Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Формирование нравственной культуры школьников на уроках литературы


Публичное представление собственного
инновационного педагогического опыта
Формирование нравственной культуры школьников
на уроках литературы
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
В современном мире в системе воспитания подрастающего поколения наиболее актуальными становятся вопросы нравственности. К сожалению, мир книги практически закрыт для современных детей, отсутствует интерес к классической литературе, способствующей духовно-нравственному воспитанию. Воспитательное значение имеют  все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Наиболее способствуют этому русская литература. Она всегда носила нравственно – православный идеал. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.Именно литература создает ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания  духовных ценностей.
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Ведущей идеей своей работы я считаю обеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самореализации в обществе личности в процессе преподавания на основе включения каждого ученика в интересную для него практическую деятельность.
Организация учебной работы при развивающей и проектной деятельности предполагает сотрудничество, учение без принуждения и успех от этой деятельности.
Чтобы воплотить мою идею в жизнь, необходимо:
- внедрение новых педагогических технологий и форм воспитания в работу с детьми;
- создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы, эмоционального фона для каждого ребёнка, творческое содействие;
- постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут вносить разнообразие и многогранность в творческую деятельность детей;
- накопление и систематика собственного опыта работы, изучение опыта коллег, постоянное расширение кругозора и изучение всех вновь появляющихся тенденций и направлений в этой области воспитания.
Каждый урок русского языка и литературы должен быть ярким, запоминающимся и результативным. Необходимым условием для этого является активная творческая деятельность каждого ребёнка. Добиться этого можно только за счёт создания необходимой рабочей и эмоциональной атмосферы и личным соучастием в каждом творческом процессе.
Увеличивая степень самостоятельности обучающихся, осуществляя индивидуальный подход, пытаюсь развивать творческие способности каждого ученика. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается совместным творческим трудом.
Педагогические условия, обеспечивающие развитие духовно-нравственных ценностей:
- опора на ценностный потенциал содержания образования
-сочетание традиционных форм обучения с инновационными- интеграция учебной и внеклассной формы деятельности.
Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.
Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение.
Мои воспитанники учатся проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, это способствует развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов.
Итак, на уроках литературы стараюсь помочь ученику как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Литература – это искусство слова, поэтому вижу в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности.
Таким образом, духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
3.Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта составили опирается на основные положения системы Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. В своем поиске творческого подхода к преподаванию уроков литературы использую основные концептуальные положения Е.Н.Ильина, рассматривающие преподавание литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться человеком. «...Общение с книгой - это, прежде всего, общение с жизнью!» (Е.Н.Ильин)
Концептуальные положения и гипотезы
• усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку;
•  принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений;
•  художественность: урок литературы строится по законам искусства (худо жественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;
•  принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания;
•  в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;
•  идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой;
•  нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений;
•  знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития;
•  сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины;
•  педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»;
•  формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;
•  метод духовного контакта;
•  демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю;
•  учитель - предметник, художник, врач;
•  работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.
Особенности методики
В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.
Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.
Урок литературы - это:
-   человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;
-   своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя;
-   не аргументы и факты, а открытия;
-   совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духов ном равенстве и межличностном общении.
Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.
Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.
В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
 Значительный вклад  в раскрытие проблемы духовно-нравственного воспитания средствами художественной культуры и художественной литературы внесли работы таких учёных, как Г.И. Беленького, И.С. Збарского, В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, Н.Я. Мещеряковой, Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Шорохова и других. 
Духовно-нравственное воспитание средствами литературы и родного языка рассматривается в трудах Д.С.Лихачёва, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Ю.Г.Круглова, Т.В.Ефимовой, В.Ю.Троицкого и др.
На основе данной базы мной разработаны поурочные планы-конспекты уроков, дидактические материалы к урокам, проверочные и тестовые работы. Выступление по данной теме представлено мной на МО учителей гуманитарного цикла, на педсовете МБОУ «Приреченская СОШ», на районном МО учителей русского языка и литературы, на научно-практической конференции в МРИО.
