«ПРОМЫСЛЫ НАШЕГО КРАЯ» (интегрированный урок по изобразительному искусству и географическому краеведению) (5 класс)


Тема урока: «ПРОМЫСЛЫ НАШЕГО КРАЯ»
5 класс
(интегрированный урок по изобразительному искусству и географическому краеведению)
Цель:
познакомить учащихся с культурой родного края;
обобщить знания в области народных промыслов;
продолжить формирование навыков составления декоративной композиции;
освоить технику работы с пластическим материалом.
Оборудование: Доска
Материалы: Пластилин, стеки, картон.
Место проведения: Школьный краеведческий музей.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка знаний.
- Мы с вами познакомились с различными промыслами, возникшими на территории России. Все эти помыслы продолжают жить и сейчас.
- Назовите известные вам промыслы. (Гжель, Жостовские подносы, Городецкая роспись, Хохломская роспись, Матрёшки: Полховского Майдана, Семёнова, Загорска).- Как эти промыслы получили своё название? (По названию населённых пунктов. В деревне Гжель недалеко от Москвы богатые залежи гончарных глин навели жителей на мысль об изготовлении фаянсовой посуды. В другом подмосковном селе Жостово мастера расписывали металлические подносы. Городецкая роспись зародилась в заволжском крае недалеко от Нижнего Новгорода. Местные жители украшали чудесной росписью ставни, прялки, люльки, сани, игрушки, часто композицию дополняли сюжетными сценами из жизни. Другой известный промысел - «Золотая хохлома», эта роспись по дереву появилась близ Городца в посёлке Хохлома. Матрёшку изготавливают в разных местах России: в Загорске, Майдане, Семёнове). III. Формирование новых знаний.
- Что такое промыслы? Для чего люди занимались ими? (Промысел – возможность заработать)
- Наш урок мне хочется начать со стихотворения (записано на доске)
«Привет»
Привет тебе, мой край родной, С твоими тёмными лесами, С твоей великою рекой, И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый, Герой труда неутомимый, Среди зимы и в летний зной! Привет тебе, мой край родной! (С. Дрожжин)
- Итак, тема сегодняшнего урока «Промыслы нашего края». Глядя на тему урока, скажите, чем мы будем заниматься, какие перед собой поставим цели?
- А чем же занимались люди нашего края? ( Записано на доске) Об этом мы узнаем, когда посетим школьный «Краеведческий музей».
Лекция в музее.
Главным занятием населения было земледелие (выращивали рожь, овёс, ячмень, горох, просо, полбу, из технических культур выращивали коноплю и лён) и животноводство (скотоводство, птицеводство и пчеловодство). Промыслов в селе до 1861 года не было.
(Приложение 1)
Домашние промыслы.
Ткацкий промысел.
Он состоял из первичной обработки волокон, прядение ниток, тканья холста и сукна. Первичная обработка шерсти - ручная разборка и сортировка. Для получения тонкой пряжи шерсть после разборки чесали и били.
Пряли шерсть при помощи прялки и веретена. Наиболее древними являлись прялка – палка, прялка-рогулька, позднее появилась прялка с колесом. Почти в каждом доме стоял ткацкий стан, на котором изготовлялась ткань для полотенца, для нижнего белья, для верхней одежды, половиков. Такое сукно ткалось из весенней шерсти, а более грубое пополам с осенней.
Долгими зимними вечерами при корпящем пламени лучины женщины пряли кудель или шерсть, ткали холст, шили одежду.
Обработка конопли и льна.
Первичная обработка конопли и льна была более трудоёмкой. Посконь выбирали в конце июля, затем стелили на лугу и так держали от 2 до 6 недель. Остальную часть конопли дёргали в конце августа. После молотьбы её мочили в течение 2 - 4 недель, сушили в баке или на ветру и мяли.
Лён после недельной сушки в поле молотили вальком или палкой на специальном бревне.
