Методическая разработка открытого занятия по вокалу






Методическая разработка открытого занятия



Открытый урок по вокалу
Преподаватель: Смирнова Наталья Геннадьевна
Концертмейстер: Ким Татьяна Инхвановна
Тема урока: Опора дыхания как здоровье сберегающие
технологии на занятиях вокала.

Форма проведения: индивидуальная
Дисциплина: вокал
Год обучения: 4
Тип урока: комбинированный













15 апреля 2015г.

Открытое занятие
предмет: вокал (4 года обучения)

Тема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала.
Цель: – Осознание учащимися значения правильного дыхания для успешного обучения на занятиях, роли правильной осанки и опоры дыхания для укрепления физического здоровья подрастающего поколения.
Задачи:
Обучающие:
– приобретение новых знаний о дыхательном аппарате и о необходимых условиях поддержания его здорового состояния,
– этапы и особенности детского восприятия дыхательной гимнастики,
– разучивание новых игр и вокальных упражнений, способствующих раскрытию темы.

Воспитательные:
– развитие чувства единства с учителем при проведении открытого занятия,
– развитие чувства товарищества и взаимопомощи в условиях совместного обучения,
- воспитание здоровой и физически развитой личности.

Развивающие:
– развитие умственной активности при ответах на вопросы педагога,
– развитие навыков концентрации внимания,
– развитие навыков единой дыхательной техники,
– развитие правильного дыхания на основе дидактического песенного материала.

Тип урока: интегрированное занятие по вокалу

Наглядные средства:
1. авторское методическое пособие педагога С.Н. Науменко «Волшебная Азбука»
с текстами распевов,
2. картинки к вокальному упражнению «Гласные буквы» с изображением духовых деревянных инструментов: флейта, фагот, гобой, кларнет.
3. CD – диски авторских песен «Есть сказка одна»
4. Плакат – пособие: «Грудная клетка певца, вокалиста»

Технические средства
1. типовой учебный класс
2. пианино,
3. классная доска, мел.
4. фотоаппарат


План - конспект открытого занятия
(45 минут)

1. Организационный момент – (2 мин.)
– Приветствие
– Объявление темы: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала.

2. Развитие голосовых возможностей учащихся. Дыхательная гимнастика. Особенности формирования правильного дыхания. Распевы: – (8 мин.)
- Дыхательная гимнастика (5 мин)
Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота («выпячивание» - при вдохе, «втягивание» - при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Тренаж вдоха. Представить букет цветов, сделать спокойный вдох носом, вспомнить приятный аромат. Небольшая задержка. Выдох.
Тренаж выдоха. «Дуем на свечу» - стараемся сохранить ровность выдоха, чтобы воображаемая свеча не потухла. (5 мин)

– «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ», «УК упругий», «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО». Задача для исполнителя: – внимание на осознанный вдох в начале музыкальной фразы. Задача для слушателей: – внимание на текст, правильно назвать древние буквы распева.

3. Изложение нового тематического материала: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. Таблица типов дыхания. (10 мин.)
– Этапы и особенности развития детского дыхания. Виды дыхания: нижнерёберное и верхнерёберное. Опора дыхания. Напряжение вдыхательных и выдыхательных мышц является необходимым условием нормального функционирования голосового аппарата.
- Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно управляется.
Различают следующие типы дыхания:
Костальное (ключичное, верхне-грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.
Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.
Косто-абдоминальное (грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.
Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.
Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

4. Создание проблемной ситуации – (5 мин.)
Вопросы педагога:
– Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания? – ответ учащегося:
(концентрация внимания, быстрый вдох, задержка дыхания, медленный выдох),
– Что влияет на дыхание? – ответ учащегося:
(болезни, осанка, постоянная тренировка на занятиях, концентрация ),
– Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее? – ответ учащегося:
(развивается грудная клетка, дыхание устойчивое, пластичное, ровное )
- Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца? – ответ учащегося:
(косто - абдоминальное, абдоминальное)
Задача: – развитие умственной активности, активизация памяти.

