Элективный курс Эссе по обществознанию: теория и практика

Согласовано:
Директор МКУ ИМЦРО

_____________ Н.И. Яловицкая
«___» _____________2016 г.
Утверждаю:
Директор МАОУ города Иркутска гимназии № 2
______________ Рублевский Д.В.
«___» __________________ 2016 г.





РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ г. ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
ГИМНАЗИЯ № 2






Программа элективного курса
по обществознанию для 11 класса
Эссе по обществознанию: теория и практика

(указывается конкретно по какому направлению, предметной области в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного курса, для каких классов), название программы.





Составитель:
Артемьева Наталья Владимировна,
учитель истории, обществознания, права,
высшей квалификационной категории,
МАОУ города Иркутска гимназии № 2












2016 год
г. Иркутск
Пояснительная записка.
Программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. «Обществознание» 10-11 классы, профильный уровень. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2011); Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень).
Эссе (мини-сочинение) по обществознанию является обобщенным показателем сформированности у учащегося предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в основной средней школе.
Задание 29 отражает требования одной из сквозных линий экзаменационной работы – проверки умений работать с текстом в его различных видах. Это проявляется, с одной стороны, в осмысленном прочтении высказывания (своеобразного авторского мини-текста), с другой – в создании собственного текста в форме краткого сочинения-размышления (эссе). Выпускник может соглашаться с высказыванием автора и не соглашаться или соглашаться частично, и это становится отправной точкой его самостоятельных размышлений (суждений, утверждений) и появления собственного текста обществоведческого содержания.
Эссе (франц. essai – опыт, попытка, проба, набросок) разновидность очерка, прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и рассуждения по конкретному поводу или вопросу.
Специфика мини-сочинения по обществознанию проявляется прежде всего, в том, что эссе выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, то есть к одной из пяти базовых гуманитарных наук: философии, социологии и социальной психологии, экономики, политологии, правоведения. Темой эссе является одна из выбранных выпускником цитат. Цитаты принадлежат известным людям и относятся к перечисленным выше содержательным линиям.
Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а также в представлении и обосновании собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта.
Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в нем обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует наличия навыков его написания по конкретной теме с учетом выбранного суждения и личного отношения ученика к данному высказыванию. Таким образом, эссе - это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний.
Цели элективного курса: создать условия для ознакомления с теорией, признаками эссе, как жанра сочинения по обществознанию; способствовать формированию практических навыков написания мини-сочинения по заданной теме.
Задачи элективного курса:
- систематизировать и углубить теоретические знания по базовым разделам курса обществознания: философии, социологии и социальной психологии, экономике, политике и правоведению;
- способствовать формированию навыков смыслового чтения, понимания, интерпретации и рефлексии по поводу авторского суждения на определенную тему, как основы развития устной и письменной речи, привлечения аргументов для подтверждения своей позиции;
- обучить учащихся алгоритму создания и грамотного оформления мини-сочинения, с учетом ситуации временного ограничения в условиях ЕГЭ.
Актуальность
Эссе по обществознанию является для большинства учащихся самым сложным заданием единого государственного экзамена. Написание мини-сочинения (эссе) требует не только наличие прочных знаний по предмету вообще и конкретной области обществоведческих дисциплин в частности, но и умение интерпретировать смысл высказывания, выражать и аргументировать свою позицию в отношении к данному суждению, привлекать теоретические знания для обоснования своей позиции и приводить факты из различных источников в качестве доказательств своих рассуждений. Чтобы выполнить все требования, предъявляемые к эссе, ученику необходимо получить опыт написания мини-сочинения, сформировать навык письменного изложения своего мнения, суждения по поводу конкретного высказывания, предложенного в контрольно-измерительных материалах на ЕГЭ. В связи с ограничением времени на уроках обществознания процесс обучения умениям написания эссе существенно затрудняется, а перегруженность учащихся старших классов в связи с подготовкой к экзаменам сужает возможности отработки данных умений в домашних условиях.
Элективный курс «Эссе по обществознанию: теория и практика» призван способствовать формированию и развитию навыков грамотного написания эссе путем создания условий для получения опыта самостоятельного рассуждения, привлечения теоретических знаний и осмысления фактов из разных источников по заданной теме (проблеме) в специально организованное время.
Новизна программы
Программа элективного курса «Эссе по обществознанию: теория и практика» предполагает знакомство учащихся с теорией написания эссе, требованиями, предъявляемыми к данному виду творчества, критериями оценивания мини-сочинения на ЕГЭ. Что позволит сформировать у школьников научно-обоснованный подход к работе над процессом подготовки к итоговой аттестации по обществознанию, поможет учащимся подойти к написанию эссе осмысленно, грамотно, творчески.
Элективный курс предусматривает выделение времени на организацию практической работы с высказываниями, от выбора суждения и создания наброска плана эссе до умения определять смысл суждения, осуществлять отбор теоретического материала, привлекать примеры из различных источников в качестве аргументации собственных рассуждений. Программа призвана создать условия для расширения представлений учащихся об обществе, его сферах, способствовать формированию социально-ориентированного научного мировоззрения выпускника, развить наблюдательность и способность откликаться на явления социальной жизни.
