Конспект по ИЗО «Изображение природы в творчестве русского художника мариниста И. К. Айвазовского. Живопись «Морской пейзаж»

Тема урока: «Изображение природы в творчестве русского художника мариниста И. К. Айвазовского. Живопись «Морской пейзаж».
Изобразительное искусство. 6 класс.
Учитель: Мальцева А.В.

Цель урока: : познакомиться с приёмами построения композиции пейзажа, научиться рисовать в технике «рисования по сухой мятой поверхности», изучить творчество русского художника мариниста И. К. Айвазовского .
Задачи урока:
- образовательные: познакомить учащихся с видами пейзажей, творчеством И. К. Айвазовского, приемам нетрадиционным художественным материалом; совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом рисунке природных явлений; закрепление знаний учащихся о законах построения рисунка; обогащать словарный запас;
- развивающие: развивать творческую активность; художественную фантазию и вкус; формировать навыки работы с художественными материалами; расширить возможности ребят в творческом самовыражении через работу в смешанной технике;
- воспитательные: воспитывать наблюдательность, аккуратность,  художественный вкус, восприятие прекрасного; формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.
Тип урока: комбинированный с применением ИКТ
Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Оборудование урока:
а) для учителя: экран, видеопроектор, компьютер; акварельная бумага, краски, кисти, карандаш, палитра, стакан с водой;
б) для учащихся: акварельная бумага, карандаш, краски, резинка,кисти, стакан с водой, палитра,тетрадь,салфетка.
Зрительный ряд: пейзажи художника Айвазовского в виде презентации Microsoft PowerPoint, картинки с изображение моря.
Словарная работа: «морской пейзаж», «рисование по мятой поверхности», «рельеф».  «перспектива», «колорит», «контраст».
Ожидаемый результат: 
Знать: технику «рисования по сухой мятой поверхности»;  цветовую гамму при передаче изображения морского пейзажа; творчество И.К. Айвазовского. Иметь: представление о значении новых слов; 
Уметь: применяя данную технику; передать настроение морского пейзажа.
План урока:
1 Организационный момент - 1 мин.
2. Целеполагание - 2 мин.
3. Введение темы урока - 16 мин.
4. Физминутка -1 мин.
5. Самостоятельная работа учащихся - 20 мин.
6. Закрепление учебного материала - 2 мин.
7. Рефлексия - 3 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент - 1 мин.
Проверка готовности класса к уроку
Перед началом работы прошу проверить готовность: альбом, краски, кисти, воду, простой карандаш, ластик, салфетка.
Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. Садитесь.
На ваших партах лежат смайлики. Поднимите тот, который покажет мне ваше настроение.
И как в любое путешествие мы всегда берем что-то необходимое и важное. Я предлагаю взять хорошее настроение, внимание, уважение, доброту. Итак, начинаем путь. 2. Озвучивание темы урока и целеполагание – 2 мин.
Продолжаем тему 2 четверти «Живопись». Откройте тетради и запишите тему урока «Изображения природы в живописи» - Кто из вас знает, как в живописи называется изображение природы?
Если видишь, на картине нарисована река,
Или ель и белый иней или сад и облака,
Или снежная равнина или поле и шалаш
Обязательно картина называется  (пейзаж)
3. Введение темы урока - 16 мин.
Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Сегодня мы узнаем о видах пейзажей, познакомимся с творчеством русского художника мариниста И.К. Айвазовского, научимся рисовать морской пейзаж нетрадиционным художественным материалом.
Что такое пейзаж? ( запись в тетрадь). Пейзаж настроения – это непосредственный отклик души человека, зеркало его внутреннего мира. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску, чувства тоски, грусти, безнадёжности или тихой радости.
В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. Например, картины великого русского художника Айвазовского.
- В изобразительном искусстве можно выделить различные виды пейзажного жанра. (Презентация).
Новый материал:
Каждый пейзаж художник трактует по своему, вкладывая в него определённый смысл.
Дети, картины с изображением моря, называются морским пейзажем. 
Д: Как вы думаете, когда человек начал изображать природу?
Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. В средние века пейзажными мотивами украшали храмы, дворцы и богатые дома.
Как самостоятельный жанр пейзаж сформировался в 18 веке. Его создали голландские живописцы.
Художник, который  «пишет» природу называется пейзажист, а море маринист ( запись в тетрадь)