5. Физкульт – минутка. (5 мин.)
Музыкальная игра «Самый ловкий»

Практическая работа.
6. Разучивание вокального произведения– (5 мин.)
Эстрадно – вокальное произведение «Цветик – семицветик» слова и музыка С. Науменко. Разучивание 2 куплета и припева. Работа над правильным бесшумным вдохом, задержкой дыхания и медленным выдохом. Солистка: Хамидова Дарья.

7. Отработка певческого дыхания
(на примере песни «Колыбельная» из кинофильма «Цирк») – (5 мин.)
– «Колыбельная» – исп.Юля Ли. Активизация правильного вдоха в соотношении с выдохом. Активная атака звука. Устойчивое пение фразировок. Правильная осанка певца. Снятие мышечных спазмов и барьеров у учащейся в процессе работы над произведением.

8. Подведение итогов: – анкетирование – (3 мин.)
Задача – вспомнить содержание урока, отметить лучшие его моменты, поблагодарить

9. Домашнее задание. (2 мин)
Задание: Выучить любое наиболее понравившееся стихотворение о спорте или здоровом образе жизни. Повторить упражнение на вдох и выдох.


Дополнительные сведения для педагога:
Тема: Дыхание в пении как основа вокального исполнительства

Дыхание – один из основных факторов голосообразования, энергетический источник голоса. В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, в пении оно управляется.
Различают следующие типы дыхания:
1. Костальное (ключичное, верхне-грудное, грудное). Активно работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи. Дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, движения гортани ограничено и поэтому затруднено голосообразование. Этот тип дыхания не приемлем для пения.
2. Грудное дыхание, при котором наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхнего отдела, диафрагма малоподвижна, живот при вдохе втянут.
3. Косто-абдоминальное (смешанное, грудобрюшное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.
4. Абдоминальное (брюшное, диафрагматическое) дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.
Деление дыхания на отдельные типы является условным, в значительной мере теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.
Голосообразованию предшествует вдох. Эта фаза дыхания регулируется сознательно. Во время певческого вдоха, в отличии от обычного вдоха, происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию.
Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам процесс голосообразования.
При правильном образовании певческого звука мягкое небо почти целиком отделяет носоглотку от глотки, т.е. находится в поднятом состоянии, близком к зевку. Зевок подготавливается во время вдоха и оказывает большое внимание на певческое звукообразование. При нем расширяется полость глотки, увеличивается ее резонаторная способность и, следовательно, возрастает сила звука. Высоко поднятое мягкое небо при таком состоянии глотки создает условие для правильного формирования певческого звука (его округления и высокой позиции). Надо следить, чтобы с самого начала обучения вдох сочетался с «настройкой» ротоглотки на полузевок.
У начинающего петь, прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания. Таким движением является привычка поднимать плечи при вдохе: это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Надо отучать и от порывистых, судорожных вдохов, которые довольно часто наблюдаются у детей. Иногда уже вначале пения музыкальной фразы быстрое «спадение» стенок грудной клетки. Это недопустимо, ибо указывает на то, что поющий, не сохраняет вдыхательной позиции во время пения и потому опора отсутствует.

Что нужно помнить певцу для взятия правильного дыхания?
ответы учащихся:
концентрация внимания
быстрый вдох
задержка дыхания
медленный выдох

Что влияет на дыхание?
ответы учащихся:
болезни
осанка
постоянная тренировка на занятиях
концентрация

Почему при постоянных физических дыхательных упражнениях фразировка становится гораздо длиннее и звук сильнее и устойчивее?
ответы учащихся:
развивается грудная клетка
дыхание устойчивое
пластичное
ровное

Какие типы дыхания наиболее приемлемы для певца?
ответы учащихся:
косто – абдоминальное
абдоминальное

Задача: – развитие умственной активности, активизация памяти