Интегрированный урок литературы и музыки в 6 классе А в сердце светит Русь… ( Тема природы в творчестве С.Есенина и в музыке 20 века
Интегрированный урок литературы и музыки в 6 классе ( Учитель литературы – Решетняк Г.Н., учитель музыки - Фролова А.А.)
Тема урока. «А в сердце светит Русь…» ( Тема природы в творчестве С. Есенина и в музыке XX века)
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Форма урока. Урок-практикум.
Цели урока:
Предметная. Литература: осознать особенности поэзии С. Есенина на примере стихотворений; выразительно читать стихотворения поэта о природе, выражая настроение, чувства; находить в тексте художественные изобразительно- выразительные средства создания образов; обобщать полученные знания. Музыка: уметь осознанно слушать музыку, проводить анализ и синтез музыкальных и литературных образов, выражать собственное мнение.
Метапредметная. Осознать взаимосвязь лирических стихотворений и музыкальных произведений, созданных на их основе (кантата Г.Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина», 2 часть – «Поёт зима – аукает…» передаёт настроение и отражает идею одноимённого стихотворения С. Есенина); развивать чувство прекрасного; уметь вести диалог, исполнять лирическое произведение; работать в группе; обобщать полученные знания.
Личностная. Осознание роли лирического произведения в воспитании духовно-нравственных качеств личности (эстетическое восприятие литературных и музыкальных произведений, чувство прекрасного, эмоциональность, чувство любви к Родине, родной природе, патриотизм).
Технологии: интегрированного обучения, групповая, проблемного обучения, проектно-исследовательская, игровая технология, технология критического мышления.
Опережающее д/з по группам: 1) всем: прослушать 2 –ю часть кантаты Г. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина», – «Поёт зима – аукает…»
2) двум ученикам наизусть выучить стихотворение «Поёт зима – аукает…»;
3) выполнить эмблемы-приз зрительских симпатий за выразительное чтение стихотворений о родной природе; карточки синего, жёлтого и красного цвета для оценивания и рефлексии;
4) литературоведы: подготовить словарные статьи терминов : эпитет, метафора, сравнение, олицетворение;
5) литературоведы: подготовить сообщение к презентации о С. Есенине;
6) музыковеды: подготовить словарную статью слова кантата;
7) музыковеды: подготовить сообщение к презентации о Г. Свиридове;
8) выучить движения для физминутки ( ритмической разминки) под музыку«Листва золотая» в современной инструментальной обработке;
9) художники-иллюстраторы: приготовить иллюстрации к строфам стихотворения «Поёт зима-аукает…».
Оборудование: портрет Сергея Есенина, карточки с заданиями, ноутбук, проектор, экран, презентация, колонки, эмблемы, листочки-заготовки для синквейна ( снежинки – о зиме, листочки – о весне), буклеты урока, выставка книг о Сергее Есенине.
Планируемые результаты обучения.
Предметные. Литература: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают стихотворение; выделяют в тексте нужные фрагменты; привлекают жизненный опыт при анализе художественного произведения; рассказывают о наблюдениях за явлениями внешнего мира, передают свои переживания; выделяют рифмы в тексте стихотворения. Музыка: осознанно слушают музыку, проводят анализ и синтез музыкальных и литературных образов, исполняют музыкальное произведение, выражают собственное мнение.
Личностные: умеют соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; эстетически относятся к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; высказывают свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания; находят нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия; воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию.
Сценарий урока
Оргмомент.
Приветствие учителей.
Л. Дети под музыку на стихи С Есенина «Край ты мой заброшенный» занимают места за сдвоенными партами группами по 9 человек (3 группы )- по трое с трёх сторон.( На партах для работы в группах – раздаточный материал, в том числе и для индивидуальной работы)
ІI. Мотивация к учебной деятельности. Работа с эпиграфом. СЛАЙД № 2 ( Музыка приглушена)
Л. .Задание. Прочитайте эпиграф. Подумаем над словами Владимира Соловьёва, русского поэта и философа XX века Лирическая поэзия, после музыки,
представляет самое
прямое откровение
человеческой души.
