Внеклассный урок Казахской государственности 550 лет: от прошлого к настоящему.
Поурочный план
Дата: 16.02.15.
Предмет: История Казахстана
Класс: 8
Тема: Казахской государственности 550 лет: от прошлого к настоящему.
Цель: Систематизация знаний о возникновении государственности на территории Казахстана, ее особенностях, структуре и роли исторических деятелей в ее развитии и историю Казахстана на современном этапе.Задачи: Образовательная: Обобщение знаний об условиях формирования и образования Казахского ханства, структуре, внутренней и внешней политике, охарактеризовать проблемы изучения истории государственности; Развивающая: Развитие умений определять причинно – следственные связи, выделять главное в исторических источниках, делать логические выводы, формирование навыка самостоятельной работы и картографических умений; Воспитательная: Воспитание казахстанского патриотизма и уважения к историческому прошлому своего государства. Тип урока: Повторительно – обобщающий Методы урока: Проблемно – поисковый, словесный, работа в группах, выполнение практических заданий.
Ход урока
«Нам необходимо вглядеться в прошлое, чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего».Н. А. Назарбаев
1.Организационный момент
- приветствие
- психологический настрой
- мотивация
- постановка цели
Разминка «Картинка».(2 мин.) Учащиеся на доске собирают фрагменты картинки. Таким образом, узнаем тему нашего сегодняшнего урока. Учитель объявляет тему и цели урока. (Приложение №1).
Вступительное слово учителя: Ребята, перед вами карта Казахстана, государственность которого уходит далеко в прошлое. В 2015 году мы отмечаем 550 – годовщину создания Казахского ханства, из прошлых уроков мы знаем, что это было непростое время, тем не менее султаны Жанибек и Керей положили начало созданию государства в условиях кочевой цивилизации. Сегодня на уроке мы должны будем повторить основные моменты данного процесса. Урок будет проходить в форме путешествия от прошлого к настоящему.
1 ведущий : Казахстан на пути своего развития претерпел много изменений. Были периоды Казахского ханства, казахских жузов в составе Российской империи, Казахской ССР. Сейчас это — Независимая Республика Казахстан.
2 ведущий: Пятнадцатый век был очень тяжелым для казахского народа, и именно в этом веке разрозненные, противостоящие друг другу в жестокой и междоусобной борьбе казахские роды и племена, наконец, поняли, что им надо объединяться, чтобы выжить . «Властолюбивы и самолюбивы были родовые вожди …. Но на этот раз мощный национальный порыв был так велик , что невольно увлек их за собой…» [И. Есенберлин]
1 ведущий: Как сказал наш президент Н.А.Назарбаев «Празднование 550-летия Казахского ханства очень нужно для нас, особенно для молодежи. Нужно исследовать нашу историю, повышать знание народа о ней. Мы обрели независимость в непростое время, прошли через трудности. Теперь, с улучшением положения, нам следует уделять внимание истории, духовной составляющей. Независимость страны начинается с внутреннего настроения народа, с его отношения друг к другу. Это следует помнить. У казахов есть пословица: «Если четверо вместе - придет благоденствие, если шестеро врозь - потеряют все».
2 ведущий: Начнем свое путешествие из прошлого в настоящее.
Выступление ученика : Об образование Казахского ханства. О событиях, связанных с образованием Казахского ханства, мы узнаем из сочинения Мухаммеда Хайдар Дулати (1544-1546) «Тарих-и-Рашиди».Казахское ханство первоначально занимало территорию Западного Семиречья, долины Чу и Таласа. Оно объединяло как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды, так и местные племена. Дружественное расположение хана моголов к султанам из Узбекского улуса объяснялось тем, что, во-первых, Есен-Буга не имел в ту пору возможности отразить силой оружия набеги северных кочевников, во-вторых, в лице Гирея и Джанибека и их воинов он видел оплот для защиты западных границ своих владений от притязаний своего брата Юнуса, поддерживаемого Тимуридом Абу Саидом. последующие десятилетия XV в. Казахское ханство укрепилось экономически и расширилось территориально, включив значительную часть этнической территории казахов. Сошло с исторической сцены в Восточном Дешт-и Кыпчаке ханство Шайбанида Абулхаир хана. На исходе XV и в самом начале XVI вв. ушла в прошлое военная и политическая мощь государства Тимуридов, окончательно потерявших власть над Мавераннахром в борьбе с предводителем кочевых узбеков внуком Абулхаира Мухаммадом Шайбани. Фактически распался на несколько феодальных владений Моголистан.