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
«Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дуплом дерево не стоит. И из всех возможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности», - верно подметил А. И. Солженицын.
Действительно, это про наше время, про то, с чем мы каждый день сталкиваемся.
Достаточно посмотреть на результаты массовых социологических опросов, чтобы удостовериться, что воспитывающие персонажи русской классической литературы перестали быть образцами для подражания для абсолютного большинства подростков. Так, например, социологическое исследование 2012 года выявило, каких героев сегодня выбирают наши дети для подражания. Из 2,5 тысяч детей и подростков 187 выбрали человека-паука; 183 – фею из мультсериала «Клуб Винкс»; 159 - Губку Боба Квадратные штаны; 145 – Бэтмена; 47 – Гарри Поттера. А из отечественных героев 11 раз был назван Илья Муромец, трижды – Алёша Попович, по одному разу Александр Невский, Дмитрий Донской, Буратино и… дед из сказки про репку.
Наверное, каждый учитель не может смириться с тем, что наше время лишило детей идеалов. На кого равняться, кому подражать? Многие прежние герои низвергнуты с пьедестала, многие оболганы. Даже наша Великая Победа в ВОВ принижается. Это очень горько…
Хочется, чтобы мои ученики видели в прошлом и настоящем хорошее, достойное уважения, чтобы гордились родной землёй и людьми, на ней выросшими.
В образовании должна быть нравственная составляющая, о чём ещё Кант сказал: «Человек… должен воспитываться для добра».
Большое значение в воспитании человека имеет русская литература, которая, как никакая другая литература в мире, несёт высочайший духовно-нравственный заряд. Она  всегда была гордостью народа, потому что для неё характерно повышенное внимание к душе, совестливости. В основе христианской культуры - вера в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству.
Проводя уроки литературы, я ориентируюсь на Концепцию духовно- нравственного развития и воспитания личности, где четко сформулирован национальный идеал современной России: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На уроках литературы я стараюсь не просто говорить о нравственности, а через переживание ситуации помочь детям усвоить принципы добра, справедливости, душевной чистоты.
Оживить для ребят литературного героя непросто. Ещё сложнее установить связь классического произведения с нашей действительностью, включить в урок чью-то живую судьбу, связать её с социальными и нравственными проблемами. В этом могут помочь следующие виды заданий: рассказ о себе от лица литературных героев (В. Дубровского, Тараса Бульбы), написание дневника (Е. Базарова, П. Гринёва). При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» предлагаю обучающимся написать от имени пленника письмо домой.
Работа над произведениями проводится в виде обсуждения, размышления над прочитанным, и акцент делается на нравственные проблемы. Таким образом, школьники учатся видеть прекрасное в природе, сострадать обездоленному платоновскому Юшке, замирать от жалости к оставленной людьми Кусаке, задумываются над проблемой нравственного выбора.
Многие считают, что современные дети сейчас так не способны сопереживать, но я с этим не совсем согласна. Слёзы на глазах учеников, искренние переживания вызвала сцена смерти Маруси из повести В. Г. Короленко «В дурном обществе», гибель собачки Муму из одноимённого произведения И. С. Тургенева.
Уметь сочувствовать и радоваться успехам своих товарищей, достойно переносить неудачи, - вот те маяки, на которые мы с детьми будем постоянно равняться.
Особое значение в привитии духовно-нравственных ценностей на уроках литературы имеют литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, дают возможность аргументировать своё мнение, показывают, что большинство проблем имеет многозначное решение, позволяют в непринуждённой обстановке рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. А сколько историй любви проходит перед школьниками! Сопереживая героям, юные читатели, уже живущие в предчувствии любви, задумываются и о своих чувствах. Поэтому особенно интересны были ребятам дискуссии на темы: «Что значит любить по - настоящему? Принесёт ли счастье любовь героям рассказа А. П. Чехова «О любви», «Что лучше: любить или быть любимым?» (по рассказу А. И. Куприна «Куст сирени»)». Я считаю, что такие уроки помогают подросткам найти ответы на важные, трудноразрешимые вопросы.
