Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе Ознакомление с трудом пожарных и пожарной машиной


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 34
станицы Ленинградской муниципального образования
Ленинградский район











Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе


"Ознакомление с трудом пожарных
и пожарной машиной"










Подготовила воспитатель
Пелих Оксана Николаевна



станица Ленинградская
2014 год
Программные задачи:
Обобщить представления об общественном характере труда взрослых. Труд на пользу общества – почётное нужное дело. Расширить и углубить знания детей о труде пожарных. Познакомить детей с пожарной машиной. Закрепить знание правил пожарной безопасности. Воспитывать у детей уважение к труду пожарных. Продолжать учить правильно отвечать на вопросы, развивать логику, память. Воспитывать ответственность, смелость, товарищество, отзывчивость.
Предшествующая работа:
Беседы о пожаре, о труде пожарных, чтение художественной литературы: С.Я.Маршак "Кошкин дом", "Пожар", "Рассказ о неизвестном герое", Л.Толстой "Пожарные собаки", К. Чуковский "Путаница", Б.Житков "Пожар в море".
Вечера спортивных развлечений, викторины: "Смелые люди – пожарные", "Знаете ли вы", "Чип и Дейл спешат на помощь".
Изодеятельность: рисование "Пожар", "Пожарная машина спешит на помощь", аппликация "Пожар в лесу", "Огонь".
Знакомство с пожарным щитом и размещёнными на нём первичными средствами пожаротушения.
Рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: Пожарный рукав, гидрант, механическая лестница, струя, звуковой сигнал, огнетушитель.
Оборудование: Пожарная машина, физоборудование.

Ход занятия:
Ребенок, одетый в форму почтальона.
Почтальон: Здравствуйте! Это группа "Цветики". Все сады я обошёл наконец-то вас нашёл. Вам письмо получите.
Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, кто это к нам пришёл?
Дети: Это пришёл почтальон. Он принёс нам почту.
Воспитатель: Ребята, давайте я сейчас прочту, кто прислал нам письмо. Это прислал нам письмо Незнайка. Дорогие Ребята! Помогите отгадать загадки:
Он красив и ярко – красен
Но он жгуч, горяч, опасен! (огонь)

Он даёт тепло и свет,
С ним шутить не надо, нет! (огонь)

