Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим в средней группе Берегите природу
«Берегите природу!»
Цель:Научить детей любить и охранять природу
Задачи:
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Развивающие: развивать кругозор, мышление, связную речь, умение точно и правильно отвечать на вопросы. Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.
Предварительная работа:беседа о родном крае, о родине, загадывание загадок, рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.
Материалы и оборудование: экологические знаки, аудиозаписи «Звуки леса», «Автобус» муз. Железновой, игра «Собери цветок», бабочки для дыхательной гимнастики, муляжи грибов, фигуры животных и птиц леса, деревья, игра «Сделай запасы», плакат «Берегите природу!»Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно,ребята молодцы.Что такое лес?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята. Лес состоит из большого количества различных деревьев, кустарников, трав и цветов,в котором, как в многоэтажном доме, живут жильцы – звери и птицы. Какие деревья растут в лесу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами на прошлом занятии говорили о правилах поведения в лесу. Давайте вспомним, что означает каждый знак.
(воспитатель показывает знак, а дети рассказывают, что он означает)
(появляется сорока)
Сорока: «Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!
Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!
Помогите! Помогите!»
Воспитатель: Какая беда может случиться в лесу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а чем мы с вами можем помочь лесу? Что мы можем сделать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте отправимся в лес и возьмем с собой знаки! А на чем можно добраться до леса?
(Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в лес на автобусе. Занимайте свои места!
(под муз.Железновой «Автобус» дети «едут» в лес)
Воспитатель: Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво в лесу!
(слышится пение птиц, аудиозапись «Звуки леса»)
Воспитатель:Ребята, какой воздух в лесу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?
(Ответы детей)
Воспитатель: Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Вдруг из-за ёлки выглядывает Старичок – лесовичок.
Лесовичок: Кто пожаловал в лес?
Воспитатель: Мы дети из детского сада «Аленушка» пришли, чтобы помочь лесу.
Лесовичок: - Да как же вы можете помочь лесу, если вы еще маленькие?
Воспитатель: Старичок-Лесовичок, наши ребята большие и умные. И они хорошо справятся с любым заданием. Ты проверь их и убедишься в этом сам.
Лесовичок: Сейчас я их проверю.
Лесовичок: Какое сейчас время года? Расставьте эти картинки в нужной последовательности, начиная с того времени года, которое идет сейчас.
Игра «Времена года»
(дети расставляют правильно картинки, и Лесовичок пропускает в лес)
Лесовичок: Теперь я убедился, что вы уже большие и многое знаете! Надеюсь, вы сможете помочь лесу и его обитателям. Идите по этой тропинке и попадете на полянку. Счастливого пути!
(дети идут и выходят на полянку, на которой ничего не растет)
Воспитатель: Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Что произошло с ней?
(Ответы детей)
Воспитатель: Почему она так выглядит?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что можно сделать, чтобы она стала красивой
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте посадим на ней цветы.
Игра «Собери цветок»
Воспитатель: Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте поставим знак (ребенок подходит к столу и выбирает нужный знак).
Воспитатель: Ребята посмотрите, на нашу красивую полянку прилетели бабочки. Давайте подуем на них и посмотрим, как красиво они кружатся над нашей полянкой!Игра на развитие речевого дыхания «Бабочка лети!»
(дети идут дальше и выходят на грибную полянку)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько грибов растет в лесу. Какие грибы можно собирать?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какие съедобные грибы вы знаете!
(Ответы детей)
Воспитатель:А какие грибы собирать нельзя? Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель:Ребята, а почему нельзя топтать и ломать ядовитые грибы?
(Ответы детей)
Воспитатель:Какой знак мы можем здесь поставить? (ребенок выбирает и ставит знак)
Воспитатель. Как вы думаете, зачем нужны деревья.
Дети: Деревья очищают воздух, очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.
Воспитатель:Много разных деревьев растет в лесу. А кто из вас знает, как появляется дерево? (ответы) Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении. Давайте представим с вами, что мы маленькие семечки, которые упали в землю.
Психогимнастика «Как растут деревья?»
Воспитатель: Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.
Какой знак нужно поставить здесь (ребенок, по выбору воспитателя идет к столу и выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)
(дети идут дальше и проходят на полянку, на которой видят дерево с гнездом, дупло, пенек с муравейником, ягоды, птиц и животных)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите ?(Ответы детей)
Воспитатель:Каких птиц вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц- хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова –топайте.
Игра «Сделай запасы»
(на полянке лежат шишки, грибы, ягоды; дети собирают в разные корзинки запасы для ежа, белочки и медвежонка, проговаривая «Я угощу белочку орешками!» и т. д.)
Воспитатель:Как следует вести себя в лесу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Почему?
(Ответы детей)
Воспитатель: Лес – общий дом для всех животных и растений.Давайте поставим знак. (ребенок выбирает и ставит знак)Расскажи, почему ты выбрала этот знак. Что он означает? (ребенок поясняет свой выбор)
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что мы сделали? Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в группу!
(появляется Лесовичок)
Лесовичок: Молодцы, ребята! Вы настоящие защитники природы! Надеюсь, благодаря вам, люди будут бережно относиться к природе. А на память я дарю вам этот плакат, который расскажет людям, что нужно беречь природу и заботиться о ней. Повесьте его в детском саду!
Воспитатель: Спасибо, Лесовичок! До свидания!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?
Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, и друг другу на прощанье мы подарим обещанье: БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
Список литературы.
1. Воронкович О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 512с.
2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 3-е изд. – М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2015. – 208с.