательный интерес, любознательность, избирательность в выборе книг.
Ход классного часа.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня на классном часе у нас присутствуют гости.
О чем мы будем говорить на классном часе?
Тему нашего классного часа вы сможете определить, разгадав загадку:
Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова. (книга)
- Дорогие ребята, вы догадались , о чем мы сегодня будем говорить на классном часе? ( о книге)
Слайд 1 (щелчок 2)
- Сегодня мы совершим экскурсию к истокам книг в Древний мир.
Я к вам обращаюсь, дети:Полезнее книги нет вещи на свете!Пусть книги друзьями заходят в дома,Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
- Книги учат детей
Всем премудростям жизни -
Как быть человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
- Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. В этом самом виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги существуют уже более 500 лет. Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг вообще. Только вот книги имели другой, часто непривычный для нас вид. Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа.
Учитель раскладывает на столе следующие предметы:
кости;
камни;
куски коры;
кусочек кожи;
кусочки глины.
- Как вы думаете, почему эти предметы нашли место на нашем столе? (Ответы учащихся.)
Первое подобие книги было совсем не таким, как в современном мире. Для того чтобы оставить сведения, человек использовал самый различный материал, среди которого были и те предметы, которые лежат у нас на столе.
- Человек начал рисовать картинки, повествующие об охоте и войне, о жизни племен. Эти рисунки рисовались на скалах, в пещерах. Картинки использовали также для передачи сообщений. Изображение Солнца означало день. Две отметки рядом с Солнцем означало, что прошло два дня. Если кто-то хотел написать письмо 5 000 лет назад, то он это делал не чернилами на бумаге, а писал на камне клинописью и делал это не современной азбукой, а знаками, где каждая группа знаков имела определенное значение.
- Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из пальмовых листьев, затем сшивали их в форме веера и писали на них тонкими заострёнными палочками. Такие книги назывались “Лонтары” и существовали в Индонезии.
- Племена американских индейцев жили в горных районах, где растительность была скудной, но зато в горах было много металлов. Поэтому свои записи индейцы часто делали на медных и даже золотых пластинах. Кроме этого, они изобрели узелковую грамоту – кипу, где каждый узелок по своему размеру, положению и цвету нити, мог обозначать, например, мир, смерть или богатство.
Каждый цвет имел свое значение:
Красный – война, кровь;
Белый – мир, здоровье;
Черный – смерть, болезнь;
Зеленый – урожай, хлеб;
Желтый – солнце;
Синий – море, вода.
Из таких нитей часто плели целые пояса и отправляли с ними гонцов в соседнее племя.
А сейчас, я предлагаю вам с помощью узелковой грамоты написать пожелания для наших учеников, учителей, и для Казахстана.
Молодцы!
А вот в Египте примерно 2000 лет до н.э. люди писали на папирусе.
Примерно в течение двух с половиной тысячелетий папирус был единственным материалом для письма. Папирус – это тростниковое растение, которое относится к семейству осоковых. В высоту он достигает от 1 до 3 метров. Книги того времени представляла собой папирусный свиток. Папирус доставляли из Египта. Текст на свитке писали узкими столбцами, направления строк было параллельно длине свитка. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца, а остальная часть свитка была скатана. Самому древнему из сохранившихся папирусов более 5000 лет.
- Но когда папируса стало не хватать, пришлось задуматься о его замене. Наступила эра пергамента, который изготавливали из кожи животных: телят, овец, коз.
Брали 4 листа, сгибали каждый из них пополам и вкладывали друг в друга. Получалась 16 – страничная книжечка, которая по-гречески называлась “тетрада”, что значит “четверка”. Отсюда и наше слово “тетрадь”. Подбирая тетради одну к другой, составляли книжный блок. Осталось лишь скрепить тетрадь между собой, и книга готова.
В Древнем Вавилоне писали специальной острой палочкой в виде клинышков на куске мягкой глины, затем обжигали глину в печи. Поэтому такая письменность и носит название “клинопись”. Такие книжные страницы были долговечны, но очень неудобны. И тогда человек стал думать: как сделать так, чтобы книга была не тяжелой и долговечной?
- Жители, населявшие земли Древней Руси, писали на бересте и липовых досках. Причём, если доску покрывали расплавленным воском, то надписи можно было счищать и писать на доске, залив её новым воском, много раз. Долгое время считалось, что большинство жителей, живших в Древней Руси, не умели ни читать, ни писать, а грамоту знали только священники, которые читали книги. Но в 1951 году при раскопках в городе Новгороде ученые нашли кусочки бересты - мягкой части коры березы - с процарапанными буквами.
