Урок в 8 классе по теме «Устройство компьютера»
План-конспект открытого повторительно-обобщающего урока
по информатике и ИКТ
В 8 классе.
Тема урока «Устройство компьютера».
Урок проводился в рамках подготовки к школьному семинару «Современные педагогические технологии как условия формирования социальной и коммуникативной компетенций»
Форма урока – урок – игра.
Тип урока – повторительно-обобщающий.
Цель урока – Продемонстрировать методику урока-игры с применением современных образовательных технологий, в рамках проведения школьного семинара «Современные педагогические технологии как условия формирования социальной и коммуникативной компетенций».
Современные образовательные технологии, применяемые на уроке: – информационно - коммуникативные, игровые, технологии уровневой дифференциации, технологии здоровьясбережения.
Задачи урока:
Образовательные - сформировать условия, позволяющие ученикам:
Повторить и закрепить устройства компьютера;
Отработать полученные знания на примерах использования знаний о строении компьютера на практике;
Отработать различные приемы с учебной и дополнительной литературой;
Дать мотивацию на изучение следующей темы.
Повторить с учениками 8 класса тему «Устройство компьютера».
Воспитательные - сформировать условия, позволяющие ученикам:
Отработать коммуникативные навыки;
Конструктивно критиковать доводы оппонентов;
Развивать мотивации социального поведения,
Развивать способности следовать нормам поведения.
Отстаивать собственную точку зрения, опираясь на дополнительные технические источники и собственные знания.
Развивать наставничество и преемственность между учениками 8 и 11 классов.
Развивающие - сформировать условия, позволяющие ученикам:
Развить способность наблюдать;
Способность анализировать;
Способность делать выводы.
Оборудование:
Компьютер с проектором, интерактивная доска, раздаточный материал, учебники, тетради, технологические таблицы и карты.
План урока:
Этап урока
Цель
Время
Методы и приемы
Организационный момент.
Положительный настрой на изучение темы .
1 мин.
Рассказ.
Мотивация и целепологание.
Сформулировать цели и задачи урока.
2
мин.
Беседа.
Первый этап.
Актуализация знаний.
6
минут.
Устные вопросы. Конкретизация. Синтез. Сравнение. Выявление принципов работы устройств компьютера.
Второй этап.
8 минут.
Примеры узлов компьютера. Анализ, выделение главного.
Третий этап.
Закрепление и проверка полученных знаний на логических, аналитических и вычислительных задачах и работы с технологическими таблицами по устройству компьютера.
Постановка мотивации на будущий урок по теме «Файлы и файловая система».
9 минут.
Абстрагирование. Выявление главного. Проблемное опережающее задание.
Релаксация.
«Минутка здоровья».
Четвёртый этап.
12 минут.
Анализ, закрепление, решения тестовых задач, задач на логику. «Мозговой штурм».
Итоги урока.
Домашняя работа
Рефлексия
Обратить внимание детей на актуальность применения знания в реальной жизни. Подвести итоги урока и связать с поставленной в начале урока целью.
Инструкция по выполнению.
Анализ урока. Самоанализ.
7 мин.
.
Беседа. Дискуссия.
Рассказ.
Ход урока.
Класс делится на две команды (Игровая технология). Лучше заранее разделить детей на команды, исходя из принципа – равная по «силе» команда. То есть в каждой команде примерно одинаковое число «отличников», «хорошистов» и детей со слабой подготовкой по предмету. Дети садятся за составленные столы командами.
Вопросы и задания делятся по степени сложности, каждое задание имеет свой спортивный аналог. Задания выполняются по принципу: от легких к сложным. (Технология дифференцированного обучения). В каждом этапе участвуют от одного до всего состава команды. На каждый этап создается заранее карточка (протокол), которая заполняется непосредственно после проведения этапа. Итоги игры подводятся жюри, исходя из результатов протоколов. В жюри приглашаются ученики 11 классов, для того, что бы создать преемственность знаний и поколений, а так же, для повторения учениками 11 классов материала 8 класса. Результаты протоколов выводятся с помощью компьютера и проектора на экран. Детям заранее объясняются правила игры. Вопросы и задачи задаются консультантами. Учитель на протяжение урока выполняет координирующую и кураторскую функцию.
