Конспект урока русского языка в 5 классе Синтаксис и пунктуация
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК: М.М. Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос, В.В. Львов, издательство "Дрофа",2014 год
4. Тема урока: Повторение и обобщение по теме: "Синтаксис и пунктуация".
5. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. рефлексии
6. Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"
7. Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"( основные понятия синтаксиса: словосочетание, простые и сложные предложения, члены предложения, однородные члены предложения, постановка знаков препинания на письме).
развивающие: развивать интерес к предмету, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, развивать память и мышление, развивать умение выделять главное (составление схем предложения), развивать речь ( строить монологическое высказывание на лингвистическую тему), учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки.
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания , формировать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. Планируемые результаты:
предметные:
знать: основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях
уметь: опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
9. Основные понятия темы: синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложение, члены предложения ( главные и второстепенные), однородные члены предложения, обращение, интонация, знаки препинания, синтаксический и пунктуационный разбор.
10. Межпредметные связи: литература.
11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация,,индивидуальные карточки с заданием.
Тип урока: УРОК РЕФЛЕКСИИ
Оборудование: компьютер, проектор, доска, раздаточный материал для учащихся.
.
Этап урока ХОД УРОКА
Форма урока и способы контроля Работа учеников
.Организация класса.
2. Мотивация
3.Актуализация знаний.
4.Обобщение затруднений
5. Локализация индивидуаль-ных затруднений
6.Построение проекта коррекции выявленных затруднений. Реализация построенного проекта
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8.Включение в систему знаний и повторений
9.Рефлексия деятельности
9.Домашнее задание (дифференцированное) -Здравствуйте, ребята!
Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вы сегодня очень красивые. Нарядные. Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их взглядом. Спасибо. Садитесь.
Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют.
На протяжении нескольких уроков мы изучали правила постановки знаков в предложениях, строение предложений и словосочетаний, члены предложения. Скажите, в каких разделах лингвистики изучают данные правила? (синтаксис и пунктуация) Чем сегодня, по вашему мнению, должны мы заняться? Как обозначим тему урока?
Назвать тему урока . Откройте тетради , отступите две строчки, запишите сегодняшнее число, комментирует Юля: Двадцать пятое января.
Прежде, чем мы приступим к теме нашего урока, я бы хотела увидеть, как вы справились с домашним заданием. Дома вы должны были составить таблицу по теме «Синтаксис и пунктуация» и оценить свои знания по разделам темы. Какое общее количество баллов вы набрали? Поднимите смайлики зеленые , если вы средний балл 5, жёлтые , если средний балл - 4, красные , если 3.
Спасибо, я вижу есть ребята, которые сомневались ,как оценить себя
Оценили вы свои знания по теме по-разному. Кто-то из вас уверен, кто-то сомневается в себе. Как вы думаете, в связи с вашей самооценкой знаний по теме, какие цели мы должны поставить для себя на этот урок. Запишите свою цель урока в рабочем листе.
Я рада, что вы справились с домашним заданием. Сегодня мы вернёмся ещё к вашим таблицам.
А сейчас послушайте меня внимательно и ответьте на вопрос : можно ли считать Это тексом?.1) Как хорош лес ранней осенью!
2) Всюду ещё звучат птичьи голоса.
3) Земля ещё пьёт росу, и деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу.
4) Листья съёжатся, опадут.
5) Заблестит серебро инея на сучьях, узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр, вьюги будут их заметать.
6) Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу, что идет тепло.
7) Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега, пробьются первые подснежники, зажурчат ручьи.
8) Снова придёт весна.
Вопросы по тексту
Да это текст
Тема текста? Какова основная мысль текста? Мы с вами все знаем, что текст состоит из предложений.
- Что такое текст?
Каковы признаки текста?
Как бы вы озаглавили текст?
У вас на столах есть рабочие листы с таблицами, в которых мы сейчас будем работать парами.
Найдите простые предложения в тексте, выпишите их в таблицу, подчеркните грамматическую основу в предложении. Знаки в предложениях не проставлены.
. Почему вы решили, что это простые предложения? Проверка. Проверьте работу Оцениваем.
- Что такое словосочетание?
- Какие типы словосочетаний вы знаете?