В. Соловьев
Л.- Согласны ли вы с В. Соловьёвым? Готовы приоткрыть свои души музыке и поэзии?
- А как вы думаете, почему сегодня присутствуют два учителя на уроке? ( Урок совместный музыки и литературы)
М. Исполним музыкальное произведение на стихотворение С. Есенина «Весенний вечер».
Задание. Постарайтесь передать настроение этой песни.
«Весенний вечер» Сергей Есенин ( длительность аудиозаписи 3мин15)
СЛАЙД № 3 ( Приложение № 1)Тихо струится река серебристаяВ царстве вечернем зеленой весны.Солнце садится за горы лесистые.Рог золотой выплывает луны.Запад подернулся лентою розовой,Пахарь вернулся в избушку с полей,И за дорогою в чаще березовойПесню любви затянул соловей.Слушает ласково песни глубокиеС запада розовой лентой заря.С нежностью смотрит на звезды далекиеИ улыбается небу земля.
М. К какому жанру относится эта песня? (Лирическому)
II. Целеполагание. ( звучит музыка «Клён ты мой опавший» на слайде)
Л. По данной песне легко догадаться , что станет темой нашего урока по творчеству
С. Есенина. Сформулировать её помогут карточки.
М. От весеннего ветра слова немного перепутались. Давайте соберём предложение.
( Дети собирают фразу)
Прочитайцте. (Тема: «А в сердце светит Русь…») СЛАЙД № 4
Л.- Как вы понимаете эту фразу? О чём будем говорить на уроке? ( О любви к Родине, светлых чувствах к родной природе)
- Какова цель нашего урока? Сформулируем задачи.
На экране СЛАЙД № 5:
Изучаем творчество… ( С. Есенина)
Учимся …(выразительно читать стихотворения С. Есенина)
Анализируем ….(стихотворения С. Есенина)
Устанавливаем связь поэзии С. Есенина и …(музыки Г. Свиридова)
ІІI. Актуализация знаний.
Проверка опережающего домашнего задания. СЛАЙД № 6 ( Звучит приглушённая инструментальная лирическая мелодия)
Л. – Ребята, Сергея Есенина называют национальным поэтом. А какие его стихотворения запали вам в душу? Кто желает прочитать ? ( Выразительное чтение наизусть стихотворения учеником)
- Спасибо. Каким же чувством пропитано это стихотворение? ( Любовью к родине)
М. – Вы прослушали стихотворение, исполнили песню «Весенний вечер».
По жанру какие это произведения?
( Лирические)
- Какие чувства они воспевают? ( Любовь к Родине, родной природе)
IV. Открытие нового знания. ( Звучит мелодия «Под окошком месяц» - проигрыватель)- 3 минуты
1.Проблемный вопрос.
Л.- А как вы думаете, в какой период жизни в человеке пробуждаются такие чувства? Когда он начинает открывать для себя окружающий мир? ( В детстве)
2. Знакомство с биографическими сведениями о С. Есенине и Г. Свиридове
- Страничку биографии С. А. Есенина откроет нам литературовед Смирнова Валерия
( Приложение № 2)
СЛАЙД № 7 Дом Есенина
Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. СЛАЙД № 8 – родители Есенина
В этот день Рязань праздновала своё 800-летие. Во всех уголках Рязанского края звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения. СЛАЙД № 9 – На Родине Сергея Есенина
Сергей Есенин прожил короткую жизнь, но в памяти и сознании народа жив и сегодня. Стихи его входят в душу, сливаются с чувством любви к родине. Быть может, именно это чувство кровной связи с родной землей и есть суть есенинского поэтического мира. СЛАЙД № 10 - Память о Есенине
М- Страничку о Г.Свиридове откроет нам музыковед Андрян Милена. ( Приложение № 2)
Творчество Сергея Есенина питало музыкальный талант известного русского композитора 20 века – Георгия Свиридова. СЛАЙД № 11 – даты жизни Г. Свиридова
В 1915г. в городе Фатеже Курской губернии родился мальчик. Его отец был почтовым служащим, а мать учительницей СЛАЙД № 12 – С чего начинается Родина
Любимый инструмент Георгия Свиридова - балалайка.