Добрый день, дорогие друзья! Мы с вами встречаемся в необычной для нас обстановке: не на уроке, а на внеклассном мероприятии. Сегодня не будет практических и проверочных работ и опросов. Мы постараемся взглянуть на привычную для нас информатику с другой стороны. Мне хочется показать вам, что информатику можно изучать весело.
Наша игра посвящена теме «Компьютер и его устройство». В наше время компьютеры имеют огромное значение в жизни человека, они во многих сферах упрощают жизнь людям, у многих он есть дома, и вы можете немало рассказать о нем, я думаю, что с помощью этой игры, вы узнаете, насколько хорошо вы знакомы с данной темой.
Сейчас я разделю вас на две команды, и вы должны будете придумать название своей команде в течение двух минут, но так чтобы это название касалось нашей темы «Компьютер и его устройство».
А сейчас, я представлю вам наше глубокоуважаемое жюри. (В жюри представлены ученики 11 классов).
1. Из предложенных ответов выбрать правильный:
Итак, начнем. В первом конкурсе вы должны будете угадать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Я буду читать и показывать на слайде по очереди каждой команде вопросы, а вы должны ответить на них правильно, если команда отвечает не верно, то право ответа переходит к команде, которая знает ответ, то есть у вас есть возможность заработать дополнительные баллы. Но при этом тот, кто знает должен тихо и спокойно поднять руку, если кто-то выкрикивает, то вопрос снимается, а у команды, в которой произошел этот выкрик, снимается 1 балл за нарушение дисциплины. Надеюсь всем всё понятно.
В состав любого компьютера может входить:
процессор
флеш-карта
телескоп
телефон
ответ: 1
Где находятся входные данные при работе с компьютером, и что произойдет, если машину выключить
на клавиатуре, принтер печатает ответ задачи
на доске, на экране появится ответ задачи
в ОЗУ, всякая информация сотрется, если она не записана в памяти компьютера
на гибком диске, она с быстро копируется на компьютер
ответ: 3
Чтобы ввести данные в компьютер, можно использовать
колонки
магнитофон
клавиатуру
печатную машинку
ответ: 3
Какой вид памяти бывает у компьютера
зрительная память
оперативная память
постоянная память
феноменальная память
ответ: 2
Чтобы ввести данные, записанные на диске в оперативную память надо поместить диск
в магнитофон
в дисковод
в принтер
в книгу
ответ: 2
Процессор для компьютера – это то же самое, что для человека
желудок
глаза
уши
мозг
ответ: 4
Информацию, важную в настоящий момент,
называют
полезной;
актуальной;
достоверной;
полной.
ответ: 2
Зрительной называют информацию, которая воспринимается
органами .
слуха;
зрения;
осязания;
восприятия вкуса.
ответ: 2
Примером текстовой информации может служить
таблица умножения;
иллюстрация в книге;
правило в учебнике русского языка;
фотография;
запись музыкального произведения.
ответ: 3
Под носителем информации понимают:
линию связи;
дисковод;
компьютер;
флеш-диск.
ответ: 4
Обычный телефон для человека – это
источник информации;
приёмник информации;
средство связи;
средство хранения информации.
ответ: 3
Устройство предназначено для вывода информации
процессор;
принтер;
клавиатура;
монитор.
ответ: 4
Молодцы! С заданием справились! А сейчас жюри подведет итоги и озвучит их.
2. Опознай пословицу
Следующий конкурс называется: Опознай пословицу. Я раздам вам листочки с переделанными пословицами, а вы должны будете отгадать, что за пословица имеется в виду. Та команда, которая всё отгадает, поднимает руку и ждёт, когда я её спрошу. Первая команда, правильно ответившая, получает дополнительный балл за быстроту. Если же кто-нибудь выкрикивает, то команда лишается права ответа и вдобавок с нее снимается 1 балл, заработанный в предыдущем конкурсе.
ЗАДАНИЯ
1. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.
2. Компьютер памятью не испортишь.
3. Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.
4. Бит байт бережет.
5. Вирусов бояться – в Интернет не ходить.
6. В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят.
ОТВЕТЫ
1) Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
2) Кашу маслом не испортишь.
3) Дареному коню в зубы не смотрят.
4) Копейка рубль бережет
5) Волков бояться – в лес не ходить.
