Рабочая программа по химии 8 класс к УМК Кузнецовой Н.Е.
Пояснительная записка
1. Общая характеристика программы
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам для 8—11 классов общеобразовательных учреждений авторов Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Тара, А.Ю. Жегина (М.: Вентана-Граф).
Курс химии 8 класса предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки: жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как на атомно-молекулярном, так и на электронном уровне. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе — рассмотрению периодического закона и Периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И. Менделеева, строения и свойств веществ, сущности химических реакций.
Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту, который формирует у учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведением практических работ, так как теорию необходимо подтверждать практикой. Также предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.
2. Задачи обучения
• формирование знаний основ химической науки — важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химического языка;
• развитие умений сравнивать, вычленять в изучаемом существенное, устанавливать причинно-следственную зависимость в изучаемом материале, делать доступные обобщения, связно и доказательно излагать учебный материал;• знакомство с применением химических знаний на практике;
• формирование умений наблюдать, фиксировать, объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;
• формирование специальных навыков обращения с веществами, выполнения несложных опытов с соблюдением правил техники безопасности в лаборатории;
• раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством;
• раскрытие у школьников гуманистических черт и воспитание у них элементов экологической и информационной культуры;
• раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера и вклада химии в научную картину мира.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
• химическую символику (знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций);
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула; относительная атомная и молекулярная массы; ион, химическая связь; вещество, классификация веществ; моль, молярная масса, молярный объем; химическая реакция, классификация реакций; окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;• основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро; периодический закон Д.И. Менделеева.
Учащиеся должны уметь:
• называть химические элементы, соединения изученных классов; типы химических реакций; виды химической связи; типы кристаллических решеток;
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
• давать характеристику химических элементов (от водорода до кальция) на основе их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связей между составом, строением и свойствами веществ; химических свойств основных классов неорганических веществ;
• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, вид химической связи в соединениях, тип кристаллической решетки вещества; признаки химических реакций;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем кислород, водород; растворы кислот и щелочей, хлорид-ион;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю
вещества в растворе, количество вещества, объем и массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки, передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления раствора заданной концентрации.
4. Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год. Предусмотрены 4 контрольные работы и 8 практических.
5. Используемый учебно-методический комплект
1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Тара Н.Н., ЖегинА.Ю. Химия: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Лёвкин. Задачник по химии. 8 класс. - М.: Вентана-Граф3. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Тара Н.Н., Жегин А.Ю. Программы по химии для 8—11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. М.: Вентана-Граф, 2006.
Тематическое планирование учебного материала
№ главы Название главы Кол-во часов Практические работы Контрольные работы
Введение 2 №1 Раздел I. Вещества и химические явления с позиции атомно-молекулярного учении я (44 ч.)
1 Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения 13 - №1
2 Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии 5 - -
3 Методы химии 2 - -
4 Вещества в окружающей природе и в технике 6 №2-4 -
5 Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение 6 №5 -
6 Основные классы неорганических соединений 13 №6 №2
Раздел II. Химические элементы и химические реакции в свете электронной теории (22 ч.)
7 Строение атома 2 - -
8 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 3 - -
9 Строение вещества 7 - №3 (по главам 7-9)
10 Химические реакции в свете электронной теории 2 - -
11 Водород – рождающий воду и энергию 4 №7 -
12 Галогены 5 №8 №4 (по главам 10-12)
Итого 70 8 4
Поурочное планирование
№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Оборудование Д/зДата
по плану факт
Введение (2 ч)
1 Предмет и задачи химии. Вводный инструктаж по охране труда (ОТ) и технике безопасности (ТБ) Вводный урок Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. О понятиях и теориях химии Знать: понятия физическое тело, природные и синтетические вещества, свойства веществ, химический элемент, атом, молекула.
Уметь: описывать свойства веществ и экспериментально подтверждать их Реактивы и оборудование для хим.эксперимента: вода, сахароза, укс.кислота, Al, Cu, изделия из стекла и железа, пробирки, спиртовка §1 , У пр. 1-3 с.7, доп.мат. к § 2 Пр.раб.№1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием Урок - практическая работа Правила ТБ и ОТ при работе в кабинете химии и химической лаборатории. Лабораторное оборудование Знать: правила ТБ и ОТ при работе в химической лаборатории; лабораторное оборудование.
Уметь: применять правила ТБ и ОТ при выполнении экспериментов; описывать наблюдения и делать выводы Наборы раздаточного материала для пр.работы. Инструкции по ОТ и ТБоформить работу Глава 1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения (13 ч)
3 Понятие «вещество» в физике и химии. Физические свойства веществ. Физические и химические явления. Химические реакции Комбинированный урок Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций Знать: понятия физические и химические явления, признаки химических реакций и условия их протекания.
Уметь: отличать химические реакции от физическихРеактивы и оборудование для лаб.работы § 3,4, У пр. 3,4,5 с.22, осн.понятия4 Атомы. Молекулы. Химические элементы Комбинированный урок Атомы, молекулы. Химический элемент. Названия и символика химических элементов. Структура ПСХЭ Д.И. Менделеева Знать: понятия атомы, молекулы, химический элемент, названия и символика некоторых химических элементов.
