Учебное исследование по теме Электронное учебное пособие Алтайский край в числах
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.III Межрегиональная с международным участием научно
-
практическая конференция учащихся и студентов «Первые
шаги в науку
-
2013»
Направление:
Информатика
Название работы
Э
лектронное
учебное
пособие
по теме «
Алтайский край в числах
»
.
Автор работы
Сафаров
Тимур
,
7
класс
М
униципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
Место выполнения работы
г.Бийск
Педагог
-
руководитель
Волчёк Наталия Львовна
учитель математики
МБОУ «СОШ № 18»
20
1
3
2
Содержание:
Введение
3
1.
Пояснительная записка к электронному
учебному
пособию
5
2. Этапы производства электронного учебного пособия
7
Выводы исследования
1
1
Список литературы:
1
2
3
Введение
Обновление образования требует использования нетрадиционны
х методов и форм
организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у
учеников
возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный
подход в обучении, о котором много говорится.
Многогранность окружаю
щего мира
способствует представлению педагогом учебного материала в более разностороннем виде.
Ни для кого не секрет, что использование информационных технологий может коренным
образом изменить процесс обучения и самообразования.
Применение в обучении
элек
тронных учебных пособий способно помочь сформировать
целостную картину мира,
посредством осуществления интеграции в обучении. Проблемой создания ЭУП мы
занимаемся на протяжении года. В прошлом году мы создали и успешно апробировали
ЭУП «Признаки делимости»
, предназначенные для отработки навыка применения
признаков делимости при решении задач. В этом году учителя истории предложили нам
создать
программную
поддержку для курса краеведения в 6 классах с применением
интеграции с математикой. В юбилейный для Алта
йского края год мы решили создать
оригинальное интегрированное ЭУП по теме «Алтайский край в числах»
Таким образом,
выявилось
противоречие
между необходимостью
формирования у учеников целостной
картины мира на уроках краеведения и отсутствием пособия учиты
вающего интеграцию
краеведения и математики на уроках в 6
-
7 классах
.
Преодоление противоречия определяет
проблему исследования
, которая
заключается в опытном обосновании того, что
учебное
электронное пособие по теме
«
Алтайский край в числах
»
поможет
осуще
ствить интеграцию краеведческого и
математического содержания на уроках в 6
, 7
класс
ах
.
Решение выдвинутой проблемы
составляет
цель работы
.
Объект
исследования
–
возможность применения офисного пакета M
icrosoft
Office
2003
-
2010 операционной системы
Windo
ws
XP
для создания
ЭУП.
Предмет исследования
–
процесс создания
интегрированного
электронно
го
учебно
го
пособи
я
по теме «
Алтайский край в числах
».
Задачи исследования:
-
изучить
требования и особенности
создания электронного
учебного
пособия
;
-
создать
инт
егрированное
электронное
учебное
пособие по теме
«
Алтайский край
в числах
»
;
-
апробировать ЭУП и выявить его
преимущества и недостатки
.
4
Гипотеза исследования
состоит в том, что
использование
интегрированного
электронного
учебного
пособия по теме
«
Алтайски
й край в числах
»
поможет
осуществить интеграцию краеведческого и математического содержания на уроках в 6, 7
классе
.
Методы исследования
: теоретический анализ
специальной
литературы по
изучаемой
теме, анализ и синтез, наблюдение
.
Опытно
-
экспериметальной
базой
и
сследования стала
общеобразовательная средняя
школа №18 города Бийска. В эксперименте участвовали учащиеся
6
-
7
-
х
к
лассов, что
составило в общей сложности
около 200
человек.
Исследование проводилось на протяжении нескольких этапов:
предварительный эт
ап: изучение и анализ литературы по
теме
исследования,
определение объекта и предмета исследования; формулирование гипотезы и
задач, разработка программы опытно
-
экспериментальной ча
сти, отбор методов
исследования
.
теоретико
-
экспериментальный этап: разработ
ка
учебно
го
электронного пособия,
практическая проверка
пособия
. Контрольная диагностика и коррекция
полученных данных, обработка результатов.
описательно
-
итоговый этап: анализ опытно
-
экспериментальной работы,
обобщение и систематизация полученных результа
тов, оформление
проведенного исследования
.
Новизна исследования
заключается в предмете исследования, которым выступает
интегрированное
электронное
учебное
пособие по теме «
Алтайский край в числах
» и
анализ его использования как средства
интегрирования крае
ведческого и математического
содержания на уроках в 6 и 7 классах.