6) В Тулу со своим самоваром не ездят.
Молодцы! С заданием справились! А сейчас жюри подведет итоги и озвучит их.
3. Найти в предложениях слова связанные с информатикой.
Сейчас я раздам вам листочки, на них вы увидите предложение, в котором вам необходимо найти слово, связанное с устройством компьютера. Там же вы увидите пример, как находить искомое слово. Когда вы найдете это слово, вам необходимо обвести его и сдать жюри. Первая команда, которая правильно отгадает слово и быстро отдаст результат жюри, получает дополнительный балл за быстроту.
Пример. Этот процесс орнитологи называют миграцией.
Потом они торжествовали и радовались как дети.
По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.
Пока жюри проверяет ваши работы, мы немного отдохнем.
4. «Минутка здоровья»
Цель: расслабить мышцы спины.
Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!"
Упражнения для мышц глаза
Упражнения выполняются удобно сидя на стуле
1. Движения глаз вверх и вниз: мягко переводить глаза вверх и вниз, медленно и без усилия. Цикл - 6 движений, затем пауза с закрытыми глазами 1-2 сек., количество циклов - 3.2. Движения глаз в стороны: мягко переводить глаза влево и вправо, медленно без усилия. Цикл – 6 движений, затем пауза с закрытыми глазами 1-2 сек, количество циклов - 3.3. Круговые движим глаз: медленно н мягко вращать глазами по кругу влево и вправо, цикл - по 3 вращения в каждую сторону, затем пауза 1-2 сек., количество циклов - 3.4. Перевод взгляда “туда-сюда”: посмотреть на палец вытянутой перед лицом руки (расстояние 25-30 см) и перевести взгляд на предмет, отстоящий на расстоянии 5 м и более, цикл – 10 движений, количество циклов - 5, отдых между циклами 1-2 сек.
А сейчас давайте послушаем результаты конкурса.
5. Разгадайте зашифрованное слово.
Сейчас я, вновь, раздам листочки с заданиями. Вам необходимо карандашом проследить тот путь, куда каждая буква переместиться, поставить её на место и тем самым вы должны получить слово, связанное с нашей сегодняшней темой. Когда выполните это, поднимете руку, я соберу листочки, а жюри оценит, правильно ли вы отгадали слово. А жюри при этом, опять же, должно заметить, кто первый поднял, кто второй, а кто третий. За правильно выполненную работу, команды получают по 1 баллу. Первая, поднявшая руку команда, если она всё сделала правильно, получает ещё плюс 3 балла, вторая
· 2 балла, третья
·1 балл. . Не забывайте, про дисциплину, иначе строгое, но справедливое жюри, заберет у вас 1 балл
Пока жюри проверяет ваши работы, мы приступим к следующему конкурсу.
6. «Какие странные слова...»
Вы должны будете выбрать понятие, которое соответствует названным словам. По одному понятию для каждой команды. Если же команда не знает правильного ответа, то любой участник из другой команды, знающий правильный ответ, может поднять руку и после того, как я спрошу его, сказать правильный ответ и получить дополнительный балл. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Не забывайте, про дисциплину, иначе строгое, но справедливое жюри, заберет у вас 1 балл.
Компьютер – это
устройство для работы с текстами;
устройство для обработки чисел;
устройство для хранения информации;
многофункциональное электронное устройство для работы с информацией.
ответ: 4
Презентация-это...
перечисление переменных величин, используемых в программе;
картинка, появляющаяся на экране при загрузке операционной системы;
компьютерный слайд-фильм.
ответ: 3
Молодцы! С заданием справились! А сейчас жюри подведет итоги и озвучит их.
7. Пантомима:
Следующий конкурс оценивается в зависимости от того, насколько понятно участники изобразят предложенное ему задание, а так же его артистичность.
Один человек должен угадать, что показывает команда (по одному человеку из команды уводят, остальные готовят пантомиму, затем, эти три ученика отгадывают, что загадали их команды). Кто догадается, что показывает команда, поднимает руку, и после того, как я спрошу, отвечает. Не забывайте, про дисциплину, иначе строгое, но справедливое жюри, заберет у вас 1 балл.
-принтер;
-сканер;
-ксерокс.
