Оценка уровня тревожности у старшеклассников.
ОТКУДА БЕРЕТСЯШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ?
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. Устойчивая тревожность порождает вегетативные, неврозоподобные и психические нарушения. Существует мнение, что в пятых классах число детей с высоким уровнем тревожности несколько выше, чем в других классах школы, и связан этот факт с особенностями переходного периода из начальной школы в основную.
Возможно, ответ на вопрос, заданный в заголовке, кому-то давно известен, и ответ лежитна поверхности: школьная тревожность «берется» из школы. Мой интерес к этому вопросу появился не сразу и не случайно, а изучение его на протяжении нескольких лет
привело к интересным результатам, которые я хочу представить в этой статье.
Некоторое время назад (лет 5–6) мы обследовали пятиклассников в период адаптации к средней школе, используя «Тест школьной тревожности» (Филлипса). Нам, психологам, да и новым учителям и администрации было важно знать, кто из учеников испытывает наибольший стресс и нуждается в помощи. Тест действительно позволяет определить, кто из детей испытывает стрессы в разных школьных ситуациях.
Напомню, что это:
1 — общая тревожность в школе,2 — переживание социального стресса,3 — фрустрация потребности в достижении успеха,4 — страх самовыражения,5 — страх ситуации проверки знаний,6 — страх несоответствия ожиданиям окружающих,7 — низкая физиологическая сопротивляемость стрессу,8 — проблемы и страхи в отношениях с учителем.
Оценка уровня тревожности у старшеклассников. Начало формы
Конец формы
Методика выявления доминирующих эмоциональных состояний: четырехмодальный эмоциональный вопросник Л. А. Рабинович
Инструкция. Перед вами вопросник, содержащий различные вопросы, и бланк ответов, в котором предусмотрено 4 варианта ответов на каждый вопрос. Вы можете выбрать один
из них. Итак, начинайте работу!Текст опросника.1. Вы не решаетесь пойти ночью в любое страшное место, даже если дело идет на спор?2. Часто ли у вас портится настроение, находит уныние, хандра?3. Можно ли сказать, что ваше настроение бывает чаще всего веселым и бодрым?4. Страшно ли вам бывает идти по темной, пустынной улице?5. Страшно ли вам смотреть вниз с большой высоты?6. Часто ли вы испытываете чувство неудачи, неудовлетворенности собой, разочарования в себе?7. Если бы над вами зло подшутили, привело бы это Вас в состояние гнева?8. Овладевает ли вами негодование, если не выполняются ваши требования?9. Легко ли вы заражаетесь радостным настроением окружающих?10. Можно ли о вас сказать, что вы не верите в свои силы?11. Считаете ли вы, что ваши жизненные обстоятельства дают вам много поводов для негодования, возмущения?12. Вызывают ли у вас страх страшные сцены в кинофильмах?13. У вас часто появляется желание с кем-нибудь поссориться?14. Можно ли сказать, что у вас преобладает радостное мироощущение?15. Можно ли назвать вас несмелым человеком?16. Может ли небольшое затруднение в деятельности вызвать у вас раздражение?17. Испытываете ли вы боязнь, когда вам необходимо обратиться к начальнику, вышестоящему лицу?18. Бываете ли вы активным участником веселья в компаниях?19. Вас легко рассердить?20. Можно ли сказать о вас, что вы человек печальный?21. Можно ли сказать о вас, что в вас преобладает унылое и грустное настроение?22. Вам свойственно состояние удовлетворенности жизнью?23. Боитесь ли вы темноты в незнакомой обстановке?24. Считаете ли вы себя веселым человеком?25. Вы не склонны предаваться невеселым, мрачным мыслям?26. Вами овладевает неприятное чувство в лифте, в туннеле?27. Часто ли неудачи приводят вас в отчаяние?28. Можете ли вы сказать про себя, что вы по своей натуре оптимист?29. Вызывают ли у вас чувство тоски книги с плохим концом?30. Боитесь ли вы выходить на сцену, трибуну?31. Вы неуступчивы?32. Вами овладевает злость, если вы очень торопитесь, а вам помешали?33. Когда на вас кричат, вам хочется ответить тем же?34. Свойственно ли вам переживать чувство страха при сильной грозе?35. Если вы терпите поражение в споре, овладевает ли вами раздражение и злость?36. Испытываете ли вы радость, когда находите решение важной для вас задачи?37. Можете ли вы присоединиться к мнению, что в жизни больше невзгод и печалей, чем радостей?38. Кажется ли вам будущее бесперспективным и мрачным?39. Может ли небольшое препятствие, мешающее достичь желаемого, вызвать у вас чувство подавленности?40. Любите ли вы веселое оживление и суету вокруг себя?41. Легко ли вы ощущаете чувство потери чего-либо?42. Овладевает ли вами раздражение, если, как вам кажется, вас не понимает 43. Обычно по утрам у вас бодрое и радостное настроение?44. Овладевает ли вами гнев так сильно, что вы долго не можете успокоиться?45. Вы, вероятно, отказались бы заниматься каким-либо опасным видом спорта?46. Бывает ли у вас чувство страха при необходимости посетить зубного врача или сделать укол?
Бланк ответов
№ Безусловно, да Пожалуй, да Пожалуй, нет Безусловно, нет
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Обработка результатов.Количество баллов за каждый ответ: «безусловно, да» — 4; «пожалуй, да» — 3;«пожалуй, нет» — 1;«безусловно, нет» — 0.Для выяснения доминирующей эмоции просуммируйте свои баллы по следующим вопросам:Радость: 3, 9, 14, 18, 22, 24, 25, 28, 36, 37, 40, 43.Гнев: 8, 11, 13, 16, 19, 31, 32, 33, 35, 42, 44.Страх: 1, 4, 5, 12, 15, 17, 23, 26, 30, 34, 45, 46.Печаль: 6, 10, 20. 21, 25, 27, 29, 37, 38, 39, 41.