Практическо
е значение
состоит
в
создании
Э
УП «
Алтайский край в числах
»,
котор
ое
могут быть ис
пользованы учителями математики
и истории
.
Полученные нами выводы могут быть использованы
учите
лями математики
и
истории
школ Алтайского края при осуществлении
интегрированного
подхода к
учащимся на уроках
и на внеурочных занятиях
в 6
-
7 классах
.
5
1. Пояснительная записка к электронному учебному пособию
Ученики очень часто задают вопрос учителю «Зач
ем нам это нужно знать?»
Уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
стало наиболее актуально для учеников с появлением в тестах ГИА и
ЕГЭ
по математике задач с «житейским содержанием».
Кроме того, учен
ики часто
воспринимают информацию из разных учебных предметов разрозненно, не понимая, что
все они описывают одну действительность.
Э
моционально
-
интеллектуальн
о
е
воздействи
е
на мозг ученика средствами ПК
;
создани
е
благоприятных условий для свободного досту
па к культурной, учебной,
справочной и научной информации
с помощью интегрированного электронного учебного
пособия «Алтайский край в числах» поможет решить выше перечисленные проблемы
.
Цель создания электронного учебного пособия.
Интегрированное э
лектронн
ое учебное пособие
«Алтайский край в числах»
(далее
ЭУП)
разработано для сопровождения
спец
курс
а
по
краеведени
ю
в 6
-
7
-
х классах
, для
осуществления интеграции краеведческого и математического содержания на уроках в 6,
7 классах
.
Технические характеристики.
ЭУП создано при помощи программы M
icrosoft
Office
Excel
2007.
Для
использования
ЭУ
П необходим стандартный пакет M
icrosoft
Office
2003
-
2010
операционной системы
Windows
XP
или
Open
Office
операционной системы
Linux
.
Способ
использования.
Пособие достаточн
о удобно и просто в обращении.
Для начала работы с
электронным учебным пособием необходимо
открыть паку Электронное пособие и
запустить файл
Алтайский край в числах
.
xls
или
Алтайский край в числах
.
ods
.
Электронное учебное пособие содержит следующие раздел
ы:
Содержание.
Зада
чи
№ 1
-
10
Интересные факты об Алтайском крае
Карты
Алтайского края
Достопримечательности
Алтайского края
Археологические
находки
Алтая
Автор
6
На каждой странице пособия есть минимально необходимая навигация, с помощью
которой можно свобо
дно перемещаться по его страницам.
Связь между разделами
осуществляется по гиперссылкам.
Материал в нем изложен доступно, кратко и лаконично.
Интуитивно понятный интерфейс ЭУП позволит ученику не очень продвинутому в работе
на ПК не запутаться в продвижени
и по программе
,
позволяет получить быстрый доступ ко
всем возможностям продукта
ЭУП
максимально облегчит понимание и
практическое применение знаний по
краеведению и математике
(причем активное, а не пассивное)
по
наиболее
существенным
темам этих наук для у
чеников 6
-
7 классов
в общеобразовательной школе. Пособие
содержит
разнообразную информацию
,
характеризующую Алтайский край с разных
сторон
, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности
человеческого мозга.
Возможности M
icrosoft
Off
ice
Excel
позволяют ученику
акцентировать свое внимание не на процессе вычислений, а на сферах применения
математических знаний. ЭУП содержит необходимые для объяснения краеведческого
материала иллюстрации: карты,
достопримечательности и археологические на
ходки
Алтая.
Кроме того, пособие решает эмоциональные проблемы стеснительных учащихся,
которые боятся лишний раз спросить у учителя пояснения интересующего их примера.
Адресная направленность:
В первую очередь это пособие предназначено
учащимся, ис
пытываю
щим проблемы с обучением без должного наглядного материала
.
Кроме того, электронное пособие будет полезно учителям,
а так же студентам
педагогических ВУЗов, формирующим навык самостоятельной деятельности у своих
учащихся и работающим с использованием деяте
льностного подхода в обучении.
7
2.
Этапы производства электронного учебного пособия
Мы занимаемся проблемой создания ЭУП
второй
год. Универсальной технологии
создания электронного учебного пособия не существует. Каждый производитель
применяет собственную
технологию. Создание ЭУП, по мнению проектной команды
центра Систем автоматизированного проектирования факультета пищевой инженерии
Московского государственного университета пищевых производств
,
зависит, в том числе,
от таких факторов как дидактическая це
ль, опыт авторов, знание предмета
1
.
