Система работы учителя математики по подготовке к ЕГЭ. Проект ЕГЭ – без проблем!
Система работы учителя математики по подготовке к ЕГЭ. Проект "ЕГЭ – без проблем!"
Габушева Светлана Анатольевна,
учитель математики МБОУ г. Иркутска СОШ № 67
Мною создан проект «Система работы учителя математики по подготовке к ГИА. Проект "ГИА – без проблем!", рассчитанный для учащихся 9 классов. Данный проект является логическим продолжением проекта "ГИА – без проблем!". Проект "ГИА – без проблем!" был реализован в 2011-2012 учебном году, результат данного проекта – 95 % учащихся 9 классов успешно сдали экзамен по математике в формате ГИА. С 1 сентября 2012 года учащихся пришедших в 10 класс нужно начинать готовить к сдаче ЕГЭ по математике. Для этого разработан проект "ЕГЭ – без проблем!"
Участники проекта - учащиеся 10 - 11 класса, учителя математики.
Цель проекта: использование информационных технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся, качественная подготовка к ЕГЭ.
Задачи проекта:
провести комплексную диагностику
повысить уровень познавательных способностей учащихся через использование ИКТ;
повысить интерес и мотивацию учеников к изучению математики;
развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся;
Ресурсы: кабинет математики, Интернет сайты, мультимедийный проектор, презентации, программы-тренажёры, электронные пособия.
Сроки: 2012 -2014 гг.
Прогнозируемые результаты.
В соответствии с поставленной целью, ИКТ должны помочь ученику помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.
Этапы проекта:
Информационный этап
Диагностический этап (выполнение диагностических работ, работа
над ликвидацией пробелов знаний учащихся)
Практический этап. (Решение Кимов, знакомство с бланками, заполнение бланков)
Итоговый этап (сдача экзамена по математике в новой форме).
Самым важным навыками при подготовке к ЕГЭ считаются:
Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором запрещаю, объясняя его вред. Показываю учащимся некоторые способы быстрого счета.
Обязательное знание правил и формул. Ведение тетрадей для подготовки к ЕГЭ, в которых записываются правила, формулы, теоремы, с помощью которых выполняются задания В1 –В14. Изготовление «шпаргалок» по каждой теме.
Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет (Открытый банк заданий, Решу ЕГЭ).
Подготовка к выпускному экзамену в форме ЕГЭ началась в 10 классе с 1 сентября. Учащиеся уже на данный момент могут решать 7-10 заданий из КИМов ЕГЭ, т.е. они уже должны быть готовы перешагнуть порог и сдать экзамен. Каждую неделю (в среду) учащиеся получают недельное задание, состоящее из заданий части В, которые ученики 10 класса должны уметь решать. По понедельникам проводится консультация по данным заданиям. По средам проводится факультатив «Решение текстовых задач посредством составления компьютерных программ», задания для проведения занятий факультатива берутся из открытого банка заданий ЕГЭ по математике 2013 (В1, В2, В4, В10, В12, В13).
Каждый урок математики начинается с 5-минутки, учащиеся решают задания В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В10 – 10 заданий за ограниченный период времени 5-10 минут в зависимости от задания. Каждый урок – повторение изученного в 5-9 классах. Один раз в месяц во вне учебное время ученики решают КИМы, заполняют бланки ответов. Учителем заполняется диагностическая карта учащегося, отслеживается результативность письменных работ.
В кабинете оформлен стенд в помощь учащимся, на котором вывешиваются недельные задания, формулы, инструкции для правильного выполнения заданий части В, адреса Интернет сайтов необходимых для подготовки к ЕГЭ. А также психологические рекомендации и рекомендации по заучиванию материала.
Учащимся рекомендован диск с компьютерной программой "Видео репетитор" для совершенствования учебных навыков, в который включён необходимый материал: образцы решения заданий, задания для самостоятельного решения с ответами и комментариями.
Также в кабинете математики мною собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы. При анализе демоверсии учащиеся находят знакомые им задания, математические термины. Проводят классификацию заданий по признаку "изучали", "не изучали". Учащимися приобретены сборники для подготовки к ЕГЭ по математике, с которыми они работают дома, на консультациях разбираются задания, при решении которых возникли трудности.
Один раз в неделю в компьютерном классе учащиеся на образовательном портале для подготовки к ЕГЭ «Решу ЕГЭ» проходят тестирование, выбрав задания из тематического классификатора задачной базы.
Каждый учащийся создает портфолио "Мониторинг подготовки к ЕГЭ по математике". Заполняется оно учителем совместно с учеником. Наряду с самостоятельными и зачётными работами, результатами успеваемости по предмету, в портфолио можно вложить диагностические карты подготовки к итоговой государственной аттестации, а также вести диагностику успешности учащегося.
Диагностическая работа по определению пробелов в знаниях, по отслеживанию уровня обученности каждого ученика вызывают неоднозначные чувства у учителя. С одной стороны для коррекции знаний учеников необходима обратная связь, с другой стороны - это огромный непосильный труд для учителя.
Учителями математики приобретена программа «Мастер диагностики учащихся 10-11 класса», которая мне и моим коллегам оказывает помощь в выявлении пробелов в знаниях обучающихся и помогает производить коррекцию знаний учеников.
Программа Мастер диагностики - это:
система измерителей, которая содержит 20 вариантов диагностических тестов;
вариант тренировочного КИМа ЕГЭ 2011 г,;
возможность использования своих вариантов контрольно-измерительных материалов;
система проверки тестов, сохраняющая результаты тестирования в базе данных;
диагностика пробелов в знаниях учащихся;
система, организующая коррекционную работу с каждым учеником;
отслеживание достижений каждого ученика.
Весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче единого государственного экзамена по математике, разбивается на двадцать крупных тем. В кодификаторе их гораздо больше. Сквозная линия - это единая методическая тема, которая отслеживается учителем на всем протяжении обучения ученика курсу алгебры. Учебный материал по алгебре и началам анализа разбит на 18 основных тем, по геометрии - на 2 ключевых раздела: планиметрия и стереометрия.
Обучаемые проходят тестирование, используя распечатанные тесты, по усмотрению учителя в классе или дома. Учитель заносит ответы учащихся в программу, компьютер проверяет тест. И это не только проверка выполненного теста! Программа запоминает результаты тестирования каждого ученика, в любое время можно вывести их на экран в сравнении с другими раннее пройденными испытаниями. Текущие результаты тестирования представляются в виде процентного отношения правильных ответов к числу испытаний по каждой ключевой теме курса математики в графическом исполнении. Результаты показываются и в цифрах. Все это можно сразу распечатать, сохранив информацию в файле Excel.
Кроме того я всегда могу получить информацию о том, как усвоена та или иная тема на уровне данного класса.
Если на уроке планируется повторение какой-то темы, то, предварительно посмотрев эту картинку, дифференцированное обучение я организовываю, основываясь на данных диагностики, а не на интуиции.
Информацию о пробелах в знаниях ученика по тем же результатам тестирования учащихся можно получить и в другом виде. Компьютер выводит на экран, какие варианты тестов учащийся выполнял, какие вопросы в каждом варианте ответил правильно, а какие неправильно.
Также программа генерирует работу над ошибками выполненного теста, сделав выборку тех заданий, которые были сделаны неправильно. Эту работу я предлагаю ученику выполнить с решениями. На консультациях мы разбираем задания, где было допущено наибольшее количество ошибок.
Учителю, который мгновенно после тестирования получает такую информацию о подготовке ученика, конечно же, есть что сказать ему.
Работа учителя из плоскости различных проверок тетрадей, тестов (работы с бумагами) переходит в пространство непосредственной работы с учеником.
В данной программе предоставлена возможность использовать собственный тестовый материал и создавать личную базу тестовых измерителей. Тренировочные КИМы можно брать из существующей литературы или скачать в Интернете.
Количество баллов программа определяет исходя из опубликованных критериях оценивания заданий : за каждое верно решенное задание первой части учащемуся начисляется 1 балл. Задания второй части имеют разный вес: за верное выполнение заданий C1-C2 учащийся получает 2 балла, заданий С3-С4 – по 3 балла, заданий С5-С6 по 4 балла.
Шкалы перевода баллов в оценки не существует. Она появляется только после проведения ЕГЭ. В программе оценка выставляется приблизительно, исходя из следующей таблицы перевода баллов в оценки: 0-5 баллов - "2", 6-12 баллов - "3", 13-18 баллов - "4", 19-32 балла - "5".
Нужно затем обязательно сохранить результаты, для того, чтобы накапливалась информация об уровне обученности ученика. Накопленную информацию по каждому ученику можно в любое время вывести в формат Excel и распечатать. Для этого во вкладке "Работа с КИМ" открываем "Графический вывод результатов":
Для каждого ученика отслеживается уровень его обученности в виде графика, на котором указываются сертификационные баллы, которые он набрал после выполнения каждого теста, и школьная оценка.
Кроме того программа строит и кривую среднего балла. Эта кривая более объективно и наглядно показывает динамику достижений того или иного ученика.
При использовании программы "Мастер диагностики учащихся" в работе, мне предоставляются следующие возможности:
Проводя различные виды тестирования, я получаю текущую информацию о пробелах в знаниях каждого ученика во всех 10-11-х классах, в которых преподаю. При этом также можно узнать, как усвоена та или иная тема учениками всего класса в сравнении.
Организация коррекционной работы теперь возможна с каждым учеником на основе диагностики - той информации, которую выдает программа, обрабатывая результаты тестирования.
Можно отслеживать достижения каждого ученика класса в динамике, отслеживать его успехи после работы с ним по устранению пробелов в знаниях, использовать этот материал в работе с учеником, как дополнительный стимул к мотивации учения.
Всегда можно организовать повторение ранее пройденного материала, используя дифференцированный подход к каждому ученику, т.к. теперь известно, как любая из тем курса им усвоена.
Я могу осуществлять выбор форм и методов обучения, основанный на диагностических исследованиях каждого ученика и класса.
Сохраняя каждый раз информацию об уровне обученности ученика в виде отпечатанного материала, я создаю его портфолио, избежав объемной писанины.
Всегда можно поговорить с любым родителем ученика, предоставляя ему конкретную информацию о его достижениях в подготовке к ЕГЭ, показывая ее или на компьютере, или на печатном материале. Для родительских собраний постоянно готов материал для беседы с каждым родителем о его ребенке.
На педсоветах и совещаниях по подготовке учащихся к ЕГЭ мои выступления будут грамотны, конкретны, демонстративны, основаны на исследованиях, потому что я обладаю ценнейшей информацией. На любые вопросы администрации школы я всегда готова дать исчерпывающий, подкрепленный обработанными программой результатами тестирования ответ о готовности к проведению ЕГЭ каждого ученика и класса.
Как показывает опыт работы, промежуточные результаты диагностики мало отличаются от результатов единого государственного экзамена. Поэтому, основываясь на полученной информации, можно прогнозировать результаты ЕГЭ каждого ученика и класса.
Реализуя проект" ЕГЭ - без проблем!" я прихожу к выводу: для того чтобы ученику успешно сдать единый государственный экзамен, необходима систематическая подготовка.
Заголовок 115