Открытое внеклассное мероприятие к 120-летию со дня рождения С.А.Есенина Не жалею, не зову, не плачу
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
“Губкинский горно-политехнический колледж”
Методическая разработка
Литературно-музыкальной композиции
«Не жалею, не зову, не плачу»
(посвящена 120 - летию со дня рождения С. А. Есенина)
Выполнил:
преподаватель русского языка и литературы
Репина С.А.
2015
1. Цели мероприятия:
Обучающий (дидактический) компонент:
- показать тонкий лирический и духовный мир С.А. Есенина,
- расширить знания обучающихся о жизни и творчестве поэта.
Развивающий компонент:
- формировать умение выразительного чтения лирических произведений;
- развитие творческих способностей учащихся, развитие памяти;
Воспитательный компонент:
- расширение круга сведений из области литературы; привитие любви в родной литературе, родному слову;
- создание положительной мотивации к урокам литературы.
2. Тип занятия: внеурочное мероприятие
3. Ресурсы: презентация, выставка книг, тематические газеты, музыкальные композиции.
4. Прогнозируемый результат:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Ход мероприятия:
Ведущий: Немало старинных сел разбросано среди раздольных полей и лесов Рязанщины. Одно из них - Константиново. Многим достойным людям оно было колыбелью. Но только один из них сделал рязанское село известным всему миру. И это имя – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Вслушайтесь, как оно звучит. Сколько в нем света, весны и тепла. Произнесешь это имя – и сразу душа наполняется чем- то свежим, печально-грустным и восторженно-радостным. В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости.
Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о творчестве известного русского поэта С.А. Есенина.
Чтец: Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Ведущий: Нам близко и любимо это имя. Всякий раз, обращаясь к его поэзии, испытываешь такое чувство, словно душой ты прикоснулся к живой красоте его родных рязанских раздолий. Старинное село Константиново Неоглядные дали
Над головой такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение словно чувствуешь себя не на земле, а как бы – во Вселенной. Не случайно, всякий раз, когда поэту было особенно трудно, он припадал душой и сердцем к родной земле, вновь обретая животворную нравственную силу и энергию для своих бессмертных стихов.
Чтец:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке
Резеда и риза кашки
И вызванивают в четки
Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Ведущий: Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, оторвитесь от нашей повседневной «суеты сует», посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звёздное небо.
Чтец: Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
и гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.
Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Чтец:
Запели тёсаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я тёплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшую в реку
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить-
Я научиться не могу.
И не отдам я этой цепи,
И не расстанусь с долгом сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылём.
Ведущий: Светлые раздумья поэта заключались в том, что несмотря ни на что, он мог дышать и жить, видеть этот многоцветный мир, любить и быть любимым – счастье. И жизнь на родной земле достойна благодарности. Из самого затаенного уголка его сердца вырывается слово, обращенное к той, что дала ему жизнь, к матери. Большую роль в пробуждении творческих способностей и – шире - в становлении личности Есенина сыграла его мать – Татьяна Федоровна.
Ведущая: Сестра поэта вспоминает: «Наша мама была стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони. С младенческих лет мы слышали от неё прекрасные сказки, которые она рассказывала нам артистически, а подрастая, узнавала, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов». И позже, когда сын читал ей свои стихи, «мать, как всегда, слушала чтение Сергея с затаённым дыханием Она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала»
(Письмо матери)
Ведущая: Творчество С. Есенина велико и многогранно, и о нем можно говорить до бесконечности. Но почему-то, вспоминая имя С. Есенина, хочется говорить о любвиЕго сердце, сердце поэта было настолько глубоко и необъятно, что могло вместить в себя такое огромное чувство как любовь.
Любовь к Родине, к России, к матери, к женщине
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет.
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили.
Но, значит, любили и нас.
Ведущий: Кто же она, девушка в « белой накидке»? Имя этой девушки -Анна Сардановская. С 1904 года по май 1909-го С. Есенин учился в Константиновском земском четырехклассном училище. Сразу же после успешного окончания училища поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу. Приезжая летом из Спас-Клепиков в родное село, Есенин часто встречался с сестрой своего товарища Анной Сардановской. Она была первым юношеским увлечением поэта.