Процесс создания ЭУП «
Алтайский край в числах
» проходил минуя несколько
этапов:
предварительная подготовка
,
сбор необходимой информации,
подготовка содержания,
дизайн
,
непосредственное производство,
тестирование.
Предварительная подготовка
ЭУП включает следующие основные этапы:
Р
азработка требований к ЭУП, для чего проводился анализ потребностей, который
включает
определение особенностей предъявления информации по теме
«
Алтайский край в числах
» для учеников 6
, 7
-
го
класс
ов
.
Обдумывая сп
исок
требований
к ЭУП,
мы
согласились с разработчиками проекта
Wiki КГПИ
,
кот
о
рый
предлагают
следующ
ие особенности
2
:
o
электронное учебное пособие предназначено не только для обучения
собственно предмету, оно должно служить средством изучения методов
и способов работы и с другими информационными системами;
o
• электронное учебное пособие должно соединять в себе существующие
возможности и справочно
-
информационных систем, и систем
автоматизированного контроля и обучения;
o
• электронное учебное пособие, в отличие от бумажного, позволяет
точнее учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося за
счёт вариативного изложения
материала и организации обратной связи;
1
http
://
dl
.
n
w
.
ru
/
practice
/
course
_
design
/
e
-
manual
/
index
.
shtml
2
http
://
wiki
.
kgpi
.
ru
/
mediawiki
/
index
.
php
/Создание_электронного_учебного
_ пособия
8
o
Электронное учебное пособие, предназначенное для технической
поддержки спецкурса, должно как можно шире и
многогранне
е
представлять информацию по изучаемому предмету.
По результатам
такого
анализа
было принято реше
ние о
форме ЭУП ( сетевой курс
внутренней школьной локальной сети
).
Этап
сбора необходимой информации
подразумевает:
Выделение главной
цели создания ЭУП (описана выше в пояснительной записке),
которое предназначено
для сопровождения
интегрированного
курса
краеведения и
математики для учащихся 6
-
7
-
х классов, для закрепления знаний учащихся на
уроках по данной теме
.
Р
азработка структуры ЭУП (
также
описана выше в пояснительной записке
).
Обоснование необходимости и того нового, что внесет продукт по сравнени
ю с
обычным печатным учебным пособием
.
Так,
ЭУП «
Алтайский край в числах
» необходимо для
иллюстрирования
краеведческого материала, закрепления
учащи
мися
умения решать простейшие
математические задачи,
использовать приобретенные знания и умения в практичес
кой
деятельности и повседневной жизни
при очном обучении потому, что оно:
облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной
учебной литературе, способов подачи материала;
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося,
уровнем его
подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы;
выполняет роль бесконечно терпеливого наставника.
в любой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку
,
освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути
изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество
примеров и решить больше задач. Причем компьютер не только выполняет
громоздкие преобразования, разнообразные
вычисления и графические построения,
но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже
изучены ранее, а также проверяет полученные результаты
на любом этапе.
ЭУП
полезно для преподавателя на практических занятиях,
тк
оно позволяе
т
преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за
компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся;
9
индивидуализировать работу с учениками, особенно
в части, касающейся
домашних заданий и контрольных мероприятий.
Материалы электронного учебного пособия могут быть дополнены работами
учащихся (презентациями, выполненными домашними заданиями).
Этап, отвечающий за
подготовку содержания
,
включает составле
ние плана и
представление содержания в форме
«
модулей
»
минимальных по объему, но замкнутых по
содержанию
3
. Каждый модуль
разнообразен по структуре и содержанию.
Все
математические задачи
снабжены пояснениями, которые
помогают
разобраться в
решении.
Мы соз
дали сценарий, который подразумевает продумывание организации
взаимодействия между учеником и компьютером
:
представление автора курса (с фотографией);
четко структурированные учебные материалы;
практикум для выработки умений и навыков применения теоретичес
ких знаний с
примерами выполнения задания
.
На этапе проработки
дизайна
ЭУП мы определили общий стиль, цветовую
атмосферу пособия, структуру навигации, обратной связи с учениками,
способ
навигации.