Выпишите все словосочетания из простых предложений. Какие из них глагольные? Оцениваем смайликами.
- Что такое сложное предложение?
- Назовите виды сложных предложений.
В таблицу выпишите номера ССП и СПП, составьте их схемы. Проставьте знаки в тексте. Вот что у вас должно было получиться.
Какие сложные предложения мы не отметили?5, 7 Бессоюзные. Что является средством связи в бсп? интонация
Оцените свою работу смайликами зелёные - выполнили всё верно; жёлтые – допустили ошибки, красные – половину заданий выполнили верно.
Физминутка. Ребята встаньте со своих мест, закройте глаза и вспомните самые хорошие моменты каникул, откройте глазки , найдите правый верхний угол класса, левый нижний угол класса, посмотрите на часы, итак, мы продолжаем, время очень дорого..
ПРодолжаемМы повторили, а теперь посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием. У вас на столах лежат карточки разных цветов, я предлагаю вам выполнить задания на зелёной карточке.
Прочитайте предложения. Определите, какие знаки препинания пропущены, расставьте их. Подчеркните главные члены предложения в первом и втором предложении. Работаете на карточках.
1 уровень (простой).
1) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки спинки и животики. 2) В лесу слышится тонкий голосок малиновки а над полем разносятся звонкие трели жаворонка
3) Хорошо осенью в лесу. А сколько грибов Но что это
Разбираем. Оцените своего соседа. Что вызвало у вас затруднения при выполнении задания?
Что нужно знать, чтобы не допускать данных ошибок?
Сейчас я предлагаю выполнить самостоятельную работу по уровням. Кто уверен в себе - 3 уровень.
Прочитайте предложения. Определите, какие знаки препинания пропущены, поставьте их. Составьте схему 1, 2 предложений.
2 уровень (средний)
1)Сухой лист крутился на ветке опадал трепетал в воздухе.
2) Сверкнула молния и гроза разразилась. 3) Всюду росли цветы на клумбах на газонах в палисадниках на балконах домов.
4) И мне в ответ березка О, любопытный друг, сегодня ночью звездной здесь слезы лил пастух. 5) Никнут шелковые травы пахнет смолистой сосной
Прочитайте предложения. Определите, какие знаки препинания пропущены. Спишите, расставляя их. Составьте схему 1, 2, 4 предложений.
3 уровень (сложный)
1)Сухой лист крутился на ветке опадал трепетал в воздухе.
2) Сверкнула молния и гроза разразилась. 3) Всюду росли цветы на клумбах на газонах в палисадниках на балконах домов.
4) И мне в ответ березка О, любопытный друг сегодня ночью звездной здесь слезы лил пастух. 5) Никнут шелковые травы пахнет смолистой сосной. 6) И кричали парнишки: Дождик дождик полей нашу рожь! 7) Звени звени златая Русь волнуйся, неуемный ветер
Давайте сейчас вернёмся к вашим таблицам и ещё раз оценим свои знания, выставляем оценку своих знаний во вторую колонку, подводим итог. Поднимите красные смайлики, если общий балл увеличился; жёлтые, если остался тем же; зелёные, если уменьшился.
Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.
1. сегодня было интересно…
2. было трудно…
3. я теперь могу…
4. я научился…
5. у меня получилось…
6. мне захотелось…
7. я попробую…
8. я смог…
9. урок дал мне для жизни!
А тех, кто не успел высказаться, я попрошу поднять смайлики с тем настроением, с которым вы провели урок.
Рекомендации к выполнению домашнего задания даны у вас на листах. Подготовиться к контрольному диктанту. Составьте и запишите повествовательный текст (5-6 предложений) на тему «Зима пришла», используя предложения разных типов (простые, сложные, с обобщающим словом, с однородными членами, с обращениями и т.д.)
Молодцы Беседа
Оценивание результатов таблицы.
Знакомство с текстом, читает учитель.
Работа с текстом.
Учитель помогает
Беседа, составление алгоритма. СЛАЙД 1
Пятиклассники демонстрируют свои работы, называют общее количество набранных баллов. СЛАЙД 2
Дети формулируют цели: ликвидировать пробелы по теме, повторить тему, обобщить знания по теме…
Дети работают парами и индивидуально, устно и письменно
Номера простых предложений-1,2,4,8.