Он научился играть на ней и был принят в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. СЛАЙД № 13 – Любимый инструмент
Его сочинения разнообразны по жанрам: симфонии и кантаты, песни и романсы.
Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки . СЛАЙД № 14 – музыка и поэзия
Его музыка делает поэтическое слово еще более выразительным, еще более устремленным к сердцу слушателя.
Свиридов обладал потрясающим умением постигать самую суть поэтического слова . СЛАЙД № 15 – заключение
М. - Спасибо за интересную презентацию. И наша душа живо откликается на поэтические строчки о родной природе.
- А теперь язык музыки и поэзии Сергея Есенина нам поможет в ритмической разминке.
( Проводит подготовленная ученица)
V. Физминутка. Ритмическая разминка ( под ритмичную музыку на стихи Сергея Есенина «Листва золотая» учащиеся делают танцевальные движения) – 2 мин.
СЛАЙД № 16. ОСЕНЬ ( музыка на слайде)
Л. Настроения людей и 19, и 20, и 21 веков созвучны, когда мы говорим о родной природе, создаём лирические произведения. Убедимся в этом.
VI. Работа над стихотворением С. Есенина «Поёт зима - аукает…». СЛАЙД № 17
Чтение стихотворения
Л -Стихотворение «Поёт зима - аукает…» Сергей Есенин сочинил в 15 лет. Послушаем стихотворение. ( Выразительное чтение наизусть двумя подготовленными ученицами).
*** ( Приложение № 3)
Поет зима — аукает, СЛАЙД № 18Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака.
А по двору метелица СЛАЙД № 19Ковром шелковым стелется,Но больно холодна.Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна.
Озябли пташки малые, СЛАЙД № 20Голодные, усталые,И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней.
И дремлют пташки нежные СЛАЙД № 21Под эти вихри снежныеУ мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца яснаяКрасавица весна.
2. Беседа.
Л. - Как вы думаете, почему Сергей Есенин написал это стихотворение?
- Что его взволновало? ( Заметил красоту родной природы, голодных воробышков, ждущих весну, тепла).
М. - Особая песенность поэзии Сергея Есенина привлекла внимание композитора Георгия Васильевича Свиридова.
- «Памяти Сергея Есенина» - так он назвал свою поэму. Написана она в форме кантаты. Вспомним, что такое кантата? (Кантата – это крупное произведение, состоящее из нескольких частей для хора, солистов и симфонического оркестра)
- Стихотворение «Поёт зима- аукает» является основой 2-й части поэмы.
3.Прослушивание музыкального произведения.
М – Задание. Прослушаем внимательно её.При прослушивании впишите в таблицу № 2, какие литературные образы композитор помогает сделать более яркими. Укажите состав голосов хора.
СЛАЙД № 22 ( с музыкой –кантата)
4.Проверка первичного восприятия.
М.- Какие общие картины природы изображены поэтом и композитором? ( Зима, воробышки и весна)
- В чём созвучны чувства 15-летнего подростка и зрелого 40-летнего композитора? ( В любви к Родине, природе, умении сочувствовать братьям нашим меньшим)
- Какое главное качество души их объединяет? ( Доброта, милосердие)
Л.- Выберите, а каковы ваши ощущения? ( Слова на СЛАЙДЕ № 23:
Спокойствие, грусть, радость, удивление, тоска, нежность, торжественность, праздничность, жалость.)
- Как удалось поэту вызвать у нас такие противоречивые эмоции?
- На каких двух контрастных образах построено стихотворение? (Зима и весна).