Удивительно, как художник сумел так четко передать дальность расстояния, этот простор. На этой картине очень хорошо видны ближняя и дальняя перспективы.
А вам, ребята нравятся пейзажи?
- Что же вас всё - таки в них привлекает? -
- Почему все пейзажи такие разные, хотя посвящены одной теме – изображению природы?
- Иван Константинович Айвазовский, его биография и творчество (запись в тетрадь)
Практическая работа:
Для того, чтобы нарисовать пейзаж надо продумать композицию рисунка, это построение художественного произведения, от этого и зависит расположение листа, вертикально или горизонтально. Какое у нас будет море? рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии, передать настроение моря. По желанию обогащают рисунок деталями: птиц в небе, облака, людей на корабле, скалы, плеск волн, пелена Ребята закрытыми глазами представляют свой рисунок морского пейзажа.
1. Прорисовка эскиза карандашом наметить линию горизонта, детали рисунка
2.Сегодня мы познакомимся с приемом «Рисования по мятой поверхности».
3.Поэтому следующим этапом мы возьмем наш альбомный лист и старательно помнем. Физминутка -1 мин Лист белой бумаги необходимо старательно измять. Развернуть и рассмотреть получившиеся замины и складки.  Дети посмотрите складки и замины получились крупными. Для того чтобы складки были более выразительными и мягкими еще раз сминаем белый комочек, нажимаем несколько раз, поворачиваем его в ладошках так, словно лепим снежок.  4. Аккуратно распрямляем комочек, возвращая его к прежнему размеру. Разглаживаем ладошкой мятой бумаги. Действия детей: подготавливают белый лист для работы. Аккуратно ладошками сминают его, разворачивают.  Еще раз сминают, нажимают несколько раз. Разворачивают, разглаживают до прежнего размера.  5. Сравниваем на примере ровного листа и получившийся в результате сминания лист.  Педагог рассматривает с детьми разницу форм.  - У первого листа поверхность ровная, гладкая. А у второго мятая поверхность, на которой отчетливо виден рельеф. Рельеф – это объемная часть, которая выступает над поверхностью. ( запись в тетрадь) Дети рассматривают рельеф, повторяют новое слово.  6. Теперь работа красками, определяем цветовую гамму моря, воздушную перспективу, - что такое колорит? (это согласованность и плавный переход цветов друг в друга). - что такое контраст? (это выделение цветов на фоне друг друга).
- Дети, а какого цвета море?  - Синего, голубого, зеленого, фиолетового и т. д.  Правильно много цветов. Но есть еще и морской цвет. Он получается смешиванием синего и зеленого цветов. Намечаем на поверхности листа море. Рисуем чуть ниже середины листа. 
Во время самостоятельной  работы учащихся,  делать целевые обходы с целью контроля за правильностью выполнения приёмов работы; контроль объёма и качества выполненной работы; оказание помощи учащимся. Дети, понравилась вам техника рисования по мятой поверхности?  -Да.  -Теперь мы смело можем отправиться в любое морское путешествие.  Дети рассматривают свои работы, делятся впечатлением.
Рефлексия
- Ребята, с каким настроением вы вернулись из путешествия?
Посмотрите, какие красивые пейзажи у вас получились. Выставление оценок.
- Вы молодцы, хорошо сегодня потрудились.
- Какими знаниями вы могли бы поделиться с ребятами из других классов? - Что, на ваш взгляд, было самым интересным, трудным, над чем нужно ещё поработать?
Я очень рада за тех, у кого настроение поменялось.
Домашнее задание, Уборка рабочего места