Коспект урока географии на тему План местности (6 класс)
План местности. Условные знаки
Цели: создать у учащихся представление о плане местности и условных знаках; учить читать план местности, используя топографические знаки.
Оборудование: атласы (топографические карты, аэрофотоснимки, карта полушарий), раздаточные наборы условных знаков.
Ход урокаI. Организационный момент II. Повторение
Сегодня мы приступаем к изучению новой темы: «План местности, условные знаки». Знание этой темы пригодится вам в будущем. Представьте, что вы идете в поход далеко за город. Вам нужно приготовиться к условиям неизвестной местности, в которой вы никогда не были, нужно продумать, какое снаряжение и какую одежду взять, возможно, подготовиться к переходу реки, оврага и т. д. Необходимо научиться ориентироваться по плану на местности.
— Как вы сможете получить информацию о районе похода? (Посмотреть по карте.)
(Учитель показывает две карты: географическую и топографическую.)
— Какую карту нужно взять в поход? (Топографическую.)
— Почему топографическую? (На ней показаны даже небольшие объекты.)
— На топографической карте особыми знаками показаны объекты, которые находятся на местности. Где, кроме топографической карты, можно увидеть небольшую местность? Посмотрите на форзаце учебника. (Ученики называют аэрофотоснимок, рисунок местности.)
III. Изучение нового материала
— Наша задача - научиться пользоваться топографической картой. Посмотрим на топографическую карту атласа и определим, какие объекты на ней показаны. (Реки и ручьи, лес, из каких пород деревьев он состоит, названия деревень, мосты и из чего они сделаны, болото, луг, дороги и тропы.)
— Чем отличаются изображения местности на топографическом плане, аэрофотоснимке и рисунке? Заполним таблицу, сравнив три способа изображения местности.
Особенности изображения местности
Особенности изображения План местности Аэрофотоснимок
Вид сверху + +
Изображены все объекты, видимые сверху — +
Изображены только важные объекты местности + —
Объекты изображены так, как они выглядят в действительности — +
Объекты изображены условными знаками + —
Объекты имеют буквенные и цифровые обозначения + —
Можно узнать тип леса, луга, дорог, мостов и т. д. + —
Можно точно измерить расстояния + +
Можно увидеть направление на север + —
Комментарий. Учащиеся должны проставить знаки «+» и «—» в пустых клетках таблицы. Ученики обращают внимание на то, что для чтения топографического плана необходимо знать условные знаки.
Учащиеся чертят в тетради по 10—15 условных знаков, наиболее часто встречающихся на планах. Пользуются при работе топографическими планами атласа.
Учащиеся уже знакомы с простейшими условными знаками.
— Что означают эти условные знаки?
- шахта, штольня
- электростанция
- малая гидроэлектростанция
- склад горючего
- автозаправочная станция
- деревянная мельница
- каменная мельница
- колодец
- пасека
- каменная церковь
- деревянная церковь
- памятник
- каменная стена высотой более 1 м
- изгородь и плетень
- шоссе
8 - ширина дороги (м)
12 — ширина всей дороги от канавы до канавы (м)
А — асфальт (покрытие дороги)
- деревянный мост
- металлический мост
- железобетонный и каменный мост
IV. Закрепление нового материала
Для закрепления можно предложить написать топографический диктант. Учащиеся записывают текст, заменяя выделенные слова условными обозначениями.
Возможен и другой вариант работы: учитель читает текст, а учащиеся поднимают соответствующие карточки из раздаточных наборов. Можно предложить схематично изобразить план описываемой местности в тетрадях.
Варианты текстов
1. Здравствуй, Андрейка!
Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую, по обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними — фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге.
2. Свой привал мы устроили на поляне. Рядом находился березовый лес. Гуляя по лесу, мы измерили высоту деревьев — около 15 м — и расстояние между ними — примерно 3 м. Днем мы купались в озере с берегами, заросшими камышом. Северный берег водоема был заболочен. После обеда мы пошли по проселочной дороге к железнодорожной станции. Путь наш лежал через металлический мост. Дорожный знак у моста показывал, что его грузоподъемность 15 т. Пройдя по мосту, мы измерили его длину — 7 м. Наконец мы вышли к насыпи одноколейной железной дороги. Уже стемнело, когда мы подошли к железнодорожной станции.