Роль программы элективного курса в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
- осознанно овладевает глубокими и систематизированными знаниями по обществознанию и смежным предметам (литературе, истории, географии);
- расширяет опыт устной и письменной речи;
- способен работать с разнообразными источниками информации;
- может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
- способен аргументировано доказать собственную точку зрения.
Назначение программы, востребованность в ОО.
Ежегодно более 70% выпускников общеобразовательных организаций выбирает обществознание для итоговой аттестации. Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию свидетельствует о недостаточном уровне подготовленности учащихся к написанию мини-сочинения, средний балл (с учётом не приступивших к работе – 1,5 из 5 возможных). Более того, по отзывам выпускников, это задание вызывает затруднения уже на этапе выбора тезиса и раскрытия его смысла, и особенно в процессе теоретического и фактологического обоснования своего собственного суждения.
Представленный курс поможет подготовить учащихся к выполнению задания 29 (эссе), с учетом индивидуальных способностей и психофизиологических особенностей конкретного ученика, уровня его подготовленности по предмету. Обучение навыкам написания мини-сочинения поможет выпускнику научиться грамотно структурировать эссе, осуществлять отбор необходимой теоретической информации, правильно приводить аргументы, избегать типичных ошибок. Программа призвана углубить знания школьников по всем разделам обществознания, создать условия для овладения культурой устной и письменной речи, способствовать формированию умений применять полученные знания на практике. Знакомство учащихся с теоретическими положениями курса подготовит основу для осознанного усвоения как обществоведческого материала, так и смежных предметов (литература, история, география), развития навыков активных речевых действий, осмысления авторского высказывания, определение авторской позиции и выражение собственного мнения по заявленной проблеме. Практическая часть элективного курса направлена на формирование навыков грамотного написания мини-сочинения с учетом требований к эссе по обществознанию.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию навыков формулирования собственного мнения (суждения), отбора теоретической и фактической аргументации, развитие навыков письменной речи.
В основу организации занятий для учащихся по обучению написания мини- сочинения по обществознанию положен системно-деятельностный подход, включающий групповые и индивидуальные формы работы.
Планируемые результаты (УУД).
Предметные: научатся определять обществоведческие термины, осуществлять отбор теоретических положений для раскрытия смысла выбранного суждения в контексте конкретной области обществознания; привлекать знания из различных источников, личного опыта в качестве аргументации своих суждений, выводов.
Получат возможность научиться: определять смысл высказывания (авторского суждения); грамотно в соответствии с правилами письменной речи оформлять эссе, осуществлять творческий подход к изложению своих мыслей, суждений, не выходя за пределы обозначенной темы.
Метапредметные УУД.
Познавательные: владеют общеучебными и универсальными логическими действиями: самостоятельно определяют и формулируют проблему, содержащуюся в высказывании; привлекают необходимую информацию для объяснения фактов и явлений социальной действительности; умеют структурировать знания, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме; умеют составлять текст в форме эссе; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление целого из частей; устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждения, доказательства; умеют выбирать основания и критерии для сравнения, классификации социальных объектов.
Регулятивные: осуществляют целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планируют и организуют свою собственную деятельность; осуществляют самоконтроль и оценку своей деятельности на основе выделения и осознания учащимися, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению для достижения желаемого результата; обладают элементами волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил, энергии, волевому усилию.
Коммуникативные: умеют учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблем, учитывают и принимают разные мнения; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Личностные: имеют целостный социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий; осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества; выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности; понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют готовность к жизненному и личностному самоопределению, умеют выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с общепринятыми этическими принципами; проявляют способность к самоопределению путем определения своего места в обществе и жизни в целом, определения своего образа жизни и построения жизненных планов во временной перспективе.
Принципы, на которых базируется программа:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности содержания и форм проведения занятий – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип учёта индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Принцип научности и системности полученных знаний, комплексного подхода при разработке и проведении занятий.
Применяемые технологии:
-технология системно-деятельностного подхода;
-интерактивные технологии (обучение в группах, парах);
-технологии исследовательской деятельности учащихся;
-технологии проблемного обучения.
Формы контроля:
- практические задания;
- создание собственного интеллектуального продукта – эссе;
- мониторинг по итогам обучения.
Программа адресована учащимся 11-х классов и рассчитана на 17 часов.
Учебно-тематический план