Согласно родословным, помещенным в ряде источников, Джанибек и Гирей были близкими родственниками. Оба они были прямыми потомками Урус хана и имели право на власть, один как прямой потомок хана Барака (Джанибек – Барак хан – Куйручук оглан – Урус хан), другой – как старший по возрасту (Гирей – Булат султан – Тохта Кыйа султан – Урус хан).
Присоединение к Казахскому ханству части присырдарьинских оазисов явилось ключом к успеху казахских ханов по объединению страны в целом. К концу XV в. расширились первоначальные границы государства. В него вошли, помимо Западного Семиречья, отмеченные выше города в Южном Казахстане, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и Северного Приаралья, значительная часть Центрального Казахстана.
1 ведущий: Таким образом, мы узнали с вами историю образования казахской государственности. Проведем небольшое закрепление. Сопоставить на доске данные.
Мухаммеда Хайдар Дулати Основатели казахского ханства
Первоначальная территория Восточном Дешт-и Кыпчаке
Ханство Абудлхаира Западное Семиречье, долины Чу и Талас
Керей и Джанибек «Тарих-и-Рашиди».
2 ведущий: Следующий этап в истории казахского народа - это присоединение Казахского ханства к Российской империи.
Выступление ученика
Закрепление заданием: вставить пропущенные слова
1. Просьба о включении Младшего жуза в состав Российской империи была удовлетворена указом императрицы _________ от ____ февраля ______ г.
2. Для принятия ________ в Казахстан с грамотой к хану ___________ были направлены послы во главе с переводчиком Комиссии иностранных дел _______________.
3. ___ октября _____ г. в местности ________ собрание старшин __________ жуза присягнула на верность ___________ империи.
1 ведущий: Небольшая историческая справка об образовании Казахской ССР.
Выступление ученика. 20 августа 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли подписанный М. И. Калининым и В. И. Лениным Декрет «Об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной социалистической республики» в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. 4–12 октября 1920 г.
2 ведущий: Родина... Что же для человека означает это слово?! Для меня Родина –это место, где я родилась, та земля, которая вскормила своим молоком, напоила целебными водами. Наш Казахстан сотни лет боролся за обретение независимости. Сколько крови наших предков было пролито ради нашей свободы.
1 ведущий: И последняя наша остановка это - современный Независимый Казахстан.
Выступление учеников
1.16 декабря 1991 года был принят: «Закон. О Независимости Республики Казахстан». За небольшой срок Казахстан стал центром арены. В этом году именно в нашей стране прошел «Саммит ОБСЕ», что в очередной раз доказывает стратегически важное место среди лидирующих стран. «Независимость», «Мир» и «Стабильность – вот наше кредо. Глава государства Н.А.Назарбаев в своем ежегодном Послании народу Казахстана неоднократно подчеркивает, что мы, создавая новое государство, ставим перед собой амбициозные цели и достигаем их. Половина программы «2030» уже осуществлена.
2.Теперь же мы, народ Казахстана не должны останавливаться на достигнутом, а осуществить главную цель: « Войти в 50 самых развитых стран мира». Сейчас мы на 61 месте. Но время не стоит на месте. Казахстан идет в ногу со временем, и с каждым днем мы идем все ближе к поставленной цели.
3. Посмотрим же вокруг, во многих странах идут межрасовые и межнациональные войны. У нас же в Казахстане по закону вне зависимости от пола, расы, вероисповедания, национальности все люди, проживающие на территории Казахстана равны. И с гордостью говорим: «Мы народ Казахстана». Нас объединяет не только наша общая территория, но и общая история.
2 ведущий: И это правда, ведь у нас общая история, которая , как мы сегодня узнали на уроке уходит корнями далеко в прошлое. И в этом году казахской государственности, как говорилось выше исполняется 550 лет.
1 ведущий: И этот факт потверждает кандидат исторических наук, первый заместитель директора Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова Нурлан Атыгаев после изучения всех письменных источников пришел к выводу о том, что в августе 2015 года Казахскому ханству исполняется 550 лет: - Празднование юбилея образования Казахского ханства должно способствовать укреплению казахстанской государственности и патриотизма. Политическая и общественная значимость грядущего юбилея заключается прежде всего в том, что Казахское ханство было первым в Центральной Азии национальным государством, созданным ныне существующим народом, а не его предшественниками или историческими предками.
2 ведущий: Будущее нашей страны в наших руках. Как говорят мудрецы: «Не спрашивай у родины, что она может сделать для тебя, а задумайся над тем, чем ты можешь сделать для родины». Каким будет наше государство, зависит только от нас.
Заключительное слово учителя: Хочется закончить наш урок словами Н.А.Назарбаева «Мечтая о нашем великом будущем, не следует забывать и о нашем достойном прошлом» и предстоящий юбилей — повод нам всем задуматься над своим прошлым и будущим.
Спасибо за урок!
Приложение №1