- Там, где не было никакой растительности, например, у жителей Крайнего Севера, писали на костях животных и моржовых клыках . Жители Азии писали на тканях. В Китае писали на шёлке.
- Шли годы, и человечество искало более дешевые материалы для письма. Во 2-м веке н.э. в Китае была изобретена бумага. В Европе она появилась в 12-м столетии.
- Создание рукописных книг дело сложное. На изготовление каждой из них уходил не один год, а иногда от пяти до семи лет. Создателю книги – писцу нужно было иметь четкий и красивый почерк. Первые, заглавные буквы писец рисовал кисточкой красной краской. Отсюда происходит выражение “писать с красной строки”. Переписанные листы собирали вместе и “одевали” в кожаный переплет, в который были вставлены драгоценные камни. Эти книги были очень дорогими. Их могли купить только богатые люди.
В библиотеках их приковывали стальными цепями к полкам, чтобы не украли. На каждую книгу в нижнем углу около корешка надевалось кольцо, а к нему прикреплялась тяжелая железная цепь. Ее последнее звено на другом конце надевалось на толстый железный прут, закрепленный вдоль полки шкафа. Цепи для книг имели достаточную длину, чтобы любую снятую книгу можно было свободно положить на стол.
- Изобретение книгопечатания связано с именем Иоганна Гуттенберга. В ХV веке немец Иоганн Гуттенберг придумал металлические литеры (буквы). Из них мастер набирал строки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге. Книгопечатание быстро распространилось в Европе.
- И письмо, и счет, и книги потребовались людям, чтобы сохранить для потомков достигнутое, сберечь опыт прошлого, расширить возможности человеческой памяти. Не будь книги, наверное, каждое поколение вновь и вновь изобретало бы то, до чего уже додумались предшественники. Книга – уникальное явление культуры: она помогла сохранить знания, которые накапливало человечество в течение тысячелетий.
А как книга попала к нам? - Вы знаете, ребята, прежде чем любая книга дойдёт до вас, она проходит длинный путь. 1 Щ.- Жизнь любой книги начинается в лесу. Сначала была маленькая сосёнка, потом она стала могучей сосной. 2 Щ.- Пришли однажды лесорубы спилили деревья, обрубали ветви, связали, накрепко стянули стволы железными тросами. 3Щ. - Лесной вездеход подхватил тяжёлую ношу и тянет её к реке. 4 Щ. - Стволы начинают свой путь по голубой реке. А чтобы не было заторов на реке, за движением леса следят сплавщики. 5 Щ. - Голубая дорога приводит стволы на бумажный комбинат, где стволы распиливают, мельчат в опилки, варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на тесто. А потом это тесто месят и разливают по формам. 6 Щ. - Машины раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, из которых получается бумага. Лентой выползает бумага из машины и сматывается в рулоны. 7 Щ. - Далее писатель, который сам много путешествовал, много видел, многое знал, рассказывает обо всём этом детям в своих книгах. На обложке каждой книги всегда стоит фамилия её автора. А чтобы книга была интересной и красочной, то вступает в работу художник. Слова писателя оживают под кистью художника. Писатель и художник часто работают вместе. Писатель написал, художник нарисовал, но ведь это только одна книга. А как её размножить? - 8 Щ.
Книгу везут в типографию, где с одной книги напечатают много. Типография – это книжная фабрика. В печатную машину попадает чистая бумага, а выходит бумага с текстом и рисунками. Листы складывают, подбирают, чтобы странички шли одна за другой, и умная машина надевает на такую книгу обложку. И, наконец, поезд, самолёт или автомобиль повезут книги в книжные магазины, в киоски, в библиотеки.
- Кто может сказать, что такое – библиотека? (ответы детей)
- Молодцы, ребята! “Библио” по-гречески – книга, “тека” – хранилище. (СЛАЙД) А знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти пять тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. (СЛАЙД)
- Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках, в Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках мира
- Ребята, а ведь у вас тоже есть книги из нашей библиотеки. Вспомните, что это за книги? (учебники). И их весною нужно будет вернуть. А в каком состоянии учебники вернутся домой, мы сейчас увидим.
Сценка
Хозяйка учебник весь год изучает,
И он для себя кое-что подмечает
И может весной доложить без утайки
О странных привычках и нравах хозяйки.