М. – Есть ли контраст в музыке?( Да)
- В одном ли ладу написано произведение ? Аргументируйте ответ ( Нет, о зиме и воробышках – в миноре, а о весне – в мажоре).
- Почему выбрал композитор мажорный лад в конце произведения? ( Потому что весна несёт тепло, свет солнца, надежду на спасение от холодной зимы)
Л.-Давайте исследуем приёмы создания образов.
4.Словарная работа.
СЛАЙД № 24. Работа со словами ( по словарю С. И. Ожегова)
- Познакомимся со значением слов
Стозвон - придуманное автором слово, неологизм: звон 100 сосен. (Много разных звуков в лесу - сто звонов - сложное слово, состоит из двух корней).
Сосняк - сосновый лес.
Ставни- дощатая или металлическая створка для прикрытия окна. - «Ставни свешенные» - это, какие? (Возможно, оторванные, висящие на одной петле)
5. Дифференцированная коллективная практическая работа.
1). Л- Прочитаем выразительно 1-ю строфу. СЛАЙД № 25
( Чтение и анализ 1 строфы )
Поет зима — аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака.
2). Л. – Заполним вместе таблицу № 1 к 1-й строфе стихотворения. ( Приложение № 4)
Л- С кем сравнивает автор зиму? (С человеком)
- Прочитайте слова подтверждающие это. (Поёт, аукает, баюкает )
- Какое литературное средство языка использовал Есенин? (Олицетворение.)
- Вспомним, что такое олицетворение. (Олицетворение - это художественный прием (троп) в литературе, когда неживой предмет наделяют свойствами живого существа. )
- Что значит «Мохнатый лес»? На что похожий? (Всюду пушистый снег, как мох, он лежит на ветках.)
- Какое образное средство использовал поэт? (Метафора - мохнатый.)
- Что такое метафора?
(Метафора – это слово или сочетание слов, используемое для описания предмета в переносном смысле, основываясь на схожих признаках с другим предметом. Скрытое спавнение ).
- Почему автор назвал облака седыми? (Они сероватые.)
- Почему они плывут в далёкую страну? (Видимо, им не нравится зима.)
- Есть ли эпитеты в этой строфе?( Тоска глубокая, страна далёкая)
- Что такое эпитет?( Эпитет – это образное определение, который описывает устойчивый признак изображаемого предмета, существа или понятия. Эпитет- часть метафоры)
- Так о чём же первая строфа? (О красоте зимнего леса и о грустном настроении автора.)
3).Проверьте записи в таблице. СЛАЙД № 26
Строфы Эпитеты Метафоры
Поет зима — аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака. Тоска глубокая,
страна далёкая,
седые облака, плывут кругом Зима поёт, аукает, баюкает, мохнатый лес
Стозвон (неологизм)сосняка
4). М - .Обратимся к музыкальному анализу 1-й части произведения. Прослушайте её ещё раз. СЛАЙД № 27
М - Проведём анализ 1 части. Ответы заносим в таблицу №2
- Стихотворение С. Есенина помогает музыке.
- Какой образ дан в этой части? ( Зимы)
- Какими интонациями сопровождается образ зимы? (Суровыми, призывными, тревожными)
- Какой состав голосов в этой части? Назовите. ( Мужской состав с женским вокализом)
- Что такое вокализ? ( Пение на гласный звук)
- Почему выбраны именно мужские голоса? ( Так лучше передать суровый характер зимы)
Проверим таблицу СЛАЙД № 28
Части образ Интонации Состав голосов
Поет зима — аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака. зима Суровые, тревожные, призывные Мужской с женским вокализом
5). Самостоятельная работа.
Форма: практикум.
Технология : коллективная работа в группах. ( Листы с заданием – на столах у каждого с начала урока)
М - Прослушивание 2 части и работа с таблицами. СЛАЙД № 29 (Музыка на слайде) Пауза.