Мы выбрали
бирюзовую (
сине
-
зеленую
)
гамму
за основу для соз
дания успокаивающей
обстановки
. Такое сочетание цветов
отражает надежность, безмятежный покой и отдых,
символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми,
интеллигентность
.
Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и
установ
лению дружеских взаимоотношений
4
.
На этапе
непосредственного производства мы скомпоновали материалы
,
сделали
перекрестные ссылки
.
Тестирование
электронного учебного
пособия
мы выполняли
на каждой фазе
производства, чтобы итоговый продукт совпадал с намеч
енными целями
и не было
программных ошибок.
На базе средней школы № 18
проводилась опытная работа по
внедрению и апробации этого пособия в шестых
и седьмых
классах по
краеведению
. В
констатирующем эксперименте принимало участие
около
2
00
ученик
ов
. Для пров
едения
опытно
–
экспериментальной работы на стадии констатирующего эксперимента с целью
диагностирования возможностей применения электронного пособия при обучении
на
3
http
://
wiki
.
kgpi
.
ru
/
mediawiki
/
index
.
php
/Создание_электронного_учебного
_ пособия
4
http://psyfactor.org/color.htm
10
спецкурсе
мы предложили учителям
истории
на уроках апробировать пособие
под
непосредственн
ым
нашим
наблюдением
с целью
:
1.
провер
ки
работ
ы
всех функциональных модулей обучающей программы в
реальном режиме (не наблюдается ли зависаний программы, насколько быстро
она работает)
;
2.
выяв
ления
не замеченны
х
ранее неточност
ей
в изложении учебного мат
ериал
а
и программной реализации
;
3.
оценить эффективность организации интерфейса ЭУП, фиксируя, что именно
вызывает затруднения у
учеников и учителей
при работе с ней.
В результате итогового тестирования ЭУП выли выявлены преимущества и
недостатки продукта, котор
ые были нами описаны в этой работе в выводе по
исследованию.
11
Выводы исследования
При проведении исследования нами были сформулированы следующие задачи:
-
изучить требования и особенности создания электронного учебного пособия;
-
создать
интегрированное
эл
ектронное
учебное
пособие по теме «
Алтайский край
в числах
»;
-
апробировать ЭУП и выявить его
преимущества и недостатки
.
Для решения первой задачи
нами были проанализированы интернет ресурсы по
проблеме создания электронного учебного пособия, выявлены
этап
ы его осуществления
(
предварительная подготовка, сбор необходимой информации, подготовка содержания,
дизайн, непосредственное производство, тестирование
). После теоретической подготовки
мы создали
интегрированное
ЭУП
«
Алтайский край в числах
»
, апробировали
на выборке
из
200
учеников 6
-
7
-
х классов и выявили его
преимущества и недостатки
.
Преимуществами ЭУП мы считаем такие факторы, что оно:
облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной
учебной литературе, способов подачи материала;
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его
подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы;
выполняет роль бесконечно терпеливого наставника.
в люб
ой момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку,
освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути
изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество
примеров и решить больше задач. Причем компьюте
р не только выполняет
громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения,
но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже
изучены ранее, а также проверяет полученные результаты
на любом этапе.
Электрон
ное учебное пособие имеет ряд недостатков, что подвигает на дальнейшее
усовершенствование:
В пособии нет этапа контроля знаний учащихся (тест, кроссворд).
Использование
M
icrosoft
Office
Excel
не позволяет улучшить структуру ЭУП
и его дизайн. Например, испо
льзование всплывающих окон может решить
проблему подсказок при ошибках в использовании пособия.
Чтобы ученики не
путались в большом количестве листов пособия,
нужно
удали
ть
ярлыки многих
12
листов, на которые можно попасть с помощью перекрестных гиперссылок
,
но они
не работают, если ярлыки
скрыть
.
Для эффективного использования ЭУП необходимо разработать
рекомендации для изучения курса для учеников и методические рекомендации по
использованию этого курса для учителя
.
Список
литературы
1.
http
://
ak
.
gks
.
ru
/
DocLib
1.
aspx
2.
http://archaeology.asu.ru/portal
3.
http
://
dl
.
nw
.
ru
/
practice
/
course
_
design
/
e
-
manua
l
/
index
.
shtml
4.
http://psyfactor.org/color.htm
5.
http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php/
Создание
_
электронного
_
учебног
о
_
пособия
6.
http://www.abird.ru/articles
7.
http://www.altairegion22.ru
8.
http://www.barnaul
-
altai.ru/news