Ведущий: Односельчане Есенина вспоминали, что однажды вечером Анна и Сергей, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили находившуюся там монашенку разнять их, говоря: «Мы любим друг друга и даем слово жениться. Разнимите нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом».
Ведущий: Первой нарушила «договор» Анна - вышла замуж за учителя Олоновского в село Дединово. В это время Сергей был в Москве. Узнав о ее замужестве, он прислал письмо, в котором просил уже знакомую нам монашенку «взять пук хвороста и бить Анну, сколько сил хватит». Своему юношескому увлечению Есенин посвятил стихотворение:
Чтец. За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок. Не за песни весны над равниною
Дорога мне зеленая ширь
Полюбил я тоской журавлиною
На высокой горе монастырь.
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом Спасителя
За погибшую душу мою.
Ведущий: Август 1912 года... В письме своему другу Григорию Панфилову Сергей Есенин пишет о том, что перед приездом в Москву познакомился с подругой Анны Сардановской Марией Бальзамовой. В письме Есенин делится впечатлениями о новой знакомой, называет ее «тургеневской Лизой», он убежден, что «она не изгладится из его памяти при встрече с другой такой же женщиной».
Ведущий: Трепетный, чистый образ «тургеневской девушки» - Марии Бальзамовой согревал душу поэта в течение нескольких лет. В 1913 году он писал ей: «...люблю безмерно тебя, моя дорогая Маня. Я... готов бы к тебе улететь, да жаль, что все крылья в настоящее время подломаны. Наступит же когда-нибудь время, когда я заключу тебя в свои горячие объятия и разделю с тобой всю свою душу...». Надежды поэта на любовь Марии в реальной жизни не сбылись, но его чувства нашли воплощение в прекрасных стихах, адресованных Бальзамовой.
Чтец. Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была.
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали;
3апах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор Кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Ведущий: 1916 год Есенину – 21, он автор нашумевшего сборника стихов «Радуница», восходящая звезда русской поэзии. Лидии Ивановне Кашиной – 30, она единственная наследница богатого дельца Кулакова, свободно говорит на нескольких языках, замужем за профессором Н. П. Кашиным.
Ведущий: Творческие успехи крестьянского сына привлекают внимание владелицы константиновского усадебного дома, и молодой поэт получает приглашение прийти в гости. Визит произвел большое впечатление на обоих Каждый последующий приезд Есенина в родное село непременно сопровождался посещением особняка Кашиной. Лидия Ивановна, сама того не подозревая, сыграла большую роль в творчестве поэта, с ее именем связан образ Анны Снегиной, ей посвящено одно из лучших стихотворений Есенина «Зеленая прическа».
Чтец. Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка:
«О, любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вздохнув глубоко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».
Ведущий: После революции Лидия Ивановна Кашина переехала из Константинова в Москву, работала в различных учреждениях - переводчицей, машинисткой, стенографисткой. Умерла в 37-м, пережив поэта, в судьбе которого так много значила, на 12 лет, но, к сожалению, не оставив о нем ни единой строчки воспоминаний.
Ведущий: В жизни Сергея Есенина было много женщин. Многие любили его за стихами, он тоже не оставался к ним равнодушным. С некоторыми даже связывал свою судьбу. Но нелегко, трудно жилось этим возлюбленным Есенина. Даже дети не привязали поэта к Анне Изрядновой - первой женщине, которая родила ему сына Юрия, к Зинаиде Райх, впоследствии ставшей женой Мейерхольда, в браке с которой родились дочь Таня и сын Костя. Сергей сохранил в своей душе мучительную боль к бывшей жене, любовь-ненависть к женщине, которую «легко отдал другому». Кажется, и у нее другой любви не было. Помани ее Есенин пальцем, она бы от Мейерхольда убежала без резинового плаща и без зонтика в дождь и град.
Чтец:
Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от счастья млеешь,
Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь?
Сколько губ?