В 6-8 классах обращаемся к духовной литературе, совместно с обучающимися приходим к выводу, что главным достоинством произведений древнерусской литературы является сильнейшее нравственное начало. Благодаря ему эта литература ценна и актуальна в наши дни.
Хочется немного сказать о «Поучении Владимира Мономаха». В некоторых классах произведение остаётся незамеченным, не откладывается в памяти. Но в этом году семиклассники, прочитав строки: «…больного навестите…», вспомнили, что одноклассница лежит в больнице, сразу же возникло решение навестить её. Творчески подошли к традиционному заданию: написать своё поучение. Были такие работы: поучение футболистам и футбольным болельщикам (мальчик увлекается футболом), поучение водителям, поучение экскурсантам и т.д. Произведение нашло живой отклик в сердцах учеников, смогло затронуть детскую душу.
При изучении «Повести о Петре и Февронии Муромских» школьники узнают о том, что любовь этих героев признана русской православной церковью примером преданного супружества. Супруги умерли в один день 8 июня, и именно этот день в России отмечают как День семьи, любви и верности. Задаю вопрос: а какую семью вы можете считать счастливой? Знаете ли вы такие семьи? Ученики задумываются о своих семьях, и не каждый с лёгкостью может ответить на эти, казалось бы, простые вопросы (рассказываю о счастливых семейных парах).
Одной из нравственных ценностей русского человека всегда была любовь к родному очагу, истокам своей семьи, к своей Родине. Немалая роль в формировании личности, осознающей высшие ценности, чувствующей себя причастной к судьбе Отечества, принадлежит урокам литературы. Разговор о патриотизме я начинаю с рассказа о том, что одним из предметов, которым дорожил и гордился Пушкин, была пуговица с мундира его деда Абрама Ганнибала. Поэт велел вмонтировать её в свою трость, с которой никогда не расставался. Он с гордостью демонстрировал её своим друзьям, говоря: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
Образцами истинного патриотизма являются такие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Левша», «Тарас Бульба», «Капитанская дочка», «Война и мир» и другие.
Также программные произведения помогают глубже понять историческое прошлое, познакомиться с историческими личностями. И здесь неоценимую помощь оказывают метапредметные уроки, помогающие увидеть взаимосвязь литературы и истории. С этой целью в сотрудничестве с учителем истории в 5 классе был проведён урок-путешествие «…И клятву верности сдержали…» по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Ребятам было интересно совершить виртуальное путешествие на Бородинское поле 1812 года. Живой отклик в сердцах детей вызвали картины знаменитого сражения, истинное величие духа и подлинный героизм простого русского солдата. Вместе с учениками мы пришли к выводу, что стихотворение «Бородино» - урок и завещание потомкам, поэтический памятник народному подвигу.
Одна из важнейших задач учителя литературы - помочь учащимся увидеть, как непросто создаётся шедевр, как сложен и тернист путь писателя к нему; научить ценить титанический труд автора, открывающего перед читателем огромный мир.
Несомненно, знание биографии писателя помогает глубже понять нравственную основу его произведения. Здесь немаловажную роль играет посещение музеев. Подробный рассказ о жизни писателя или поэта, знакомство с музейными экспонатами, вещи, которые переносят в эпоху жизни писателя, учат ребят по-другому взглянуть на текст художественного произведения, увидеть существенные детали, более глубоко понять смысл книги. С учениками мы побывали в государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А. С. Пушкина в с. Болдино, в государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы», на родине С. А. Есенина, в Государственном музее-заповеднике с. Константиново.