Уметь: произносить и записывать хим.символы некоторых ХЭ, пользоваться ПСХЭ Д.И.Менделеева на элементарном уровне, описывать состав молекулы вещества Шаростержневые модели молекул водорода, кислорода, воды, углекислого газа, азота § 5 , У пр. 3,5, с.30, табл.1, выуч.осн.понятия5 Формы существования химических элементов. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения Комбинированный урок Формы существования химических элементов – химические соединения (простые и сложные вещества). Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Классификация простых веществ и их физические свойства. Знать: понятия простое вещество, сложное вещество, химическое соединение, вещества молекулярного и немолекулярного строения. Формы существования ХЭ, классификацию и физические свойства металлов и неметаллов
Уметь: определять простые и сложные вещества, описывать их состав, сравнивать понятия ХЭ и вещество, определять металлы и неметаллы по их физ.свойствам, определять и характеризовать вещества молекулярного и немолекулярного строения Шаростержневые модели молекул водорода, кислорода, воды, углекислого газа, азота. таблицы и модели кристаллических решеток веществ молекулярного и немолекулярного строения §6 , У пр.2,3,5, с.35 6 Состав веществ. Закон. постоянства состав. Химические формулы Комбинированный урок Закон постоянства состава вещества. Качественный и количественный состав молекулы вещества. Характеристика вещества по химической формуле Знать: понятия химическая формула, индекс, коэффициент, колич. и качеств. состав вещества, закон постоянства состава вещества
Уметь: характеризовать вещество по химической формуле ПСХЭ Д.И.Менделеева. Справочные таблицы §7 , У пр.2 с.38 7 Атомно-молекулярное учение Комбинированный урок История развития учения об атомах. Атомно-молекулярное учение М.В. Ломоносова Знать: основные положения АМУ
Уметь: объяснять физ. и хим. Явления с точки зрения АМУ Справочные таблицы. Шаростержневые модели простых и сложных веществ § 8 , У пр.4,5, с.40 8 Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса элемента. Относительная молекулярная масса Комбинированный урок Частицы микромира. Масса атома, атомная единица массы. Относительная атомная масса элемента. Относительная молекулярная масса вещества Знать: понятия масса атома, атомная единица массы, относительная атомная масса элемента, относительная молекулярная масса вещества
Уметь: вычислять относительную атомную массу элемента, относительную молекулярную массу вещества ПСХЭ Д.И.Менделеева. Справочные таблицы §9-10 (до с.43), У пр.2,3,5, с.45 9 Массовые доли элементов в соединениях. Характеристика вещества по химической формуле Комбинированный урок Характеристика вещества по химической формуле. Решение задач по химической формуле Знать: план характеристики вещества по химической формуле, алгоритм вывода формулы соединения по массовой доле ХЭ в нем
Уметь: характеризовать вещество по плану, по формуле вычислять Mr и массовые доли ХЭ в сложном веществе, выводить формулу соединения
Справочные табл., алгоритмы решения задач по хим.формуле и на вывод формулы химического соединения
§ 10-11 , У пр.1,2,3, с.47 10 Система химических элементов Д.И. Менделеева Комбинированный урок Открытие периодического закона Д.И. Менделеевым. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и ее структура Знать: признаки классификации ХЭ, формулировку ПЗ, структуру ПСХЭ – периоды, группы, подгруппы, закономерности изменения свойств элементов, простых веществ в периодах, группах, главных подгруппах
Уметь: определять периоды, группы, подгруппы, пор.номер ХЭ в ПСХЭ, давать характеристику ХЭ на основании его положения в ПСХЭ ПСЗЭ, справочные таблицы. План характеристики ХЭ на основании его положения в ПСХЭ § 12, У пр. 1-3 с.50, доп.задание 11 Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений Урок изучения нового материала Валентность атомов химических элементов. Переменная и постоянная валентность атомов. Определение валентности химических элементов на основании положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Составление формул соединений по валентности атомов, входящий в состав соединения, и определение валентности атомов в соединении Знать: понятие валентность, правила четности-нечетности, высшее и низшее значение валентности
Уметь: определять высшую, низшую и переменную валентность ХЭ по их положению в ПСХЭ и в соединениях, составлять формулы соединений по валентности ХЭ ПСХЭ, Справочные таблицы, Алгоритмы определения валентности химических элементов в соединении и составления формул соединений по валентности § 13, У пр.3,4,5, с.60 12 Составление формул по валентности Урок совершенствования знаний, умений и навыков Валентность химических элементов. Алгоритмы составления соединений по валентности и определения валентности элементов в соединении Знать: понятие валентность,
Уметь: определять валентность в соединениях, составлять формулы соединений по валентности ПСХЭ, Алгоритмы составления соединений по валентности и определения валентности ХЭ в соединении. Справочные таблицы §14, У пр.2-5 с.63, выучить правила составления формул 13 Количество вещества. Моль – единица количества вещества Комбинированный урок Количество вещества и единица его измерения – моль. Постоянная Авогадро – число Авогадро. Взаимосвязь массы, числа частиц и количества вещества Знать: ед.изм. количества вещества – моль, постоянную Авогадро, формулу вычисления количества вещества по молярной массе и массе вещества
