Лыжи — лучший способ укрепления здоровья зимой.


Лыжи – не только самый массовый в России вид спорта, но и лучший способ укрепления здоровья зимой. Систематические занятия лыжами помогают укрепить здоровье, воспитывают волю и характер.
Формы работы в школе по лыжному спорту бывают разные: учебная, внеклассная и внешкольная.
Организационными формами проведения занятий являются:
1. Урочные формы — урок лыжной подготовки (по классам) и учебно-тренировочные занятия в секции лыжного спорта;
2. Внеурочные формы — индивидуальные занятия, самодеятельные групповые занятия, организованные групповые занятия.
Успешное проведение уроков зависит от правильной организации и соблюдения следующих требований:
перед каждым уроком должны быть поставлены конкретные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Общие задачи решаются в ходе всех уроков, а частные — на каждом отдельном уроке;
каждый урок должен продолжать предыдущий и быть связан с последующим уроком и в то же время быть целостным и законченным;
содержание материала, нагрузка, методика урока должны соответствовать поставленным задачам, возрасту, физическому развитию и подготовленности учеников;
урок должен быть интересным, увлекать и побуждать к активной деятельности.
В условиях организации занятий здоровьесберегающей направленности необходимо соблюдать установленный санитарными нормами и правилами температурный режим для уроков физической культуры раздела «Лыжная подготовка».
Дети, освобожденные от уроков физической культуры по состоянию здоровья, совершают прогулку на свежем воздухе.
Уроки лыжной подготовки проводятся согласно расписанию и принципиально не отличаются от уроков легкой атлетики или гимнастики, включают 3 части: подготовительную, основную и заключительную.
Лыжня всегда прокладывается ровной (без извилистости), достаточно узкой и по возможности прямолинейной (особенно для начального обучения в младших классах) и тщательно накатывается. Следует заранее подготовить лыжню для уроков. Лучше это сделать с группой учеников, занимающихся в школьной секции по лыжному спорту. Защищенность от ветра - важное требование к месту занятий, так как учащимся при обучении приходится, стоя на месте, выслушивать объяснение или следить за показом, а зимой на пронизывающем ветру это недопустимо. Желательно, чтобы половина площадки была горизонтальной, а другая имела небольшой уклон (2-3°), что позволит разучивать и совершенствовать скользящий шаг и одновременные ходы под уклон. В зависимости от наполняемости класса выбираются и размеры учебной площадки (для группы учащихся в 12-15 человек – 100 x 40 м). Меньшие площадки снижают эффективность обучения: частые повороты нарушают темп и ритм.
Учебные склоны служат для изучения спусков, торможений и поворотов в движении, а также способов преодоления подъемов. Если есть возможность, необходимо подобрать не один, а два-три склона различной крутизны, рельефа и длины. Это позволит решать любые задачи урока и внеклассного занятия в зависимости от возраста и подготовленности учащихся и постепенно переходить от пологих склонов к более крутым. На склонах не должно быть ни выступающих из-под снега, ни скрытых посторонних предметов (пней, камней, поваленных деревьев), которые могут послужить причиной травм.
Учащиеся должны усвоить и строго соблюдать правила безопасности при занятиях на лыжах:
Проверить исправность и подгонку лыжного инвентаря;
Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 метра, при спусках с горы – не менее 20-30м;
При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки;После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновения с другими лыжниками;
При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону;
Необходимо следить друг за другом и немедленно сообщать учителю о первых же признаках обморожения;
Никогда не растирать обмороженные участки тела снегом;
При поломке или порче лыжного инвентаря сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к месту расположения школы.
При обучении техники передвижения на лыжах используют:
Словесные методы - (рассказ) о данном ходе (упражнении) должен быть кратким, ёмким и понятным.
Методы наглядного воздействия - показ должен быть доступен для восприятия. Показывать новое упражнение следует в соревновательном темпе. Затем более медленно, выделяя основные фазы или элементы под счет.
Практические методы – подводящие имитационные упражнения, используют для познания действительности, формирования и углубления навыков умений, и знаний.
При проведении уроков по лыжной подготовке (несмотря на известные трудности в их организации в связи со спецификой занятий) игры, игровые упражнения и задания получили самое широкое распространение.
В процессе игр можно целенаправленно воспитывать такие важные качества, как смелость, ловкость, настойчивость в достижении поставленной цели. Игры с элементами соревнований порой являются незаменимым средством в воспитании морально-волевых качеств у школьников при организации уроков по лыжной подготовке и спортивно-массовых мероприятий в школе.
В нашей школе согласно плану воспитательных мероприятий в зимний период проводится 2 спортивных мероприятия с элементами лыжной подготовки: «Лыжня России» (школьный этап), «Проводы Русской зимы», при проведении которых родители учащихся являются активными помощниками и участниками мероприятий.
Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе заметно повышают сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям, положительно сказываются на умственной и физической работоспособности, доставляют положительное влияние на нервную систему.
Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, физическая выносливость.