Литература, как никакой другой предмет, требует наиболее полного использования всех выразительных средств, вплоть до слияния литературы и театра непосредственно на уроке. Одним из эффективных путей осуществления такого сочетания является театрализованная игра, которая повышает эмоциональную и интеллектуальную активность учащихся, развивает ассоциативное и образное мышление, активизирует познавательный интерес и наблюдательность. Здесь не так важны костюмы, декорации, различные театральные атрибуты, главное – заинтересованность детей, эмоциональный настрой.
На уроках литературы ученики с удовольствием инсценируют басни И. А. Крылова, вдохновенно предстают в образах Марии Троекуровой и Владимира Дубровского, купца Калашникова и его жены Алёны Дмитриевны. На открытом уроке литературы «Изображение дворянства в произведениях писателей 19 века» ребята показали быт и нравы поместных дворян, сыграв сцену из комедии Фонвизина «Недоросль».
Литературное творчество обучающихся – это попытка выразить себя в слове, образе. «От маленького писателя к большому читателю – в этом цель детского литературного творчества», – утверждает М.А. Рыбникова.
Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики умели вслушиваться в Слово, видели его волшебную красоту, находили время, чтобы остановиться и оглянуться вокруг: как же прекрасен мир! С целью развития творческих способностей обучающихся я использую технологию творческих мастерских. На таких уроках ребята с удовольствием составляют буриме, синквейны, пробуют писать стихи, придумывают свои загадки, сказки, пишут своё завершение произведения, размышляя над дальнейшей судьбой героя («Дубровский», «Дети подземелья»).
На одном из уроков – поэтической мастерской на примере творчества К. Д. Бальмонта мы познакомились с такими явлениями как аллитерация и ассонанс. Чтобы заинтересовать учеников, я рассказываю о творческой лаборатории поэта. К.Д. Бальмонт – очень странный поэт, повелитель природы. Он мог писать свои стихи, забираясь по горло в пруд или залезая на верхушку дерева, для того, чтобы лучше почувствовать окружающий мир. Поэтическим словом, волшебным звуком он может заставить читателя услышать шум дождя, плеск реки, дуновение ветра, в чем мы и убедились, сделав поэтический анализ стихотворения «Камыши».
Я уверена: для школьников такие уроки не проходят бесследно. Подтверждение тому – результаты моих учеников-конкурсантов. Ученица 7 класса Дмитриева Виктория заняла первое место в муниципальном туре республиканского конкурса «Искусство слова» (номинация «Поэзия»), Скворцов Андрей, восьмиклассник, участвовавший в конкурсе сочинений «Солдат войны не выбирает», получил почётное 3 место. Порадовал результат и Наумова Максима, ученика 6 класса, занявшего 2 место в конкурсе иллюстраций «Мир глазами ребёнка».
Работа над художественным словом продолжается и после урока. С интересом дети участвуют в конкурсах на лучшее чтение стихов и прозы. Мои ученики ежегодно принимают участие в муниципальном конкурсе чтецов «Живая классика» (ученица 10 класса, Четайкина Наталья, стала победителем конкурса в номинации «Сценическая культура»).
Значительное место в моей работе занимают внеклассные мероприятия. Я стремлюсь к тому, чтобы ни одно из них не прошло для ребёнка бесследно, каждое затронуло его сердце, дало возможность прикоснуться к миру прекрасного. Яркими событиями в жизни школьников стала литературная игра по полюбившемуся произведению А. С. Пушкина «Дубровский», литературный праздник «В мире поэзии М. Ю. Лермонтова», читательская конференция по произведению Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Воспитание патриотизма занимает в системе нравственного и духовного воспитания одно из главных мест. Примеры тому - литературно-музыкальная композиция «Детство, опалённое войной», поэтический час «По праву памяти».
Также в рамках мероприятий, посвящённых Победе в ВОВ, был организован школьный конкурс сочинений «Письма в прошлое». Дети писали неизвестному содату, детям Блокадного Ленинграда, своим прабабушкам и прадедушкам, свидетелям войны. Главное, что прозвучало во всех письмах – страх войны, стремление сохранить мир на земле! Лучшие работы были отмечены грамотами и благодарственными письмами.