Уметь: вычислять количество вещества используя число структурных частиц и число Авогадро Справочные таблицы, Алгоритмы решения задач по формулам §15, У пр.5-8, с.65 , доп.задание 14 Молярная масса Комбинированный урок Молярная масса. Взаимосвязь массы, числа частиц и количества вещества Знать: понятие молярная масса, формулу вычисления количества вещества по молярной массе вещества и массе вещества
Уметь: вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число структурных частиц и известному количеству вещества ПСХЭ, Справочные таблицы, Алгоритмы решения задач по формулам §16 , подг.к контр.работе15 Контрольная работа №1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения Урок контроля знаний Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала по главе I Знать: теоретич. материал, изученный на занятиях 1-14
Уметь: применять полученные знания и умения Справочные таблицы повторить изученные темы Глава 2. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии (5 ч)
16 Сущность, признаки и условия протекания химических реакций. Тепловой эффект химической реакции Комбинированный урок Признаки химических реакций и условия их протекания. Энергетическая сторона химической реакции. Тепловой эффект химической реакции Знать: признаки химич.реакций, условия протекания ХР, понятия экзотермическая и эндотермическая реакция, тепловой эффект химической реакции, термохимическое уравнение реакции
Уметь: осуществлять хим.эксперимент, определять признаки хим. Реакций, описывать условия протекания ХР, определять по тепловому эффекту экзо- и эндотермические реакции Справочные табл., Реактивы и оборудование для лаб. работы, Инструкции по ОТ и ТБ§17, У пр.3,5,6, с.72 17 Законы сохранения массы и энергии Урок изучения нового материала Законы сохранения массы вещества и энергии. Взаимопревращение различных видов энергии в химических реакциях Знать: формулировки законов сохранения массы вещества и энергии, виды превращения энергии в хим. реакциях
Уметь: объяснять причину сохранения массы веществ в химических реакциях Видеоролик, доказывающий закон сохранения массы веществ § 18, У пр.4,5, с. 76 18 Составление уравнений химических реакций Урок изучения нового материала Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций Знать: алгоритм составления уравнений хим.реакций
Уметь: составлять уравнения хим.реакций Алгоритм составления уравнения химической реакции §19, У пр.7, с.8, доп.задание 19 Расчеты по химическим уравнениям Комбинированный урок Уравнения химических реакций. Расчетные задачи по уравнениям реакций Знать: единицы важнейших величин, алгоритм решения расчетных задач
Уметь: решать расчетные задачи по уравнениям реакций и находить кол-во вещества, массу продуктов реакции по количеству вещества и массе исходных веществ Справочные таблицы. Алгоритм решения расчетных задач на нахождение массы и количества вещества § 19, У пр.2-36,2-40 (задачник) 20 Типы химических реакций 20 - урок изучения нового материала; 21 – комбинированный урок Признаки классификации химических реакций: число исходных и конечных продуктов реакции; тепловой эффект химической реакции. Типы химических реакций по признакам классификации. Характеристика химического уравнения реакции Знать: признаки классификации ХР по числу исходных веществ и конечных продуктов реакций, по тепловому эффекту ХР, типы ХР, план характеристики химического уравнения
Уметь: определять тип ХР по уравнению, составлять уравнения ХР определенного типа и характеризовать ее Справочные таблицы, реактивы и оборудование для лабораторной работы § 20, У пр.2-21,2-24 (задачник) Глава 3. Методы химии (2 ч)
21 Методы науки химии Комбинированный урок Методы химии: наблюдение, описание, эксперимент; Идентификация (распознавание) веществ; Индикаторы, Анализ, синтезЗнать:
Уметь: § 21, У пр.2,4, с.87 22 Химический язык как средство и метод познания химии Комбинированный урок Химический язык Знать:
Уметь: §22 , У пр.2,6,8, с.90-91 Глава 4. Вещества в окружающей природе и технике (6 ч)
23 Чистые вещества и смеси Комбинированный урок Метод познания - химический анализ. Чистые вещества и смеси. Химический анализ состава смеси. Классификация смесей: по агрегатному состоянию веществ, образующих смесь; по размерам частиц веществ, образующих смесь; по растворимости одного вещества в другом веществе. Способы разделения однородных и неоднородных смесей. Значение и применение смесей в природе, жизни человека Знать: понятия чистое вещество, смесь, однородная смесь — гомогенная, неоднородная смесь - гетерогенная; способы разделения однородных и неоднородных смесей. Уметь: характеризовать однородные и неоднородные смеси, разделять их, применяя определенные способы Реактивы и оборудова-ние для лабораторной работы §23, У пр.3-4, 3-5, 3-9 (з-к) 24 Пр.раб.№2. Очистка веществ Урок-практическая работа Правила ОТ и ТБ. Очистка однородной смеси - раствора поваренной соли. Способы разделения однородной смеси: перегонка, экстрагирование, возгонка Знать: способы разделения однородной смеси; правила ОТ и ТБ при работе с оборудованием.
