Статья: Развитие эмоционально-волевой саморегуляции у детей младшего школьного возраста — важнейшее условие успешной учебной деятельности.
Развитие эмоционально-волевой саморегуляции у детей младшего школьного возраста - важнейшее условие успешной учебной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил основной подход в современном образовании как системно- деятельностный. Именно вовлечение учащихся в различные виды деятельности, а не просто освоение неких знаний, определяется Стандартом как главная ценность обучения.
Практическая направленность уроков позволяет учителям создавать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, саморегуляции, адекватной самооценки, умения сотрудничать.
ФГОС предъявляет следующие требования к результатам обучения: личностные, предметные и метапредметные. Для того, чтобы обеспечить эти результаты, в Фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено формирование: личностных результатов – через развитие базовых национальных ценностей; предметных – через освоение основных элементов научного знания, метапредметных – через овладение универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Овладение учащимися УУД – залог успешной социализации, реализации жизненных проектов учащихся. Одним из существенных показателей эффективности обучения признается формирование таких регулятивных действий, как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию по преодолению препятствий.
Важным регулятивным действием является саморегуляция эмоционального и физического состояний учащихся. Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием.
Важным условием успешной учебной деятельности является саморегуляция эмоциональных состояний тревожности, которая нередко сопряжена с высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками (контрольные работы, ответы у доски)
«Успешность саморегуляции личности определяется личностным потенциалом, который может быть определён как системная организация личностных особенностей, представляющих основу или «стержень» личности» (Д.А.Леонтьев)
Одной из важнейших задач обучения и воспитания является сегодня формирование эмоционально - волевой сферы и, в частности, эмоционально-волевой саморегуляции детей, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности.
Актуальность данной темы продиктована тем, что на фоне прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание. Большинство современных детей знают гораздо больше, быстрее решают логические задачи, но значительно реже удивляются и восхищаются, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей необходимо рассматривать как главное условие успешной её адаптации в современном социокультурном пространстве.
Эмоционально-волевая саморегуляция представляет собой сложное понятие, объединяющее в неразрывном единстве эмоциональную и волевую составляющие при ведущей роли первой из них.
Рассмотрим составляющие эмоционально-волевой саморегуляции.
1. Волевое действие – сознательное целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю, предполагает самоограничение, сдерживание своих желаний
2. Волевая регуляция.
Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что ребёнок сознательно отказываясь от одних мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным побуждениям.
Происходит борьба трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий.
Как развить волю?
Развитие волевой регуляции поведения осуществляется в нескольких направлениях:
с одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные,
с другой – обретение человеком контроля над своим поведением,
с третьей - выработка волевых качеств личности.
В осуществлении волевого поведения играют большую роль и нравственные качества личности. Нравственная направленность личности способствует осуществлению волевого поведения. Говоря о тесной связи воли и эмоций можно рассматривать эмоционально - волевое развитие как единый механизм саморегуляции.
3. Саморегуляция - внутренний механизм, который лежит в основе внимательного, спланированного и разумного поведения, внутренние процессы, посредством которых индивид отслеживает и контролирует действия, мысли, эмоции для достижения какой-то цели, способность управлять собственным поведением, сдерживать одну реакцию и обнаруживать другую.
4. Волевая саморегуляция направлена на то, чтобы преодолеть самого себя, это один из механизмов, который позволяет человеку управлять собственным поведением, мотивацией.
Волевая саморегуляция может включиться в деятельность на любом этапе её осуществления:
- инициация деятельности
- выбор средств и способов её осуществления
- следование намеченному плану
- отклонению от него
- контроля исполнения.
Как достичь правильных действий со стороны ребёнка?
5. Эмоциональная регуляция – это управление своими эмоциями.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями
- совершенствование навыков самостоятельного поведения
- развитие инициативы, уверенности в своих силах
- развитие настойчивости, умения преодолевать трудности, достигать цели
- формировать умение владеть собой
6. Эмоциональная саморегуляция проявляется в следующих умениях:
- выражать своё эмоциональное состояние
- контролировать свои эмоции и поведение
- оценивать свои возможности
- общаться со взрослыми и сверстниками
- понимать состояние других
- просить, принимать, оказывать помощь
- выходить из конфликтных ситуаций
- слушать других людей
- быть терпимым и доброжелательным к другим
К эмоционально - волевым приёмам саморегуляции относят следующие:
- самовнушение, самоисповедь, самоприказ, самоубеждение.
Самовнушение – словесное и мысленное, является наиболее действенным, если характеризуется простотой, краткостью, позитивностью, оптимистичностью. (Так будет лучше)
Самоприказ - представляет собой осуществление решительных поступков в обстоятельствах ограниченности по времени для обдумывания. (Я обязан)
Самоубеждение - сознательное, критическое воздействие на личностные установки.
(Так будет правильно)
Самоисповедь – откровенное повествование о сложностях, об ошибках, неправильных шагах, ранее сделанных, о личных волнениях. Благодаря этому приёму индивид освобождается от противоречий. (Я был не прав)
На высших уровнях своего проявления волевая саморегуляция предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности.
Из сказанного выше видно, что эмоционально - волевая саморегуляция школьника – это внутреннее психическое образование, о котором можно судить по косвенным проявлениям, а задачи её формирования требуют комплексного подхода к решению.
Развитие эмоционально - волевой саморегуляции личности в условиях введения ФГОС не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого условия.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования в процессы духовно - нравственного развития необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей: семью, институты государства и гражданского общества, учреждения дополнительного образования, культуры, традиционные российские православные организации, т.е. триединство: семьи, школы и общества.