Молодцы! С заданием справились! А сейчас жюри подведет итоги и озвучит их.
8. Конкурс "В одной связке"
Вам даны листочки, на которых расположены две колонки слов
·это части словосочетаний, относящихся к информатике, или к устройству и работе компьютера. Необходимо соединить стрелками слова, которые относятся друг другу. После того, как вы сделаете это, поднимаете руку, я соберу эти листочки и передам их в жюри. А жюри при этом должно заметить, кто первый поднял, кто второй, а кто третий. За правильно выполненную работу, команды получают по 1 баллу. Первая, поднявшая руку команда, если она всё сделала правильно, получает ещё плюс 3 балла, вторая
· 2 балла, третья
·1 балл. . Не забывайте, про дисциплину, иначе строгое, но справедливое жюри, заберет у вас 1 балл
1. Буква символ
2. Глобальная сеть
3. Жесткий диск
4. Графический редактор
5. Звуковая колонка
6. оптическая мышь
7. Информационные технологии
8. Загрузочная дискета
9. Оперативная память.
9. Теперь давайте передохнем и отгадаем немного загадок-стишков.
А пока наше жюри подсчитает общий итог и скажет нам, кто у нас победил, какая команда знает компьютерное устройство лучше, чем другие, я приглашаю капитанов команд. Вы должны будете прочитать стих, но в нем не хватает одного слова, которое вы должны вставить. Постарайтесь читать с выражением и четко, чтобы всем было понятно, о чем вы читаете.
1.На картине лес шумит,
Быстро серый волк бежит,
Под кустом зайчата пляшут,
В танце хвостиками машут!
«это вовсе не картина! - Объяснила тетя Дина. –
Знайте, дети, с этих пор:
Перед вами ____________ »(монитор)
2. А вот эти две коробки?
Не «коробки», а « _______ »!
Из __________ - громкий звук
Разливается вокруг! (колонки)
З.Если маме мы мешаем,
То колонки выключаем,
Раз!- ____________ надели.
Помогли они на деле:
Нас теперь не слышит мама,
Бой опять в разгаре самом! (наушники)
4.В зоопарке есть зайчишка.
У компьютера есть ________ (мышка)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ по выбору:
Учитель: Домашнее задание будет на выбор:
Кто-то из вас выберет работу над компьютерной презентацией по теме «Устройство компьютера» исходя из сегодняшнего урока. На выполнение презентации дается время – неделя.
Кто- то выберет более простое задание. Подготовьте сообщение по теме «Устройства ввода или вывода информации». Подготовьте их дома под руководством ваших родителей. Обсудите с ними результаты работы, сделайте подробное сообщение и занесите его в тетрадь. На следующий урок я жду ваших рассказов. Это задание нужно выполнить к следующему уроку.
Подведение итогов.
Я поздравляю вас! Вы просто замечательно справились со всеми заданиями! Сегодня вы увидели, что информатику можно изучать весело, играя, вы повторили большое количество устройств компьютера и, думаю, о некоторых из них вы сегодня в первый раз услышал, а значит, открыли для себя что-то новое. Также благодарю наше жюри за их не легкую работу. И, конечно, поздравляю победителей! А тем, кто не выиграл сегодня, желаю не расстраиваться и взять себе на заметку, что по данной теме вам стоит пополнить свои знания! Всем спасибо!
РЕФЛЕКСИЯ:
- Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
- Как вы усвоили пройденный материал?
- Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?
- Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?
- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
Выходя с урока, выберите, пожалуйста, смайлик, соответствующий вашему настроению. Так мы узнаем, понравился ли вам урок и как вы себя чувствуете после него.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
До свидания!
Удачи всем!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
«Интеллектуальные игры для школьников. Часть 1.» Методическое пособие к учебному курсу «Интеллектуальные игры». Самара 1997г.
Учебник по информатике и ИКТ для 8 класса под редакцией Угринович Н.Д., Бином, 2010г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Поурочные планы по учебнику Угриновича Н.Д.», /Автор-сост. М.Г. Гилярова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009г.
Научно-методический журнал «Инфо. Информатика и образование», 10-2010
Контрольно-измерительные материалы. Информатика. 8 класс/ Сост.Н.А.Сухих, М.В.Соловьева. – М.:ВАКО, 2013г.