Уметь: осуществлять разделение однородной смеси фильтрованием и выпариванием воды; описывать наблюдения и делать выводы Наборы раздаточного материала для практической работы. Инструкции по ОТ и ТБоформить работу 25 Растворы. Растворимость веществ Урок изучения нового материала Растворы в природе и жизни человека. Тепловые явления при растворении, образование гидратов и кристаллогидратов. Растворимость веществ в воде, образование ненасыщенных, насыщенных и пересыщенных растворов. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде при температуре 20 °С. Решение расчетных задач на растворимость Знать: понятия раствор, взвесь, суспензия, эмульсия, гидраты, кристаллогидраты, растворимость, кривая растворимости, ненасыщенные, насыщенные, пересыщенные растворы; зависимость растворимости твердых и газообразных веществ от температуры и давления.Уметь: объяснять сходство и различие растворов со смесями и химическими соединениями; работать с таблицей растворимости; решать простейшие задачи на растворимость Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде. Реактивы и оборудование для химического эксперимента: кристаллогидраты, горячая вода, смесь мела и воды, смесь растительного масла и воды, лекарства в виде суспензий и эмульсий; химические стаканы, колбы § 24 , У пр.5(б,в), с.103 26 Пр.раб.№3. Растворимость веществ Урок-практическая работа Правила ОТ и ТБ. Условия, влияющие на растворимость веществ в воде Знать: условия, влияющие на растворимость веществ в воде. Уметь: экспериментально подтверждать влияние природы растворяемого вещества, температуры, природы растворителя на растворимость твердых веществ Наборы раздаточного материала для практической работы. Инструкции по ОТ и ТБоформить работу 27 Массовая доля растворенного вещества Комбинированный урок Концентрация растворов — массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация раствора. Взаимосвязь: массы растворенного вещества и массы раствора; массы растворенного вещества, объема раствора и его плотности Знать: единицы измерения массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации раствора; формулы вычисления массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации раствора. Уметь: применять формулы выражения массовой доли растворенного вещества и молярной концентрации раствора при решении расчетных задач Алгоритмы решения задач. Реактивы и оборудование для приготовления раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества и молярной концентрацией раствора, ареометр §25 , У пр.3-20,21,23,24 (з-к) 28 Пр.раб.№4. Приготовление раствора заданной концентрации Урок-практическая работа Правила ОТ и ТБ. Массовая доля растворенного вещества и молярная концентрация раствора Знать: формулы выражения концентрации растворов (массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация раствора). Уметь: решать расчетные задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации раствора; вычислять массу растворителя, зная объем растворителя и его плотность, массу растворенного вещества по формуле Наборы раздаточного материала для практической работы. Инструкции по ОТ и ТБоформить работу Глава 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (6ч)
29 Законы Гей-Люссака и Авогадро. Комбинированный урок Законы Гей-Люссака и Авогадро. Объемные соотношения газов при химических реакциях Знать: понятия молярный объем, нормальные условия (н. у.); формулу вычисления объема газа по молярному объему и количеству вещества. Уметь: вычислять количество вещества по известному объему газа и молярному объему (и обратные задачи), используя единицы измерения объема газа;, определять объемы газов, зная их объемные соотношения в химической реакции Справочные таблицы . Алгоритмы решения задач по формулам § 26 , У пр.4-10,16,17 (з-к) 30 Решение расчетных задач У пр. 4-37,39,40 (з-к) 31 Воздух — смесь газов. Относительная плотность газов Комбинированный урок Составные части воздуха — постоянные и переменные по объему. Относительная плотность газов Знать: состав воздуха по объему; средний молекулярный вес воздуха. Уметь: определять относительную плотность газа; по относительной плотности газа определять его молекулярную массу Реактивы и оборудование для химического эксперимента: подтверждения качественного состава воздуха. Справочные таблицы §27 , У пр.4-25,26,27 (з-к) 32 Кислород — химический элемент и простое вещество. Получение кислорода в лаборатории Урок изучения нового материала Кислород — химический элемент и кислород — простое вещество. Кислород в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Способы собирания кислорода Знать: понятия катализатор, каталитическая реакция, термическое разложение', общие сведения о кислороде, его нахождении в природе, получении в лаборатории и промышленности; способы собирания кислорода. Уметь: составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения кислорода в лаборатории; получать, собирать кислород в лаборатории и доказывать его наличие Справочные таблицы, схемы. Реактивы и оборудование для химического эксперимента: получения кислорода в лаборатории и его собирания § 28, У пр.4-45,46,47(з-к) 33 Химические свойства и применение кислорода Комбинированный урок Химические свойства кислорода. Реакции окисления, реакции горения. Оксиды. Круговорот кислорода в природе и его применение Знать: химические свойства кислорода; понятия реакция окисления, окислитель, реакция горения, медленное окисление, оксиды, фотосинтез. Уметь: составлять уравнения реакций взаимодействия кислорода с простыми и сложными веществами; сравнивать процессы горения и медленного окисления; определять оксиды и составлять формулы оксидов по валентности химических элементов; решать расчетные задачи по формуле и уравнениям Справочные таблицы. Реактивы и оборудование для химического эксперимента: сера, фосфор, углерод, перманга-нат калия, магний; прибор для получения газов, ложечка для сжигания веществ § 29 , У пр.4-51 (з-к) 34 Пр.раб.№ 5. Получение кислорода и изучение его свойств Урок-практическая работа Правила ОТ и ТБ. Получение кислорода и изучение его свойств Знать: правила ОТ и ТБ; физические и химические свойства кислорода; способы получения кислорода в лаборатории; способы собирания кислорода. Уметь: получать кислород в лаборатории, собирать методом вытеснения воздуха и доказывать его наличие; изучать химические свойства кислорода; описывать наблюдения и делать соответствующие выводы Наборы раздаточного материала для практической работы. Инструкции по ОТ и ТБоформить работу Глава 6. Основные классы неорганических соединений (13 ч)
35 Оксиды Комбинированный урок Классификация оксидов и их названия. Физические свойства оксидов, получение оксидов Знать:понятия основные, кислотные, амфотерные оксиды, гидроксиды', названия оксидов, способы их получения.
Уметь: составлять формулы оксидов и называть их; составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения оксидов; составлять формулы кислот и оснований, которые соответствуют основным, амфотерным и кислотным оксидам Справочные таблицы. Реактивы и оборудование для лабораторной работы § 30 , У пр. 5-14,15,36 (з-к) 36 Основания – гидроксиды основных оксидов Комбинированный урок Основания — гидроксиды основных оксидов. Физические свойства оснований. Получение оснований и техника безопасности при работе с растворами щелочей. Состав, классификация оснований и их названия Знать: понятия гидроксогруппа, основание, щелочь', названия оснований; классификацию, физические свойства растворимых и нерастворимых оснований, способы их получения; правила ТБ при работе с растворимыми основаниями - щелочами.