Прослушивание 3 части и работа с таблицами. СЛАЙД № 30 (Музыка на слайде) Пауза
Прослушивание 4 части и работа с таблицами. СЛАЙД № 31 (Музыка на слайде) Пауза
Л. Ребята, а теперь вам предстоит выполнить следующую работу в группах. ( Приложение № 7)
Заполните таблицу №1 до конца .
Группа № 1 ищет эпитеты из 2, 3 и 4 строф.
Группа № 2 - метафоры из 2, 3 и 4 строф.
Группа № 3 - сравнения из этих же строф. ( Листы с заданием на столе)
В итоге вы получите оценку по литературе за 1 таблицу и оценку по музыке – за вторую.
VII. Закрепление материала.
1. Проверка данных в таблице по литературе. СЛАЙД № 32 ( Приложение № 6)
Л. – Назовите найденные вами эпитеты.
- Метафоры.
- Сравнения.
Строфы Эпитеты Метафоры Сравнения
Поет зима — аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака. Тоска глубокая, страна далёкая, седые облака, плывут кругом Зима поёт, аукает, баюкает, мохнатый лес,
стозвон (неологизм)сосняка
А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна. Воробышки игривые,
детки сиротливые, метелица больно холодна Метелица стелется Метелица ковром шелковым стелется;
воробышки, как сиротливые детки
Озябли пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней. Пташки усталые;
рёв бешеный; злится всё сильней,
ставни свешенные, жмутся поплотней Вьюга ревёт, злится, стучит по ставням И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца яснаяКрасавица весна. Мёрзлое окно, прекрасная весна, красавица весна, ясная, В улыбках солнца весна Л. – Можно ли убрать эти слова из текста? Почему? ( Нет. Исчезнет полная картина мира.)
- Убедила вас эта работа в том, насколько чуток Сергей Есенин к выбору нужного слова? ( Да)
VIII. Подведение итогов.
1. Беседа по вопросам:
Л- Вспомним тему урока. СЛАЙД № 33
- К какому открытию пришли? Слайд № 34
М - Помогла ли музыка понять идейный замысел стихотворения Есенина?
- К чему призывают Сергей Есенин и Георгий Свиридов своим творчеством?
( Любви к Родине, родной природе, милосердию и состраданию, чуткости и внимательности)
2. Работа с синквейном. СЛАЙД № 35 ( Дети работают под инстументальную музыку) ( Приложение № 5)
Л – Давайте напишем синквейн на тему по выбору «Зима» или «Весна» (на листочках-снежинках – о зиме, на листочках-листиках - о весне)
- Кто желает прочитать свой синквейн? ( Зачитывают и приклеивают на ватманы на доске)
IX. Рефлексия эмоциональная ( мнение о пользе такого урока)
М – Поднимите красные карточки, кому понравился урок, был полезен, познавателен.
Л - На жёлтых карточках вы можете написать вопросы по теме урока, если что –то было непонятно. Рассмотрим их в на следующем уроке.
Оценки за работу на уроке вы получите по двум предметам: по музыке и литературе.
X. Домашнее задание . СЛАЙД № 36
Л – Выразительно читать стихи Сергея Есенина стр.161-163
М- Нарисовать иллюстрацию ко 2 части кантаты Г.Свиридова «Поёт зима- аукает»
До новых встреч! СЛАЙД № 37 ( Звучит музыка «Край ты мой заброшенный»)
Приложение № 1
«Весенний вечер»
Сергей Есенин
Тихо струится река серебристаяВ царстве вечернем зеленой весны.Солнце садится за горы лесистые.Рог золотой выплывает луны.Запад подернулся лентою розовой,Пахарь вернулся в избушку с полей,И за дорогою в чаще березовойПесню любви затянул соловей.Слушает ласково песни глубокиеС запада розовой лентой заря.С нежностью смотрит на звезды далекиеИ улыбается небу земля.
