Конспект урока музыки в 6 классе на тему «Картины природы в творчестве музыкантов», с использованием здоровьесберегающих технологий.


Урок музыки на тему
«Картины природы в творчестве музыкантов»
6 класс
Учитель: Терентьева Е.П.
Розовская СОШ
2014-2015 гг.
Урок музыки в 6 классе
Тема: «Картины природы в творчестве музыкантов»
Цель: Активизация творческой и познавательной деятельности, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
Задачи: 
1. Дать понятие о «музыкальном пейзаже», с помощью демонстрации обогатить представление учащихся о связи искусства с жизнью;
2. развивать внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух.
3. воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании, исполнении музыки.
План:
1. Организационный момент
2. «Спой нам, ветер!» - движение под музыку.
3. «Сарыарка» Курмангазы – слушание.
4. «Зима» А. Вивальди- слушание.
5. «Новый год у ворот» - исполнение.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход:
I. Организационный момент, психологический настрой.Музыкальное приветствие учителя и детей.
-Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).
II. 1. С какими видами искусства связана музыка? (с литературой, живописью)
2. Тему урока сегодня вам нужно определить самим. Для этого мы должны отправиться в путешествие. Как мы будем путешествовать, чтобы ещё и оставаться здоровыми? Предлагаю пойти пешком, под музыку, чтобы было веселее и радостнее. Определите, какая музыка будет звучать и соответственно в путь!
Звучит «Спой нам, ветер!» И. Дунаевского.
3.Какая музыка прозвучала? (марш)
4. Мы с вами пришли в какое-то место. Необходимо определить, а музыка вам поможет и подскажет.
III. Звучит «Сарыарка» Курмангазы.
1. О чем нам рассказала музыка? Где мы свами оказались?
2. Что прозвучало? Кто автор?
3. Что представили? (красоту степи: аромат цветов, свежего ветра).
4. Дыхательное упражнение. Вдохнем аромат степи. Вдыхаем глубоко через нос, наслаждаемся запахами природы, а затем медленно выдыхаем через рот.
5. Степь, цветы, трава – одним словом – что это? (природа)
6. Природа и искусство в жизни неразделимы одно от другого. Природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и создают чудесные картины о природе.
7. Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающий картины природы?
8. У Э. Успенского есть стихотворение «О картинах», которое поможет нам определить этот жанр живописи.
Если видишь: на картине нарисована река,Или ель и белый иней, или сад и облака,Или снежная лавина, или поле и шалаш,Обязательно картина называется - ПЕЙЗАЖ.
9. Связана ли музыка кюя с картиной казахстанского художника Канафии Тельжанова «Кокпар?»
10. В музыке тоже есть пейзажи. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». Ну и конечно, искусство рождается не на пустом месте, его источником его является сама жизнь, все, что нас окружает, все, чем мы живём, все, что нам дорого.
11. Что же нас окружает, что нам всегда дорого? Без чего человек не может существовать? Выясняем далее, отправляясь в следующий этап путешествия. Как вы думаете, на чем мы свами отправимся из степи? Ну, конечно же на лошадях.
Звучит «Старая пластинка». Дети имитируют бег на лошадях, при этом цокают языком, изображая цокот копыт. (Терапия творчеством)
IV. 1. Куда же мы приехали? Вы сейчас увидите сюжет и услышите замечательную музыку итальянского композитора, скрипача и дирижера эпохи барокко XVIII века - Антонио Вивальди. Попробуйте дать ей своё название.
Звучит «Зима» Антонио Вивальди.
2. Что изобразила? Какое название вы бы дали произведению. Вивальди написал цикл «Времена года», эта часть называется «Зима».
3. Попробуем и мы с вами изобразить вой вьюги – высокими звуками «и-и-и-и», низкими – «у-у-у-у».
(вокалотерапия)
4. А теперь погреем руки.
Физминутка «А на улице мороз».
5. Ребята, какое настроение вызвала у вас музыка Вивальди? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм) Какое воздействие на вас оказала? Нашла ли отклик в вашей душе? Музыкотерапия благотворно влияет на нашу психику, полезна даже при заболеваниях.
1. Ребята, наше путешествие близится к концу. Мы уже с вами немного устали, предлагаю вернуться на поезде, но прежде попробуем сформулировать тему урока. (Ответы детей).
Двигательное упражнение «Поезд».
2. А у ворот нас уже встречает Новый год.
Исполнение песни «Новый год у ворот».
VI. Рефлексия. 1. Я в (хорошем, замечательном, не очень хорошем) настроении потому что…
2. Мне (понравилось, не понравилось)…
3. Мы познакомились с произведением итальянского композитора, который написал цикл «Времена года» (А. Вивальди).
4. Мы слушали часть под названием (“Зима”).
5. С кюем «Сарыарка» созвучна картина Тельжанова («Кокпар»)
Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны.
VII. Домашнее задание. Нарисовать свое видение картин в музыке кюя «Сарыарка»