Уметь: составлять формулы оснований, классифицировать и называть их; составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения оснований растворимых и нерастворимых; определять растворимые основания с помощью индикаторов; решать схемы превращений; объяснять правила ТБ при работе с растворимыми основаниями - щелочами Справочные таблицы. Реактивы и оборудование для лабораторной работы §31 , У пр. 5-5254,58,(з-к) 37 Кислоты. Техника безопасности при работе с кислотами Комбинированный урок Физические свойства кислот. Техника безопасности при работе с кислотами. Состав, классификация и названия кислот. Получение кислот Знать: понятия кислота, кислотный остаток; названия кислот; физические свойства некоторых кислот и способы их получения; правила ТБ при работе с кислотами. Уметь: составлять формулы кислот, классифицировать и называть их; решать схемы превращений; объяснять правила ТБ и ОТ при работе с кислотами Реактивы и оборудование для химического эксперимента: разбавленные и концентрированные соляная и серная кислоты, газированная вода, лимонная кислота, молочная кислота, уксусная кислота, вода, сахарная пудра; химическая посуда, лучина§32, У пр.1-4, с.142 38 Соли: состав и номенклатура Комбинированный урок Состав солей, классификация солей по растворимости и их названия Знать: понятия кислые соли, средние соли, основные соли, двойные соли; названия солей; физические свойства солей и способы их получения. Уметь: составлять формулы солей, классифицировать и называть их; экспериментально получать соли Справочные таблицы, схемы. Реактивы и оборудование для химического эксперимента: растворимые и нерастворимые основания, вода, хлорид меди (II), хлорид железа (III), индикаторы; пробирки. Инструкции по ОТ иТБ§ 33, У пр.2,3, с.144 39 Химические свойства оксидов Комбинированный урок Химические свойства основных и кислотных оксидов и их применение. Схема превращений. Индикаторы на кислоты и основания Знать: понятия гидроксид, кислотный и основный оксид, индикатор; химические свойства основных и кислотных оксидов. Уметь: составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства основных и кислотных оксидов; определять индикатором растворы кислот и оснований; составлять формулы кислот, соответствующих кислотным оксидам, и оснований, соответствующих основным оксидам; решать схемы превращений Справочные таблицы. Алгоритмы составления уравнений реакций, характеризующих свойства кислотных и основных оксидов. Реактивы и оборудование для химического эксперимента и лабораторной работы. Инструкции по ОТ и ТБ§34 , У пр.1,2,4, с.149 40 Химические свойства кислот Комбинированный урок Типы и признаки химических реакций, индикаторы. Ряд напряжений металлов и правила работы с ним. Генетический ряд металла и генетический ряд неметалла. Химические свойства кислот Знать: понятия электрохимический ряд напряжений металлов, генетический ряд металла и неметалла, реакция нейтрализации', индикаторы на кислоты; химические свойства кислот. Уметь: составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства кислот; пользоваться рядом напряжений металлов; экспериментально осуществлять реакции, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила ТБ и ОТ; оформлять наблюдения и делать соответствующие выводы; решать схемы превращений Реактивы и оборудование для химического эксперимента и лабораторной работы. Инструкции по ОТ и ТБ§ 35, У пр.5-89 (а-в) (з-к) 41 Щелочи, их свойства и способы получения Комбинированный урок Растворимые основания — щелочи, их физические свойства и способы получения в лаборатории. Химические свойства растворимых оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами солями. Области применения щелочей Знать: понятия щелочь, реакция нейтрализации; индикаторы на основания; химические свойства щелочей и способы их получения.
Уметь: составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства оснований и способы их получения; экспериментально осуществлять реакции, подтверждающие химические свойства оснований, соблюдая правила ТБ и ОТ; оформлять наблюдения и делать соответствующие выводы Реактивы и оборудование для химического эксперимента и лабораторной работы. Инструкции по ОТ и ТБ§36 , У пр.3-53, 65 (з-к) 42 Нерастворимые основания, их получение и свойства. Амфотерность Комбинированный урок Нерастворимые основания, получение их в лаборатории, химические свойства. Переходные элементы, оксиды и гидроксиды, им соответствующие. Амфотерность (кислотно-основный характер) переходных элементов, оксидов и гидроксидов, им соответствующих Знать: понятия амфотерностъ; амфотерные соединения переходных элементов цинка и алюминия; химические свойства нерастворимых оснований; химические свойства амфотерных соединений и способы их получения. Уметь: составлять уравнения химических реакций, подтверждающих химические свойства нерастворимых оснований, амфотерных гидроксидов, образованных цинком и алюминием; получать нерастворимые основания, амфотерные гидроксиды цинка и алюминия в лаборатории; экспериментально доказывать кислотно-основный характер гидроксидов цинка и алюминия ПСХЭ Д.И.Менделеева. Инструкции по ОТ и ТБ и задания лабораторной работы. Реактивы и оборудование для лабораторной работы § 37, У пр. 5-152 (а-г) (з-к) 43 Химические свойства солей Комбинированный урок Химические свойства солей: взаимодействие с металлами, растворимыми основаниями, солями, кислотам Знать: химические свойства солей.