Как важно для учителя передать детям то, что поможет им сохранить человеческое в себе и в мире, защитить от глупости, беспамятства, духовной глухоты и трагедии мира! И здесь нельзя переоценить роль книги.
Перед современным учителем-словесником особенно остро стоит вопрос: как привить любовь к чтению, как сделать книгу верным спутником жизни, как воспитать умного, проницательного читателя? В 5-7 классах я предложила школьникам работу над творческим проектом «Посоветуй другу книгу». Дети, рассказывая о своих любимых произведениях, с живым интересом слушали друг друга. Собственными силами организовали выставку книг. Много добрых, тёплых, искренних слов было высказано в адрес книги! Думаю что цель данной проектной работы – повысить читательский интерес – была достигнута.
Повышению читательского интереса способствует участие школьников в читательских конференциях. Салдакова В., ученица 8 класса, принимала участие в читательской конференции «Чтение без границ» и заняла 1 место в конкурсе презентаций книг о ВОВ. Также Виктория на протяжении трёх лет является победителем муниципального тура Всероссийской олимпиады по литературе и призёром по русскому языку.
В заключение хочется сказать, что литература напрямую, конечно же, не решает никаких жизненных проблем, но она как искусство слова влияет на человека. И если после встречи с умной книгой, после хорошего урока ученик стал чуточку лучше, значит, и мир вокруг него стал немного добрее.
И современный учитель должен «напоить» душу ребёнка целительным бальзамом красоты, добра, открыть глаза на чарующий, гармоничный мир прекрасного.
Литература:
1.Аглоткова Н. И. Я зажёг в своём сердце костёр. Журнал «Литература в школе», №8, 2006.
2.Айзерман Л. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» на уроках литературы. Журнал «Литература в школе», №8, 2007.
3.Ерастова Е. С., Петриева Л. И. Уроки нравственности, или возвращение к «Капитанской дочке» С. Пушкина. Журнал «Литература в школе», №6, 2011.
4.Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все.-М.:1990
5.Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М., 1988.
6.Ильин Е. Н. Рождение урока – М.: Педагогика, 1986.
7.Созонов В. П. Истоки современного духовно-нравственного воспитания. Журнал «Народное образование», №4, 2012.
5.Анализ результативности
Наличие учащихся – победителей и призеров конференций, конкурсов, концертов, спортивных соревнований и т.д. за последние три года на уровне:
№ Название олимпиады, конкурса Уровень Количество учеников, принявших участие в конкурсе, олимпиаде
2013-2014 учебный год
1. Всероссийский конкурс «Живая классика»
Муниципальный 1 чел.
Участие
2. Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»
(5-11 кл.) Российский 17 чел.
Участие
2014-2015 учебный год
1. Конкурс сочинений «Солдат войны не выбирает» Муниципальный 1 чел.
3 место –
Скворцов А., ученик 9 класса
2. Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» Российский 13 чел.
Участие
3. Конкурс презентаций книг о Великой Отечественной войне, посвящённый 70-летию Великой Победы Муниципальный 1 чел.
1 место –
Салдакова В., ученица 8 класса
4. Конкурс иллюстраций Андриановских литературных чтений «Мир героев глазами ребёнка» Муниципальный 1 чел.
2 место –
Наумов М.,
ученик 6 класса
2015-2016 учебный год
1. Республиканский конкурс «Искусство слова» Муниципальный 2 чел.
1 место в номинации «Поэзия» - Дмитриева В., ученица 7 класса
2. Республиканский конкурс «Искусство слова» Республиканский 1 чел.
Участие
3. Всероссийский конкурс «Живая классика» Муниципальный 2 чел.
Победа в номинации «Сценическая культура» - Четайкина Н, ученица 10 класса
4. Конкурс «Русский медвежонок» Российский 9 чел.