Ранней осенью
Птичьи голоса
Звучат всюду
Звучат еще
Придет снова
ССП-3
СПП-6
Дети работают индивидуально по карточкам 1 уровня сложности
Проверяют рабочий лист по экрану.
Взаимопроверкапо эталону, оценивание соседа.
Оцените работу соседа, 0-«5», 1-2 –«4», 3-4-«3», больше 4-«2» Оценки выставляются в журнал.
Работают с таблицей, подсчитывают баллы
Дети оценивают свою работу смайликами.
Предварительное домашнее задание
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание (именное, глагольное).
Простое предложение.
предложение Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания.
Восклицательные предложения.
Главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).
Тире между подлежащим и сказуемым.
Предложения распространенные и нераспространенные.
Второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Однородные члены предложения.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обращение.
Сложное предложение (сложносочинённое, сложноподчинённое).
Прямая речь. Диалог. итог
1.Выпишите простые предложения из текста, подчеркните грамматическую основу предложений. 2. Выпишите все словосочетания из простых предложений. Обозначьте их виды. 3.Выпишите номера ССП, Нарисуйте их схемы. 4. Выпишите номера СПП, Нарисуйте их схемы. Составьте и запишите повествовательный текст на тему «Зима пришла» (5-6) предложений.
Тема урока_________________________Цель урока:___________________________________________
1) Как хорош лес ранней осенью! 2) Всюду ещё звучат птичьи голоса.
3) Земля ещё пьёт росу и деревья ловят свет и тепло но скоро стужа и снег станут полновластно хозяйничать в лесу. 4) Листья съёжатся опадут.
5) Заблестит серебро инея на сучьях узоры следов затейливо пересекут снежный ковёр вьюги будут их заметать.6) Так будет всю зиму, пока весенний ветер не объявит лесу что идет тепло.
7) Медленно съедут по склонам оврагов рыхлые глыбы серого снега пробьются первые подснежники зажурчат ручьи.8) Снова придёт весна.
Рекомендации к домашнему заданию:
Составьте и запишите повествовательный текст (5-6 предложений) на тему «Зима пришла», используя предложения разных типов (простые, сложные, с обобщающим словом, с однородными членами, с обращениями и т.д.)
Рефлексия урока:
Прочитайте предложения. Определите, какие знаки препинания пропущены, расставьте их. Подчеркните главные члены предложения в первом и втором предложении
Карточки
1 уровень (простой).
1) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки спинки и животики. 2) В лесу слышится тонкий голосок малиновки а над полем разносятся звонкие трели жаворонка
3) Хорошо осенью в лесу. А сколько грибов Но что это
Прочитайте предложения. Определите, какие знаки препинания пропущены, расставьте их. Составьте схему 1, 2 предложений.
2 уровень (средний)
1)Сухой лист крутился на ветке опадал трепетал в воздухе.
2) Сверкнула молния и гроза разразилась.
3) Всюду росли цветы на клумбах на газонах в палисадниках на балконах домов.
4) И мне в ответ березка О, любопытный друг, сегодня ночью звездной здесь слезы лил пастух. 5) Никнут шелковые травы пахнет смолистой сосной.
Прочитайте предложения. Определите, какие знаки препинания пропущены, проставьте их. Составьте схему 1, 2, 4 предложений.
3 уровень (сложный)
1)Сухой лист крутился на ветке опадал трепетал в воздухе.
2) Сверкнула молния и гроза разразилась.
3) Всюду росли цветы на клумбах на газонах в палисадниках на балконах домов.
4) И мне в ответ березка О, любопытный друг сегодня ночью звездной здесь слезы лил пастух. 5) Никнут шелковые травы пахнет смолистой сосной.
6) И кричали парнишки: Дождик дождик полей нашу рожь! 7)
Звени звени златая Русь волнуйся, неуемный ветер.
Составьте и запишите повествовательный текст (5-6 предложений) на тему «Зима пришла», используя предложения разных типов (простые, сложные, с обобщающим словом, с однородными членами, с обращениями и т.д.)