Уметь: составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства солей; экспериментально осуществлять реакции обмена и замещения, соблюдая правила ТБ и ОТ; оформлять наблюдения и делать соответствующие выводы Комбинированный урок § 38, У пр.5-125 (з-к) 44 Генетическая связь между классами неорганических веществ Комбинированный урок Генетическая связь классов неорганических соединений. Схемы генетической связи классов неорганических веществ Знать: понятие генетическая связь классов неорганических соединений. Уметь: составлять уравнения реакций по схемам превращений и решать их Реактивы и оборудование для химического эксперимента: гидроксид натрия, сульфат меди (II), серная кислота, цинк, хлорид бария, вода, индикаторы; спиртовка, пробирки, ложечка для сжигания веществ, химическая посуда§ 38, У пр. 5-126, 139 (з-к) 45 Свойства классов неорганических веществ. Типы химических реакций. Генетическая связь классов неорганических веществ Урок обобщающего повторения Химические свойства кислот, солей, оксидов и оснований. Типы химических реакций. Генетическая связь классов неорганических веществ. Расчетные задачи по химическим уравнениям Знать: содержание узловых вопросов темы «Основные классы неорганических соединений» (см. уроки 34—43). Уметь: составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства основных классов неорганических соединений; определять типы химических реакций; составлять уравнения реакций по схемам превращений; решать расчетные задачи
Справочные таблицы, схемы. Алгоритмы решения задач §34-38 , У пр.5-137, 138 (з-к) 46 Пр. раб.№ 6. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований Урок-практическая работа Правила ОТ и ТБ. Химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Способы получения оксидов, оснований, солей, кислот Знать: химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей; способы получения оксидов, оснований, солей, кислот. Уметь: осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ; описывать наблюдения и делать соответствующие выводы
Наборы раздаточного материала для практической работы. Инструкции по ОТ и ТБ.оформить работу 47 Контрольная работа № 2. Основные классы неорганических соединений Урок контроля знаний Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала по главе 6 Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях (см. уроки 34—45). Уметь: применять полученные знания и умения Справочные таблицы повторить изученные темы Глава 7. Строение атома (2 ч)
48 Состав и важнейшие характеристики атома. Изотопы. Химические элементы Урок изучения нового материала История открытия строения атома, сложность его строения. Элементарные частицы, входящие в состав атома, атомного ядра. Изотопы. План характеристики строения атома химического элемента на основании его порядкового номера в ПСХЭ Д. И. Менделеева Знать: понятия электронейтральность атома, изотопы, современное определение химического элемента. Уметь: определять состав атома химического элемента по его порядковому номеру в ПСХЭ Д. И. Менделеева; давать характеристику химического элемента по его положению в системе и составу атома; сравнивать изотопы в составе атомов на примере изотопов водорода; вычислять относительную массу элемента, учитывая массу изотопов и их распространенность в природе ПСХЭ Д.И.Менделеева. Справочные таблицы § 39, У пр. (з-к) 49 Строение электронных оболочек атомов Урок изучения нового материала Энергетический уровень и энергия электронов в атоме. Квантовые числа. Физический смысл номера периода, номера группы. Распределение электронов в атоме по энергетическим уровням элементов 1, 2, 3-го периодов и максимальное число электронов на 1, 2, 3-м энергетических уровнях. Завершенный энергетический уровень, внешний энергетический уровень Знать: понятия энергетический уровень, электронное облако, энергетические' подуровни, электронная орбиталь, спин, спаренные и неспаренные электроны, электронная формула, электронно-графическая формула', физический смысл номера периода и номера группы; причину периодичности изменения свойств химических элементов, расположенных в порядке возрастания заряда ядра их атомов. Уметь: распределять электроны по энергетическим уровням атомов химических элементов; составлять электронную и электронно-графическую формулу; давать характеристику химического элемента по его положению в системе, составу атома и строению его энергетических уровней ПСХЭ Д.И.Менделеева. Справочные таблицы § 40, У пр.6-12, 18,19 (з-к) Глава 8. Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева (3 ч)
50 Периодические изменения свойств химических элементов. Современная трактовка периодического закона Комбинированный урок Открытие периодического закона Д.И. Менделеевым. Этапы развития учения о периодичности. Современная трактовка периодического закона. Признаки типичного элемента-металла и элемента-неметалла на основании строения атома и положения в Периодической системе (таблице) химических элементов Д.И. Менделеева Знать: формулировку периодического закона по Д.И. Менделееву и современную; структуру ПСХЭ Д.И. Менделеева. Уметь: определять периоды, группы, подгруппы, порядковый номер химического элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева, валентность химического элемента; составлять формулы простых веществ, оксидов и гидроксидов, образованных химическими элементами, и характеризовать изменения их свойств; давать характеристику химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, определять его металличность и неметалличностьПСХЭ Д.И.Менделеева. План характеристики химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева § 41, У пр.3, с.179 51 Периодическая система в свете теории строения атома Комбинированный урок Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева как обобщающая сведения о химических элементах и образуемых ими простых и сложных веществах. Периодический закон для объяснения известных фактов и прогнозирования новых. Взаимосвязь «строение — свойства». Важность закона для развития геохимии, получения новых элементов и создания материалов с заранее заданными свойствами. Этапы жизни Д.И. Менделеева и его деятельность Знать: формулировку периодического закона по Д.И. Менделееву и современную; понятия период, группа, подгруппа.