Приложение № 2
Сведения о биографии С. А. Есенина
СЛАЙД № 7 Дом Есенина
Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. СЛАЙД № 8 – родители Есенина
В этот день Рязань праздновала своё 800-летие. Во всех уголках Рязанского края звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения. СЛАЙД № 9 – На Родине Сергея Есенина
Сергей Есенин прожил короткую жизнь, но в памяти и сознании народа жив и сегодня.. Стихи его входят в душу, сливаются с чувством любви к родине. Быть может, именно это чувство кровной связи с родной землей и есть суть есенинского поэтического мира. СЛАЙД № 10 - Память о Есенине
Сведения о Г. Свиридове
Творчество Сергея Есенина питало музыкальный талант известного русского композитора 20 века – Георгия Свиридова. СЛАЙД № 11 – даты жизни Г. Свиридова
В 1915г. в городе Фатеж Курской губернии родился мальчик. Его отец был почтовым служащим, а мать учительницей СЛАЙД № 12 – С чего начинается Родина
Любимый инструмент Георгия Свиридова - балалайка.
Он научился играть на ней и был принят в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. СЛАЙД № 17 – Любимый инструмент
Его сочинения разнообразны по жанрам: симфонии и кантаты, песни и романсы.
Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки . СЛАЙД № 18 – музыка и поэзия
Его музыка делает поэтическое слово еще более выразительным, еще более устремленным к сердцу слушателя.
Свиридов обладал потрясающим умением постигать самую суть поэтического слова . СЛАЙД № 19 – заключение
Приложение № 3
***
Поет зима — аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака.
А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна.
Озябли пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней.
И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца яснаяКрасавица весна.
Рабочий лист Ф.И. уч-ся__________________________________________класс______дата_______________________
Таблица № 1. Внесите данные по литературному анализу текста С Есенина «Поёт зима - аукает»
Строфы Эпитеты Метафоры Сравнения
Поет зима — аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака. А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна. Озябли пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней. И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца яснаяКрасавица весна. Таблица № 2. Внесите данные по музыкальному анализу из 2 части кантаты «Памяти Сергея Есенина»
Части образ Интонации Состав голосов
Поет зима — аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака. А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна. Озябли пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней. И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца яснаяКрасавица весна.
Приложение № 5
Самостоятельное применение знаний.
Задание.Составьте синквейн по теме «Зима» или «Весна»
Справка. Схема синквейна.
Тема
Два прилагательных
Три глагола по теме
Фраза. Ваше отношение к теме.
Новое слово к теме – ваша ассоциация с теме.
Пример синквейна
1. Друг
2. Храбрый, смелый.
3. Помогает, выручает, интересуется.
4. Друг никогда не предаст.
5. Спутник.
Приложение № 6
Таблица № 2. Внесите данные по музыкальному анализу из 2 части кантаты «Памяти Сергея Есенина»
Части образ Состав голосов
Поет зима — аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака. Зима Мужские с женским вокализом
А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.Воробышки игривые,Как детки сиротливые,Прижались у окна. Метелица
Пташки Женские
Озябли пташки малые,Голодные, усталые,И жмутся поплотней.А вьюга с ревом бешенымСтучит по ставням свешеннымИ злится все сильней. Пташки
Вьюга Мужские и смешанные
И дремлют пташки нежныеПод эти вихри снежныеУ мерзлого окна.И снится им прекрасная,В улыбках солнца яснаяКрасавица весна. Пташки
Весна Женские
Приложение № 7
ЭПИТЕТЫ
МЕТАФОРЫСРАВНЕНИЯ
МБОУ «СОШ № 21» г. Сергиев Посад Московской области
Региональный семинар учителей гуманитарного и естественно-научного циклов в 5-11 классах по теме «Интегрированный урок как средство формирования межпредметных связей и положительной учебной мотивации обучающихся в условиях перехода на ФГОС»
ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ
( Учитель литературы – Решетняк Г.Н. , первая кв. категория
Учитель музыки – Фролова А.А., первая кв.категория)
Тема урока: «А в сердце светит Русь…»
( Тема природы в творчестве С. Есенина и в музыке XX века)
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок-практикум.
Дата проведения: 17.03.2017.