5. Всероссийский конкурс сочинений, посвящённый Году литературы Муниципальный 2 чел.
Участие
Всего участников 50 чел.
Победители и призёры
во Всероссийской предметной олимпиаде по русскому языку
№ Название олимпиады, конкурса Уровень Призёры и победители
2013-2014 учебный год
1. Олимпиада по русскому языку Муниципальный Салдакова В. - призёр
2014-2015 учебный год
1. Олимпиада по русскому языку Муниципальный Салдакова В. - призёр
2015-2016 учебный год
1. Олимпиада по русскому языку Муниципальный Салдакова В. - призёр
Победители и призёры
во Всероссийской предметной олимпиаде по литературе
№ Название олимпиады, конкурса Уровень Призёры и победители
2013-2014 учебный год
1. Олимпиада по литературе Муниципальный Салдакова В. - призёр
2014-2015 учебный год
1. Олимпиада по литературе Муниципальный Салдакова В. - победитель
2015-2016 учебный год
1. Олимпиада по литературе Муниципальный Салдакова В. - победитель
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Современный учитель-словесник работает в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Все исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык. Русский язык остается одним из самых развитых и богатых языков мира, а культура пользования родным языком исчезает. Ответственность за сохранение чистоты и красоты речи снижается не только в СМИ и политической жизни общества, но и в жизни учебных заведений. В связи с этим необходимо уделять особое место предметам гуманитарного цикла, в частности, русскому языку и литературе, которые являются одними из наиболее важных предметов с точки зрения воспитательных возможностей. Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М.Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества». След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Имеется возможность широкого использования опыта в профессиональной педагогической деятельности учителей русского языка и литературы.
Формы обобщения и распространения собственного педагогического опыта
Муниципальный уровень
2013- 14 уч. г. 2014- 15 уч.г. 2015 – 16 уч. г.
1.Проведение мастер-класса «Сегодня я поэт». http://www.proshkolu.ru/user/dmitrieva32111/2. Выступление на конкурсе «Учитель года - 2014» - «Становление нравственности на уроках русского языка и литературы». http://www.proshkolu.ru/user/dmitrieva32111/3. Проведение открытого урока русского языка в 5 классе «Как писать письма, или Робинзон спешит на помощь» (в рамках конкурса «Учитель года - 2014»).
http://www.proshkolu.ru/user/dmitrieva32111/1.Выступление на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы «Реализация концепции духовно-нравственного воспитания на уроках литературы». http://www.proshkolu.ru/user/dmitrieva32111/2. Проведение открытого внеклассного мероприятия «Детство, опалённое войной».
1.Подготовка публикации для альманаха «Рузаевская Лира» о солдатах-участниках Чеченской войны.
2.Рабочие программы по русскому языку и литературе для 5-10 классов
http://prirruz.schoolrm.ru/outside-lessons/circles/
Региональный уровень
1.Выступление на научно-практической конференции в МРИО «Реализация концепции духовно-нравственного воспитания на уроках литературы» http://www.proshkolu.ru/user/dmitrieva32111/
Всероссийский уровень
Рабочие программы по русскому языку и литературе для 5-10 классов
http://prirruz.schoolrm.ru/outside-lessons/circles/1.
2.Разработки уроков, внеклассных мероприятий, презентации к урокам
http://www.proshkolu.ru/user/dmitrieva32111/3.Из опыта работы
«Формирование личности школьника через урочную и внеурочную деятельность»
http://www.proshkolu.ru/user/dmitrieva32111/4. Из опыта работы «Эффективность урока - результат применения активных форм и методов обучения »http://www.proshkolu.ru/user/dmitrieva32111/5.Обобщение опыта работы ТМЦО (творческого методического циклового объединения) «Гармония» http://www.proshkolu.ru/user/dmitrieva32111/6.Исследовательская работа «Мои земляки - участники локальных войн и вооружённых конфликтов». http://www.proshkolu.ru/user/dmitrieva32111/