Уметь: оперировать понятиями изотоп, химический элемент, структура Периодической системы, период, группа, подгруппа, периодичность — вертикальная, горизонтальная, диагональнаяПСХЭ Д.И.Менделеева §42 , У пр.4,5,6.7, 9(по выб), с. 183 52 Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева и теории строения атома Комбинированный урок Характеристика химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность, ион, положительно заряженный ион Знать: понятия энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность, ион, положительно заряженный ион; план характеристики химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева.
Уметь: давать характеристику химических элементов по плану ПСХЭ Д. И. Менделеева. План характеристики химического элемента на основании его положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева §43, У пр.4,5,8, с.187 Глава 9. Строение вещества (7 ч)
53 Ковалентная связь атомов при образовании молекул простых веществ Комбинированный урок Ковалентная химическая связь. Возникновение кова-лентной химической связи между атомами неметаллов посредством общих электронных пар. Электронное облако атома водорода, его форма, валентные электроны атома Знать: понятия ковалентная связь, общая электронная формула; электронную схему образования ковалентной связи.
Уметь: определять соединения с ковалентной связью и объяснять электронную схему ее образования ПСХЭ Д.И.Менделеева. Алгоритм составления электронной схемы образования ко-валентной связи. Таблица «Ковалентная связь». Шаростержневые модели молекул водорода, азота, хлороводорода , хлора § 44, У пр.3,4, c.191 54 Виды ковалентной связи и ее свойства Комбинированный урок Относительная электроотрицательность (ОЭО) элементов неметаллических элементов. Изменение ОЭО в периодах и группах, главных подгруппах ПСХЭ
Д.И. Менделеева. Ряд относительной электроотрицательности неметаллов. Виды ковалентной связи — полярная и неполярная Знать: понятия ряд относительной электроотрицательности (ОЭО), ковалентная неполярная связь, ковалентная полярная связь, полярность связи, частичный заряд, полярные и неполярные молекулы; причины
изменения ОЭО в периодах и группах, главных подгруппах. Уметь: характеризовать неметаллические элементы по их ОЭО; определять соединения с ковалентной неполярной и полярной химической связью и составлять электронные схемы образования этих связей ПСХЭ Д.И.Менделеева. Справочные таблицы. Алгоритм составления электронной схемы
образования ковалентной полярной и неполярной связи. Таблица «Ковалентная неполярная и полярная химическая связь» § 45, У пр.3-6. с. 194 55 Ионная связь и ее свойства Комбинированный урок Прочность внешнего энергетического уровня металлических и неметаллических элементов. Положительно заряженные ионы (катионы) и отрицательно заряженные ионы (анионы) - частицы с завершенным внешним энергетическим уровнем. Ионный вид химической связи между атомами типичных металлов и типичных неметаллов Знать: понятия идеал прочности энергетического уровня, катион, анион, химическая связь, ионная связь', механизм образования ионной связи.
Уметь: определять соединения с ионной связью и объяснять механизм ее образования ПСХЭ Д.И. Менделеева. Алгоритм составления электронной схемы образования ионной связи. Справочные таблицы § 46, У пр.3-5, с. 197 56 Степень окисления Комбинированный урок Степень окисления элемента в ионных соединениях, в соединениях с полярной и неполярной химической связью. Вычисление степени окисления элементов в простых веществах и сложных соединениях. Составление соединений по степеням окисления элементов — постоянным и переменным. Валентность и степень окисления элемента Знать: понятие степень окисления.
Уметь: определять степени окисления и валентность элементов в соединениях; составлять формулы соединений по степени окисления элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Таблицы «Виды химической связи», «ОЭО химических элементов» § 47, У пр.2-5, с. 201 57 Кристаллическое состояние веществ Комбинированный урок Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток — атомная, ионная, молекулярная. Валентность элементов в свете электронной теории. Свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки Знать: понятия агрегатное состояние вещества, аморфные вещества, кристалл, кристаллические вещества, атомная кристаллическая решетка, ионная кристаллическая решетка, молекулярная кристаллическая решетка.
Уметь: характеризовать и объяснять свойства веществ (иод, вода, кислород, алмаз, оксид кремния, хлорид натрия) на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки ПСХЭ Д.И. Менделеева. Таблица «Типы кристаллических решеток». Шаростержневые модели кристаллических решеток. Пластилин и металлические стержни § 48, У пр.4-6, с. 205 58 Контрольная работа №3. Строение атома. Периодический закон и ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение веществ Урок контроля знаний Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала по главам 7-9 Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях (см. уроки 47-57). Уметь: применять полученные знания и умения Справочные таблицы повторить изученные темы Глава 10. Химические реакции в свете электронной теории (4 ч)
59 Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) Урок изучения нового материала Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса Знать: понятия окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, процесс окисления, процесс восстановления, метод электронного баланса.
Уметь: определять окислитель, восстановитель; составлять уравнения ОВР методом электронного баланса Справочные таблицы. Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса § 49, У пр.7-34,36,37 (з-к) 60-61 Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Комбинированный урок Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Знать: определения реакций ОВР
Уметь: составлять уравнения ОВР методом электронного баланса; ПСХЭ Д.И. Менделеева. Справочные таблицы. Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса § 50, У пр.7-41,42 (з-к) 62 Сущность и классификация химических реакций в свете электронной теории Сущность ОВР в свете электрон. теории. Классиф. ОВР - реакции внутримолекул.,межмолекул., диспропорционированияЗнать: определения реакций ОВР — внутримолекулярных, межмолекулярных, диспропорционирования. Уметь: определять типы ОВР; объяснять сущность ОВР в свете электронной теории § 50, У пр.7-47,48 (з-к) Глава 11. Водород – рождающий воду (3 ч)
63 Водород - химический элемент и простое вещество Урок изучения нового материала Водород в природе, строение атома, изотопы водорода. Физические и химические свойства водорода, применение водорода. Получение водорода в лаборатории
и промышленности. Способы собирания водорода. ТБ при работе с водородом Знать: нахождение водорода в природе; физические и химические свойства водорода; способы получения водорода в лаборатории и промышленности, собирания и определения его чистоты.