Знаю я – они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи,
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,
- Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку
Ты пойдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо:
«Добрый вечер»
Я отвечу: «Добрый вечер, мисс».
И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь,
- Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.
Клип «Письмо к женщине»
Ведущий: Встреча с Айседорой Дункан, американской танцовщицей, ирландкой по происхождению, тоже закончилась браком в мае 1922 года, хотя эта женщина была на 15 лет старше. Она приехала в Москву, чтобы открыть школу пластического танца, Во время своего пребывания она познакомилась с Сергеем Есениным.
Ведущий: Ее жизнь и восхождение к вершинам танцевального искусства были не из легких. Она родилась в Сан-Франциско, мать ее преподавала музыку, отец – древние языки. В дни «золотой лихорадки», охватившей Америку, отец разорился и оставил жену с четырьмя детьми. Маленькой Изадоре (таково ее настоящее имя) с четырех лет пришлось зарабатывать на пропитание, танцуя перед публикой. Только упорным трудом ей удалось добиться всемирного признания.
Ведущий. Несчастливо складывалась и личная жизнь танцовщицы. В 1913 году у нее трагически погибли двое детей (утонули в упавшем в Сену автомобиле), в 1914-м умер новорожденный ребенок. Эти тяжкие удары судьбы отразились на Айседоре, она стала питать отвращение к браку, отвергала все предложения о замужестве, была одержима только своей работой.
Ведущий: Ее пригласили на творческий вечер. Она вошла летящей походкой, сбросила шубку и расправила складки шелкового хитона. Танцовщица была похожа на ожившую статую античной богини. Ей налили «штрафной» стакан вина. Она подняла глаза от бокала и увидела Его. Он начал читать стихи. Айседора не понимала ни слова, но не могла оторвать от него взгляда. А он декламировал, глядя только на нее. Казалось, что в комнате больше никого нет. Закончив читать, Есенин спустился с возвышения и попал в ее объятия. Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган.
Ведущий. И не важно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи - талантливы, эмоциональны, бесшабашны. С той памятной ночи Есенин переехал в квартиру Айседоры. Есенинские друзья-поэты с удовольствием ходили в этот гостеприимный дом, хотя никак не могли поверить, что гуляка и сердцеед искренне полюбил женщину, которая почти в два раза старше его.
Ведущий: Глядя, как Айседора танцует для него, теряя голову, шептал: «Моя, моя навеки!» Балерина с мировым именем была богата, и готова все отдать, только чтобы ее любимый Есенин был счастлив. Кутежи, шампанское, фрукты, подарки. Она оплачивала все. Айседора видела, что поэт спивается, что вокруг него много неискренних, набивавшихся в близкие друзья, людей, и, чтобы спасти его, решила увезти за границу. Она стала Вергилием поэта, провезла его по всему миру и открыла перед ним шедевры мирового искусства.
Чтец:
Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость.
О возраст осени! Он мне Дороже юности и лета. Ты стала нравиться вдвойне Воображению поэта.
Я сердцем никогда не лгу, И потому на голос чванства Бестрепетно сказать могу, Что я прощаюсь с хулиганством. Пора расстаться с озорной И непокорною отвагой. Уж сердце напилось иной, Кровь отрезвляющею брагой. И мне в окошко постучал Сентябрь багряной веткой ивы, Чтоб я готов был и встречал Его приход неприхотливый. Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными - кладбища и хаты. Прозрачно я смотрю вокруг И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль, Что ты одна, сестра и друг, Могла быть спутницей поэта. Что я одной тебе бы мог, Воспитываясь в постоянстве, Пропеть о сумерках дорог И уходящем хулиганстве.
