Тема: «Былины. Виды былин, поэтика былин»


Тема: «Былины. Виды былин, поэтика былин»
Урок: комбинированный
Класс: 5
Цель:
 Дать понятие былины как произведения устного народного творчества, одного из трёх родов литературы.
Задачи:
Образовательные
1.      Научить умению определять группы и циклы былин по содержанию и направленности.
2.      Уметь определять героев былин по словесному портрету.
Развивающие
3.      Учить приводить примеры использования в былинах средств художественной выразительности языка.
4.      Определять тему и идею былины.
Воспитательные:
5.      Развивать читательский интерес, усиливать познавательную мотивацию учащихся.
Формы работы: слово учителя, беседа с учащимися, выразительное чтение, сообщение учащихся, запись определений в тетрадь, составление цитатного плана.
Словарная работа: былина, антитеза, зачин, кульминация
Ход урока
1.Организационный момент урока.
Установление дисциплины урока, объявление темы и целей урока, оформление записей в тетрадях.
2.      Беседа (по домашнему заданию)
- Что называется фольклором?
-  Назовите жанры фольклора.
-  К какому роду литературы относится жанр былины?
а)      лирика;
б)      драма;
в)      эпос.
- На картине вы видите былинных героев. Кто они? Какой идеей проникнуто это произведение искусства? Как называется картина? Кто автор? (на интерактивной доске – изображение картины).
3. Объяснение нового материала
1.В русском фольклоре былины занимают особое место как высокоталантливые, глубокие по мысли произведения. Это один из древнейших жанров устного народного творчества. (Звучат гусли, изображение гусляров на интерактивной доске).
- Былина несёт нам правду о временах «стародавних», «досюлишных».
Былина – рассказ о том, что когда-то бывало, реальность.
В основе художественный вымысел.
2.Виды былин:
а) песни героического содержания: бой, сражение.
б) социально-бытовые
3. Мир былин: следы многих веков;
пространство и время – условные;
место действия Киев – центр земли русской;
4. Герои былин:
Антитеза (записывают в тетради) – контраст, противопоставление: человек- богатырь;
Средство создания богатырской силы : художественная гипербола (преувеличение)
У героев есть имена – индивидуализация : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Известны былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Святогор и Илья Муромец» и др. (сюжеты на интерактивной доске).
5. Композиция былин :- Запев – привлечь внимание;
-Зачин – получение задания;
- Кульминация;
- Развязка;
6. Былинный стих:
Речитатив – полупение, полуговор;
В основе – тонический (ударный )стих;
В былинной строке 12-14 слогов;
Народное восприятие;
4. Работа с учебником
Ответить на вопросы:
Что нового вы узнали о былинном мире?
Какие черты он имеет?
Как вы понимаете, что обозначает термин «эпическое время былин»?
Какими способами создается индивидуализация образов богатырей?
Расскажите о богатырях младшей эпической троицы.
Чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» («по цепочке»)
Контекстное подведение итогов урока.
- Что нового узнали о былинном мире?
- Каковы герои былин?
- Композиция былин?
Комментирование оценок за урок.
Постановка домашнего задания (дифференцированное)
1 вариант – составление цитатного плана  и выучить отрывок из былины.
2 вариант – составить кроссворд по былине «Илья Муромец»
3 вариант – нарисовать рисунок по сюжету былины.