Уметь: составлять уравнения химических реакций, подтверждающих химические свойства водорода; получать, собирать водород в лаборатории, определять его чистоту и доказывать наличие Справочные таблицы, схемы. Реактивы и оборудование для получения водорода в лаборатории § 52, У пр.8-10,11(з-к) 64 Пр. раб. № 7. Получение водорода и изучение его свойств Урок-практическая работа Правила ОТ и ТБ. Получение водорода, признаки химической реакции и условия ее протекания. Собирание водорода в сосуд способом вытеснения воздуха. Определение чистоты водорода. Химические свойства водорода Знать: способы получения и собирания водорода в лаборатории; химические свойства водорода; правила ТБ и ОТ.
Уметь: осуществлять химический эксперимент по получению водорода и его собиранию методом вытеснения воздуха, изучению химических свойств; соблюдать правила ТБ и ОТ при работе с водородом; описывать наблюдения и делать соотв. выводы Наборы раздаточного материала для практической работы. Инструкции по ОТ и ТБоформить практическую работу 65 Вода — оксид водорода. Пероксид водорода Интегрированные научно-познавательные уроки Состав молекулы воды и особенности ее строения. Физические свойства воды и ее аномалии. Химические свойства воды — вода химически активное вещество. Способы очистки воды и ее применение в быту и народном хозяйстве. Значение воды в живой и неживой природе. Охрана воды. Анализ физических и химических явлений, происходящих с водой в живой и неживой природе. Пероксид водорода и его свойства. Разновидности молекул воды в связи с существованием водорода и кислорода Знать: понятия диполь воды, гидрофильные вещества, гидрофобные вещества, анализ, синтез, основания, щелочи, кислоты, индикаторы, физические и химические свойства воды - взаимодействие с простыми и сложными веществами; химические свойства пероксида водорода; значение воды в природе и жизни человека. Уметь: составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства воды и пероксида водорода объяснять методы определения состава вещества (анализ) и получения сложных веществ (синтез) Справочные таблицы. Реактивы и оборудование для демонстрации аномальных физических (изменение объема и плотности при замерзании) и химических свойств воды: натрий, оксид кальция, оксид фосфора, индикаторы § 53, У пр.8-27,28(з-к) Глава 12. Галогены (4 ч)
66 Строение атомов галогенов. Галогены — простые вещества Урок изучения нового материала Строение атомов галогенов. Степени окисления галогенов в водородных соединениях и в соединениях с кислородом. Химическая связь, характерная для галогенов —
простых веществ. Получение, физические, химические свойства галогена -хлора. Области применения галогенов и их соединений Знать: химические элементы галогены, строение их атомов, степени окисления; вид химической связи между атомами галогенов — простых веществ; физические, химические свойства хлора, способы его получения в лаборатории и промышленности, области применения.
Уметь: составлять электронные и электронно-графические формулы атомов галогенов, определять их степени окисления в водородных соединениях и соединениях с кислородом; составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства хлора и способы его получения в лаборатории и промышленности ПСХЭ Д.И. Менделеева. Справочные таблицы. Реактивы и оборудование для химического эксперимента: получения хлора § 54, У пр.8-37(б,в),41,45(з-к) 67 Хлороводород, соляная кислота и их свойства Комбинированный урок Хлороводород — водородное соединение хлора, его получение, физические свойства и применение. Соляная кислота — раствор хлороводорода в воде. Физические, химические свойства соляной кислоты и ее применение. Специфические свойства соляной кислоты и ее солей Знать: соединение хлора с водородом — хлороводород, способы его получения, физические, химические свойства и области применения; способы получения, физические, химические свойства соляной кислоты и области ее применения; качественную реакцию на соляную кислоту и ее соли.
Уметь: составлять уравнения реакций, подтверждающих способы получения хлороводорода и химические свойства соляной кислоты Реактивы и оборудование для лабораторной работы § 55, У пр.8-58,59,60,61(з-к) 68 Пр.раб. № 8. Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены» Урок-практическая работа Правила ОТ и ТБ. Получение хлороводорода. Собирание хлороводорода в сосуд методом вытеснения воздуха. Получение соляной кислоты и изучение ее химических свойств. Качественное определение соляной кислоты и ее солей Знать: способы получения хлороводорода, соляной кислоты в лаборатории; химические свойства соляной кислоты; качественную реакцию на соляную кислоту и ее соли.
Уметь: осуществлять химический эксперимент, соблюдая правила ТБ и ОТ (получать и собирать хлороводород, изучать химические свойства соляной кислоты и ее солей); описывать наблюдения и делать соответствующие выводы Наборы раздаточного материала для практической работы. Инструкции по ТБ и ОТоформить практическую работу 69 Обобщающее повторение по темам «Химические реакции в свете электронной теории. Водород. Галогены» Урок обобщающего повторения Химические реакции в свете электронной теории. Водород. Галогены Подготовиться к контрольной работе 70 Контрольная работа №4. Химические реакции в свете электронной теории. Водород. Галогены Урок контроля знаний Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала по главам 10-12 Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях (см. уроки 59-67).
Уметь: применять полученные знания и умения Справочные таблицы