Ведущий: Илья Эренбург в своих воспоминаниях писал: «В Берлине несколько раз встречал Есенина с Айседорой Дункан. Она понимала, что ему тяжело, хотела помочь и не могла. Она обладала не только большим талантом, но и человечностью, нежностью, тактом; но он был бродячим цыганом, пуще всего его пугала сердечная оседлость». В Советской России ему было очень тяжело, а без России - невозможно. И чета Есениных - Дункан вернулась обратно. Она чувствовала, что брак разваливается, безумно ревновала и мучилась. Отправившись на гастроли в Крым, Айседора ждала там Сергея, который обещал вскоре приехать. Но вместо него пришла телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин». Этой другой была его поклонница Галина Бениславская, которая и дала эту телеграмму. Айседора погибла в 1938 году в Ницце: ее длинный шарф попал в колесо набиравшего скорость автомобиля, в котором сидела танцовщица, намотался на ось и мгновенно удушил ее.
Песня Малинина «Ах, Айседора»
Ведущий: Цикл замечательных стихотворений «Любовь хулигана» посвящён Августе Миклашевской - красивой талантливой актрисе Московского Камерного театра. Она родилась и выросла в Нахичевани. Провинциальная актриса не очень вписывалась в вольную столичную богему. У нее была репутация строгой женщины и заботливой матери. На ее попечении были сестра и маленький сын, которых она возила с собой на гастроли. В том же году состоялась их помолвка, но к брачному контракту она не привела
Не хочу я лететь в зенит,
Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твоё звенит,
Словно августовская прохлада.
Ведущий: Воспоминания Августины Миклашевской свидетельствует о том, что она испытывала двойственное отношение к Есенину: порой ей хотелось «пойти за ним все равно куда», но она «бессмысленно ломала в себе это» и в итоге подчинила сердце разуму Августина Леонидовна прожила долгую жизнь, наполненную событиями и встречами со знаменитыми людьми.
Чтец. Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не могла к другому,
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Ведущий: Во время путешествия в Батуми в 1924 году Есенин познакомился с преподавательницей литературы Шагандухт Нерсесовной Тальян. После отъезда из Батуми Есенин больше никогда не встречался с Шаганэ Нерсесовной, но продолжал писать стихи, посвященные милой Шаге, они вошли в цикл стихов «Персидские мотивы».
Чтец. Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Ведущий: Надежда Давыдовна Вольпин - поэт, переводчик. Она написала мемуары, рассказывающие о встречах с Есениным, озаглавив их «Свидание с другом». Эти воспоминания представляют собой своеобразные страницы интимного дневника женщины, которая нашла в себе силы дать жизнь сыну Сергея Есенина – Александру, родившемуся в мае 1924 года.
Ведущий: Последней женщиной в жизни поэта была Софья Андреевна Толстая. Они познакомились в марте 1925 года и вскоре стали мужем и женой. Софья Андреевна была истинной внучкой своего деда и напоминала Льва Николаевича даже своим внешним обликом. Человек вдумчивый, серьезный, иногда противоречивый. В ее любви к Есенину ощущалось проявление нежной заботы, присутствовало благородное намерение стать помощником, другом и опорой поэта: занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива. Есенин до дрожи в коленях робел перед ее аристократизмом. Встреча с Софьей Андреевной не стала для Есенина «проходным» явлением. Эта любовь была для него чем-то иным, по словам самого поэта: «С Соней совсем не то, что прежде, когда повесничал и хулиганил...» Софье предстояло стать вдовой скандального поэта. Чтец.
Видно, так заведено навеки -К тридцати годам перебесясь,Все сильней, прожженные калеки,С жизнью мы удерживаем связь.Милая, мне скоро стукнет тридцать,И земля милей мне с каждым днем.Оттого и сердцу стало сниться,Что горю я розовым огнем.Коль гореть, так уж гореть сгорая,И недаром в липовую цветьВынул я кольцо у попугая -Знак того, что вместе нам сгореть.То кольцо надела мне цыганка.Сняв с руки, я дал его тебе,И теперь, когда грустит шарманка,Не могу не думать, не робеть.
Ведущий: В жизни Сергея было много неясного, сложными и запутанными были отношения с его женами и возлюбленными. Любовь лишь одной женщины к нему была искренней, ничего не требующей взамен, это любовь к нему Галины Бениславской К ней он переехал жить в 1920 году, от нее он уезжал в Америку с Айседорой Дункан.
Не криви улыбку, руки теребя,
Я люблю другую, только не тебя.
Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо
– Не тебя я вижу, не к тебе пришел.
Проходил я мимо, сердцу все равно
– Просто захотелось заглянуть в окно.
Ведущий: Когда после почти полуторагодового путешествия за границей Есенин возвратился на родину, он пришел в комнату Бениславской в многонаселенной коммунальной квартире. А потом весной 1925 женился на Софье Андреевне Толстой. Но Галина продолжала любить и ждать Есенина. А когда оборвалась жизнь Есенина, Бениславская оказалась в психиатрической клинике. Жизнь для неё потеряла смысл.
Ведущий: Галина была самым преданным другом поэта. С невиданной самоотверженностью, с редким самопожертвованием она посвящала себя ему. Без устали, без упрека, забыв о себе, несла она тяжкую ношу забот о поэте – от печатания его стихов до охраны его от назойливых кабацких друзей.
Холодным декабрьским днем 1926 года на безлюдном Ваганьковском кладбище в Москве около скромной могилы Сергея Есенина молодая женщина покончила жизнь самоубийством. Так закончилась жизнь 29-летней Галины Бениславской, беззаветно любившей поэта. Самоубийство Галины всех потрясло. Похоронили ее рядом с любимым ею человеком, на памятнике начертаны слова: "Верная Галя”.
Чтец. Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья, ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле.
И с тобой целуюсь по привычке,
Потому что многих целовал,
И, как будто зажигая спички,
Говорю любовные слова.
«Дорогая», «милая», «навеки»,
А в уме всегда одно и то ж,
Если тронуть страсти в человеке,
То, конечно, правды не найдешь.
Оттого душе моей не жестко
Ни желать, ни требовать огня,
Ты, моя ходячая березка,
Создана для многих и меня.
Но, всегда ища себе родную
И томясь в неласковом плену,
Я тебя нисколько не ревную,
Я тебя нисколько не кляну.
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
И тебя любил я только кстати,
Заодно с другими на земле.
Ведущий: Есенин много ездил по России. Он был в Мурмане, на Соловках, в Архангельске, на Кавказе, в Крыму, посетил многие европейские страны, жил в Америке. Но больше всего был доволен тем, что вернулся на Родину. Где бы ни был он, его всегда тянуло домой, к родным березкам. Поэт - лирик емко определил основную тему своего творчества: « Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине.»
Тебе одной плету венок,Цветами сыплю стежку серую.О Русь, покойный уголок,Тебя люблю, тебе и верую.Гляжу в простор твоих полей,Ты вся – далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлейИ не чужда тропинка склизкая.Цветет болотная купель,Куга зовет к вечерне длительной,И по кустам звенит капельРосы холодной и целительной.И хоть сгоняет твой туманПоток ветров, крылато дующих,Но вся ты – смирна и ливанВолхвов, потайственно волхвующих.Ведущий: 28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...», по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.
Тайна гибели поэта до сих пор остается неразгаданной. Официальной общепринятой версией является самоубийство, однако существует предположение, что на самом деле Есенин был убит из политических соображений, а суицид стал лишь инсценировкой.
И все-таки Есенин не трагический поэт. Его стихи - гимн жизни во всех ее проявлениях. Гимн жизни непредсказуемой, трудной, полной разочарований, но по-прежнему прекрасной. Это гимн хулигана и скандалиста, вечного мальчишки и великого мудреца.
Чтец:
И жалеем, и зовем, и плачем, И скорбим безмерно - потому, Что ни строчки не переиначим В той судьбе, что выпала ему. Мастер, зрело знающий работу, Как и все мы, жил не без греха, Но с лихвою заплатил по счету Полновесным золотом стиха. Вот опять стоит он на распутье У последней вехи бытия, Но ни ты, ни я - ему не судьи, Ибо только Бог ему судья. Полыхают свечи в Божьем Храме И летят под купол голоса. И, шурша незримыми крылами, Ангелы зовут на небеса...
Ведущий: Дорогие друзья, наша встреча подошла к концу. Мы благодарим вас за внимание. Всего вам доброго, до новых встреч.
15