Методическая разработка Регуляция эмоционального состояния при стрессовых ситуациях
Семинар-практикум
«Регуляция эмоционального состояния при стрессовых ситуациях»
Цель:
- дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции, о круге решаемых данными средствами проблем.
- развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение способов саморегуляции.
Задачи:
- активизация процесса самопознания;
- обучение различным техникам регуляции эмоционального состояния;
- повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;
- формирование навыков произвольного контроля.
Необходимые материалы: стулья, клей карандаш, картинки из журналов, фломастеры, бумага, мел и доска (можно ватман и маркер).
Время проведения:13.30.-14.30. 1) Вступление (10 мин)
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. И в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. Синдром эмоционального выгорания - результат стресса.
Признаки стресса:
1. Физические:
общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;
дрожь или нервный тик;
спазмы и связанные с ними кишечные, почечные, затрудненное глотание, головные боли, заикание;
повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.
2. Эмоциональные и поведенческие
Беспокойство или повышенная возбудимость;
Раздражительность, гнев, агрессивность;
Чувство беспомощности, страх.
Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях?
Нормальное течение множества процессов сложного организма обеспечивает автоматическая саморегуляция.
1. Отвлекайтесь:
Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
Обращайте внимание на мельчайшие детали.
Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
2. Снижайте значимость событий:
Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь.
Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:
"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т. д.;
"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
3. Действуйте:
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
наведите порядок дома или на рабочем месте;
устройте прогулку или быструю ходьбу;
пробегитесь;
побейте мяч или подушку и т. п.
4. Творите:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
рисуйте;
танцуйте;
пойте;
лепите;
шейте;
конструируйте и т. п.
5. Выражайте эмоции:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
мните, рвите бумагу;
кидайте предметы в мишень на стене;
попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах
6. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм" (рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):
Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:
постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.
Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей,
Примеры таких фраз: исчезли все неприятные ощущения в голове..; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе..; я спокоен за работу моего сердца
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] :
Процесс медитирования предполагает достаточно длительное размышление о каком-то предмете или явлении в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Этот метод отличается простотой и разнообразием техник.
Медитация позволяет эффективно защитить себя от стресса: снять мышечное напряжение, нормализовать пульс, дыхание, избавиться от чувства страха и тревоги.
9. Йога;
Условия здоровой жизни: стрессоустойчивость, психическое равновесие.
Цель йоги - развить такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики.
Упражнения ориентированы на развитие здоровья человека, в то числе, укрепление памяти, раскрытие умственных способностей, воспитание терпения и воли, обретения навыков управления своими настроениями и эмоциями.
- К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. В таких случаях можно использовать специальные способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, и для их освоения требуется минимальное количество времени.
1. Обучение способам управления дыханием.
- Управление дыханием - это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1.
- Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ 2.
Так как в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох,
- глубоко выдохните;
- задержите дыхание так надолго, как сможете;
- сделайте несколько глубоких вдохов;
снова задержите дыхание.
2. Управление тонусом мышц, движения
- Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
- Сядьте удобно, закройте глаза;
- дышите глубоко и медленно;
- пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки, до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
- постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
- прочувствуйте это напряжение;
- резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе;
- сделайте это несколько раз.
3. Звуковая гимнастика
Правила применения: спокойное расслабленное состояние, стоя с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Пропеваем следующие звуки:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е - воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, лёгкие;
У – воздействует на органы расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М - воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
Ха – помогает повысить настроение.
Рефлексия (5-7 мин)
4.«Гора с плеч»
Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины. Важно контролировать осанку и чувство уверенности в себе.Необходимое время: 3 сек.
Ведущий: Упражнение выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.
А сейчас хотите расслабиться и отдохнуть? тогда:
Сядьте, поудобнее, не напрягая мышц.
Не скрещивайте руки. Можно закрыть глаза.
Приготовьтесь отдохнуть, расслабиться, почувствовать внутренне равновесие, гармонию. Релаксация ( Удачный день).
Личностное и профессиональное развитие – очень хорошее средство от разочарования и эмоционального истощения!
«Изготовление картинки - талисмана »
Ведущий: Мы знаем, что в трудной ситуации поддержку нам могут оказать самые неожиданные вещи. Предлагаю вам изготовить для себя картинку талисманы, смотря на которую у вас возникнут приятные воспоминания или ощущения эмоциональные переживания. Проявите творчество и фантазию. Материал:Необходимое время: 10 минут.
Подведение итога, рефлексия
Ведущий: Что полезного Вы для себя узнали? Как изменилось Ваше самочувствие в процессе общения? Какое впечатление у Вас осталось от сегодняшнего семинара? Мне было приятно с вами общаться. Спасибо за работу.
ЖУРНАЛ
РАЗВИВАЮЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ
Д/с «Мишутка»
ЖУРНАЛ
РАЗВИВАЮЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ
Д/с «Белочка»
ЖУРНАЛ
РАЗВИВАЮЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ
Д/с «Алмаз»
ЖУРНАЛ
РАЗВИВАЮЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ
Д/с «Алёнушка»
ЖУРНАЛ
РАЗВИВАЮЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ
Д/с «Светлячок»
ЖУРНАЛ
УЧЁТА КОНСУЛЬТАЦИЙ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ДОКУМЕНТАЦИЯ