Тема
Количество часов

1
Введение. Эссе – как жанр прозаического произведения. Особенности эссе по обществознанию
1

2
Структура эссе по обществознанию
1

3
Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ
1

4
Практическое занятие: «Выбор области, цитаты, определение смысла высказывания»
1

5
Практическое занятие: «Раскрытие смысла высказывания на теоретическом уровне»
1

6
Практическое занятие: «Как отобрать примеры для аргументации суждений»
1

7
Практическое занятие: «Разбор наиболее часто встречающихся затруднений, ошибок при написании эссе»
1

8
Практическое занятие: «Написание эссе на одну общую тему». Обсуждение и анализ.
1

9
Практическое занятие: «Написание эссе индивидуально по своему выбору»
1

10
Практическое занятие: «Анализ и оценка работ товарищей с применением критериев оценивания»
1

11
Практическое занятие: «Написание эссе индивидуально по своему выбору»
1

12
Практическое занятие: «Анализ и оценка работ товарищей с применением критериев оценивания»
1

13
Практическое занятие: «Написание эссе индивидуально по своему выбору»
1

14
Практическое занятие: «Анализ и оценка работ товарищей с применением критериев оценивания»
1

15
Практическое занятие: «Написание эссе индивидуально по своему выбору».
1

16
Контрольное занятие: «Написание эссе индивидуально по своему выбору».
1

17
Обсуждение и анализ контрольного эссе. Подведение итогов. Рефлексия.
1


Всего
17

Требования к уровню подготовки учащихся:
Организация учебных занятий элективного курса «Эссе по обществознанию: теория и практика» предполагает формирование у учащихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
В этом направлении приоритетами являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- создание собственных произведений, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
В результате знакомства с программой элективного курса учащиеся должны
знать/понимать:
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
уметь:
- соотносить конкретное высказывание с определенной социальной проблемой;
- связывать изученные теоретические положения с определёнными проблемами и фактами социальной жизни;
- доказательно формулировать своё отношение к актуальным проблемам современного мира;
- оперировать в письменной речи категориальным аппаратом общественных наук;
- формулировать выводы на основе освоенного обществоведческого курса и осмысленного жизненного опыта социальных отношений.
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
9. Содержание программы элективного курса:
Вводное занятие. Особенности эссе по обществознанию (1 час). Понятие эссе. История появления. Особенности эссе как жанра литературного произведения. Признаки эссе по обществознанию. Отличия эссе по обществознанию от сочинений по другим предметам. Примеры эссе по обществознанию.
Структура эссе по обществознанию (1 час). Понятие структуры эссе: введение (смысл высказывания, проблема, поднятая автором, актуальность проблемы в современном обществе); основная часть (собственная точка зрения, аргументация на теоретическом уровне, примеры из социальной практики (истории, литературы); заключительная часть (выводы). Элементы структуры эссе по обществознанию: цитата, смысл высказывания, проблема, поднятая автором, актуальность проблемы в современном обществе, собственная точка зрения, аргументация на теоретическом уровне, примеры из социальной практики (истории, литературы), выводы. Характеристика элементов структуры эссе.
Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ (1 час). Критерий (К1) - раскрытие смысла высказывания. Критерий (К2) - раскрытия темы на теоретическом уровне с опорой на соответствующие понятия, того раздела обществознания, к которому относится высказывание. Критерий (К3) - качество фактической аргументации, примеры из различных источников: материалы учебных предметов (история, литература, биология, география и другие), факты личного социального опыта.
Выбор области, цитаты, определение смысла высказывания (1час). Знакомство с содержательными линиями обществознания «Политология», «Философия», «Социология и социальная психология», «Экономика», «Право», примерами высказываний по конкретной области. Как выбрать цитату для написания эссе. Как определить проблему высказывания. Определение смысла высказывания.