После молотьбы стебли льна расстилали на 3-4 недели. Особенно благоприятно на качество льна действовали дожди и большие росы, затем лён сгребали и ставили в копны. Мяли лён мялкой, потом волокно толкли пестами в ступах, расчёсывали щёткой из свиной щетины.
Прясть начинали осенью после окончания полевых работ. Пряли кудель с гребня, наматывая нить на веретено. Из поскони получали холст самого лучшего качества, а из кудели – более грубый.
Сельское ремесло.
Процесс преобразование домашних промыслов в ремесло теснейшим образом связан с развитием хозяйственной деятельности, когда орудия труда всё более усложнилось. Это требовало участие специалистов – ремесленников. Постепенно выделялись лица, специально занятые каким-либо производством (кузницы, гончары, кожевники, валяльщики и т.д.)
Ремесленники – кожевники старались обзавестись мастерскими, кот строились из дерева сзади живых губ, около проточной воды. Кожаная обувь изготовилась, главным образом, риск образца, шили обувь из коровьей и телячьей сыромятной кожи.
Хорошо научились выделывать овчину, из которой изготовлялась верхняя одежда. Овчины изготовлялись как белые, сыромятные, так и жёлтые, чёрные дублённые.
В селе Живайкино было несколько валяльщиков валенок, без которых нельзя было обходится в снежные суровые зимы.
Постепенно выделялись специалисты – плотники, из них столяры, резчики по дереву, печники, стекольщики. Ремесленники переходили к производству товаров для продажи на рынке, изделия стали продаваться не только на сельском базаре и ярмарках, но и сбывались далеко за пределами губернии.
Начинало развиваться кустарное производство.
Кустарная промышленность.
После реформы 1861-1863 г.г. началось быстрое развитие капитализма в России, начинают развиваться промыслы и в с.Живайкино. Появился лесопильный завод, паровая мельница.
Многие жители села плотничали, занимались обработкой древесины: изготовляли кадки, вёдра, бочки, колёса, рамы, летние и зимние повозки, телеги, сбрую, сани, розвальни, санки детские. Особенно в селе Живайкино славились мастера гнутьём полозьев, устройством саней и оконных рам. В селе насчитывалось 349 рамщиков, 14 стекольщиков. А жители сёл Кудажлейка и Кармалейка славились искусными колесниками. Этими промыслами занимались поголовно всё население, двор на двор, участвовали в нём даже дети, помогали своим родителям. В санном промысле существовала целая специфика: одни кустари гнули полозья, другие собирали сани. Колёса, сани, рамы вывозились на Северный Кавказ, Урал, доходили даже до Семипалатинска. Из Уральска обратным путём привозили рыбу и другие продукты.
Из ивовых прутьев плели корзины, кузова для переноса корма животным, для уборки картофеля, корзины для сбора грибов, верши для ловли рыбы.
Из липового суба выделывались кошели для пищи, лапти, корзины.
Были и мастера химической обработки древесины. Из хвойных деревьев получали смолу, берёзы – дёготь.
Кузнецы ремонтировали старые и изготовляли новые сельскохозяйственные орудия труда (сохи, бороны, плуги, веялки, подковы, гвозди, топоры, замки, петли, скобы и домашнюю утварь). IY. Закрепление. ( На доске записаны этапы формирования промыслов нашего села)
- Что же вы узнали из посещения музея?
- Чем же занимались люди в нашем селе раньше?
Домашние промыслы.
-Ткацкий промысел.
-Первичная обработка конопли и льна.
Сельское ремесло.
Кустарная промышленность.
- А сейчас ребята посмотрите на выставку, которая была подготовлена вашими родителями, бабушками и дедушками, ведь умельцы есть и сейчас.
Y. Практическая работа.
Задания по группам:
Изготовить плетёную корзину для домашнего хозяйства.
Изготовить сани.
Изготовить плуг для обработки земли.
YI. Анализ работ.
Приложение