1 книжка: Ну, как твои делишки?
2 книжка: Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложку вырвал с «мясом».
Да, что обложку – обрывал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?
1 книжка: Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильных не увидишь точек,
Про кляксы я молчу,
О них и говорить-то неприлично,
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
2 книжка: Ну, мой на «тройках» едет еле-еле
И даже «двойку» получил на той неделе.
Ох, милая, мне стыдно перед классом.
(Книги уходят, первая поддерживает вторую)
- Ребята, вам понравились книги? А вы хорошо обращаетесь с учебниками? Какую из них вам хотелось бы взять в руки и почитать?
Итак, чтобы после вас другому ученику захотелось взять в руки книгу, по которой вы занимались, вы должны знать, что любит книга.
Игра «Да-нет». (Если согласны, говорим «да», не согласны – «нет»)
Что любит книга?
Закладку? (да)
Дождик и снег? (нет)
Грязные руки? (нет)
Бережное отношение? (да)
Ласку? (да)
Яичницу? (нет)
Валяться на полу? (нет)
Чистые руки? (да)
Драться? (нет)
Жить на книжной полке? (Да)
Мороженое? (нет)
Любознательных детей? (да)
- Теперь я вижу, что вы настоящие друзья книги. Знаете, что любит книжка. И я хочу напомнить вам о правилах обращения с книгой.
1) Брать книгу только чистыми руками.
2) Не перегибать книгу, от этого выпадают страницы.
3) Не класть в книгу карандаш и другие предметы, от этого рвется переплет.
4) Не загибать страницы – пользуйтесь закладкой.
5) Не читать книгу во время еды.
6) Не писать в книге ни ручкой, ни карандашом
- Я надеюсь, что вы всегда будете помнить и выполнять эти правила.
- А знаете ли вы, ребята, хорошие, добрые слова о книге? Сейчас, я буду читать начало пословицы, а вы заканчивать.
Игра «Доскажи словечко»
- Книга – мост в мир …. (знаний).
- Книга поможет в труде, выручит … (в беде).
- Книга твой друг, без нее как …. (без рук).
- Кто много читает, тот много …. (знает).
Молодцы!
- А сейчас, ребята, давайте вспомним какой путь проходит книга, прежде чем она дойдет до вас. (Восстанови порядок - картинки)
Давайте представим, хотя бы на миг,Что вдруг мы лишились журналов и книг,Что люди не знают, что значит поэт,Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.Что будто никто никогда в этом мире,И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.Наверно нельзя и представить такого?Так здравствуй же, умное, доброе слово!Пусть книги, друзьями заходят в дома!Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
В 1996 году в Омском издательстве «Сибирский левша», специализирующемся на издании маленьких книг, вышла самая маленькая книга в мире, размером 0,9х0,9 мм содержало рассказ А.П. Чехова «Хамелеон». Было выпущено 50 экземпляров на русском языке и 50 на английском. Каждая книга имеет 15 прошитых листов, две цветные иллюстрации и портрет автора А.П. Чехова. Каждая страница рассказ содержит 11 строчек текста. Книга находится в музее миниатюр в Праге.
А вот самая большая в мире книга, вошедшая в книгу рекордов Гиннесса, считалась «Суперекнига» размером 2 м 74 см на 3 м 07 см, весом 253 кг, насчитывающая 300 страниц, которая была издана в 1976 году в США.
В течении многих веков люди читают, потому что в них память народа, а без памяти нельзя прожить.
Когда завершился 20 век, человечество в очередной раз подводило итоги прошедших тысячелетий. Газеты наперебой расспрашивали казахстанцев «Какие изобретения и открытия оказали сильнейшее воздействие на человеческую цивилизацию?»
Ответы были разные, но все сходились в одном: самое главное, чему научилось человечество, - это записывать, хранить и передавать информацию. И такая возможность появилась с изобретением письменности и книгопечатания!
Во все времена и у всех народов книга – главное оружие мысли в руках человека. С помощью книг люди учатся жить и бороться за счастье. Потому что книги могущественны!
Итог: Ну и вот подошел к концу наш классный час.
Как нужно относиться к книгам? Какие правила обращения с книгой вы должны соблюдать? А чтобы вы не забывали об этих правилах, я вам дарю закладки для книг.
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные программы «Школа-интернат№10»
Классный час
"Откуда пришла книга"
Подготовила: Н.В Нестерова