Раскрытие смысла высказывания на теоретическом уровне (1час). Особенности теоретической аргументации. Как правильно использовать теоретические положения с опорой на термины. Использование установленных и подтвержденных соответствующей наукой фактов.
Как отобрать примеры для аргументации суждений (1час). Фактическая аргументация - примеры, подтверждающие высказанные теоретические положения. Использование сюжетов из жизни литературных героев, исторических личностей, из сообщений средств массовой информации. Уместность, убедительность, целесообразность фактических аргументов.
Разбор наиболее часто встречающихся затруднений, ошибок при написании эссе (1 час). Характеристика требований к эссе по обществознанию. Анализ наиболее часто встречающихся ошибок при написании эссе: неумение сформулировать проблему связанное с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам; неумение сформулировать смысл высказывания автора связанное с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий. Отсутствие строгой последовательности, логики в изложении. Затруднения в подкреплении приведенных теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта Наличие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок.
Написание эссе на одну общую тему (1 час). Знакомство с примерами цитат (задание №29). Обсуждение и выбор цитаты для групповой работы. Определение проблемы (темы) высказывания, актуальности проблемы (темы) в современных условиях. Раскрытие смысла высказывания автора. Определение своей позиции к высказыванию автора. Обоснование собственного мнения по данной проблеме: подбор теоретических аргументов с опорой на теоретические положения и соответствующие термины. Аргументация на эмпирическом уровне путем использования примеров из истории, литературы и социальной реальности. Формулирование вывода: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Оформление эссе с учетом требований.  Анализ готового эссе на предмет соответствия критериям, используемыми для оценки работы экспертами.
Написание эссе индивидуально по своему выбору (3 час). Выбор области и цитаты. Написание эссе с использованием алгоритма: проблема, поднятая автором, ее актуальность. Смысл высказывания. Собственная точка зрения. Аргументация на теоретическом уровне. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. Вывод.
Анализ и оценка работ товарищей с применением критериев оценивания (3 час). Общая характеристика эссе. Выявление сильных и слабых сторон эссе. Оценивание в соответствии с критериями: К1 – раскрытие смысла высказывания. К2 – качество теоретической аргументации. К3 – качество фактической аргументации.
Написание эссе на одну общую тему (1 час). Анализ готового эссе на предмет соответствия критериям, используемыми для оценки работы экспертами.
Контрольное занятие (1 час). Выбор области и цитаты. Написание эссе с использованием алгоритма: проблема, поднятая автором, ее актуальность. Смысл высказывания. Собственная точка зрения. Аргументация на теоретическом уровне. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. Вывод.
Итоговое занятие (1 час). Обсуждение результатов контрольного эссе. Обобщение полученных знаний и умений по технологии написания эссе.
Литература для учителя
Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - №1. –с. 26-28
Забродина Н.П. Что такое эссе по экономике //Экономика в школе. – 2004. - №1. – с. 58-66
Киприянова Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003. - №9.
Мостяева Л.В. Технология подготовки учащихся к написанию творческих работ. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - №7. –с.12-19.
Руденко Г.Л. Пишем творческое эссе. //Мастер-класс. – 2005.-№3.- с. 13-17.
ЕГЭ 2014. Обществознание. Репетитор. -  М.: Просвещение, Эксмо, 2013.
Интернет -источники:
http://www.ctege.info/obschestvoznanie-teoriya-ege/osobennosti-napisaniya-esse-po-obschestvoznaniyu-ege-2016.html
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




15