Если дым валит клубами,
Пламя бьётся языками,
И огонь везде и жар
Это бедствие – (пожар!)
Воспитатель: Правильно, ребята, эти загадки об огне и пожаре. После занятия мы с вами напишем Незнайке ответ и отнесём конверт куда? (на почту).
Что нужно написать на конверте, чтобы Незнайка получил наше письмо?
Дети: Адрес.
Воспитатель: Ребята, с незапамятных времён научился человек добывать огонь! Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. "Огонь – это тепло, свет, пища, защита от врагов. Человек обожествлял его, слагая о нём легенды и мифы".
Ребята! Каким может быть огонь?
Дети: Добрым.
Воспитатель: Как же огонь может быть добрым?
Дети: С помощью огня люди готовят пищу.
Огонь даёт людям свет.
Огонь защищает людей от врагов и зверей.
С помощью огня в домах тепло зимой.
Воспитатель: А каким ещё может быть огонь?
Дети: Огонь может быть злой.
Воспитатель: Как вы понимаете это выражение: "Огонь – злой".
Дети: Если с огнём обращаться не осторожно, начинается пожар.
Воспитатель: Ребята! А что может послужить причиной пожара?
Дети: Неправильное обращение с огнём, если оставлять включенные электроприборы без присмотра, занавеска возле печки, если человек уснул с горящей сигаретой, если дети играют со спичками, зажигалкой, неправильное обращение со взрывоопасными веществами: бензин, соляркой, спиртом.
Воспитатель: Правильно, ребята!
А сейчас давайте вспомним древнюю Русь. Почему на Руси было много пожаров?
Дети: Потому что на Руси все постройки и дома были деревянные, крытые соломой.
Воспитатель: Чем же опасно дерево?
Дети: Оно быстро начинает гореть.
Воспитатель: Правильно в Древней Руси дерево было самым доступным материалом для строительства домов, городов, крепостных стен, потому что Россия страна лесов.
Воспитатель: А вы знаете, как в Древней Руси тушили пожары?
Дети: Посередине города строили каланчу. На ней дежурили день и ночь пожарные, и когда видели, что где – нибудь начинается пожар, они били в колокол, созывая жителей на подмогу.
Воспитатель: Правильно. Тушили пожар в древнем городе все жители. А в современном городе кто спешит нам на помощь, когда мы видим огонь и дым?
Дети: Если дом объят огнём
И столпотворенье,
То всегда её зовём
Мы без промедленья
Вот она стрелой летит:
"Скоро буду с вами"
Чудо – лестницу везёт,
И сверкают фары.
Всё водичкою польёт –
Вот и нет пожара!
Воспитатель: О чём это стихотворение?
Дети: Это стихотворение о пожарной машине.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы пожарная машина приехала на помощь?
Дети: Набрать номер 01
Если вьётся пламя,
Дым валит столбом,
"Ноль – один" мы набираем,
Мы пожарных позовём!
Воспитатель: А чем можно тушить пожар пока не приехали пожарные?
Дети: Вода, песок, одеяло или плотная ткань, пена из огнетушителя.
Воспитатель: Ребята, сегодня нет у нас пожара, но к нам приехала пожарная машина, чтобы мы её хорошо рассмотрели, и у нас в гостях пожарный
Воспитатель: Скажите, так в чём же, прежде всего, состоит работа пожарного?
Ответ: Пожар легче предупредить, чем тушить. И поэтому пожарные обследуют каждое здание, без их разрешения не возводится ни один жилой дом, не появляется ни один новый строительный материал. Пожарные обследуют склады, магазины, гостиницы, кафе и рестораны, школы и детские сады и везде проверяют пожарную безопасность. Кроме того, они тренируются, проводят спец учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время настоящего пожара показать свои знания, проявить ловкость, силу и сноровку.
Воспитатель: Скажите, на чём вы передвигаетесь по станице?
Пожарный: На специальных пожарных машинах.
Воспитатель: Ребята! Почему эти машины красного цвета?
Дети: Красный цвет – это цвет опасности и машины на дороге уступают дорогу пожарной машине.
Воспитатель: А почему машине пожарной все машины уступают дорогу?
Только ли потому, что она красного цвета?
Ответ: В машине есть специальный сигнал, когда машина едет на пожар, мы подаём специальный сигнал, и все машины на дороге уступают путь пожарной машине.
Воспитатель: Расскажите нам, как помогают пожарные машины пожарным?
(Рассматриваем лестницу, пожарный рукав)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что надевают пожарные, когда едут тушить пожар?
Дети: Они надевают специальный костюм. Он защищает их от огня и дыма. На голове у них специальная каска, штаны и куртка из толстого брезента, на ногах прочные и удобные сапоги!
Воспитатель: Покажите нам костюм, в котором вы идёте в огонь и дым.
(Рассматриваем костюм и слушаем рассказ пожарного).
Воспитатель: Ребята, чем пожарные тушат бушующее пламя?
Дети: Водой из специальных шлангов.
Воспитатель: Как называется шланг?
Дети: Их называют "рукавами". Воду в шланги закачивает насос.
Дети: Ещё тушат специальной пеной из огнетушителя.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?
Дети: Смелостью, самоотверженностью, ловкостью, силой, иметь крепкое здоровье, мужество.
Воспитатель: Почему работу пожарного называют опасной?
Дети: Потому, что пожарные идут в огонь и могут повредить своё здоровье или даже погибнуть.
Воспитатель: Хотели бы вы избрать профессию пожарного и почему?
Дети: Ответы. Стихотворение "Мы – пожарные"
На машине ярко – красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.

Вой пронзительной сирены
Может оглушить.
Будем и водой и пеной
Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
С пламенем бороться будем
Мы и день и ночь!
Воспитатель: Благодарит пожарного за рассказ, и прощаемся с ним.
Машина уезжает, а с детьми проводим игры – эстафеты.


А сейчас мы с вами закрепим полученные знания в играх – эстафетах.

"Позвони в пожарную"
Дети построены в две колонны. По сигналу поочерёдно бегут к телефону, поднимают трубку и говорят номер телефона и адрес детского сада (01, приезжайте на Западную, 13) Возвращаются назад (2 раза)
2. "Задымлённый коридор"
Дети в колоннах поочерёдно проходят через тоннель и возвращаются назад, передавая эстафету следующему. (2 раза)
3. "Тушение пожара"
По сигналу дети ведёрком набирают из таза, бегут по скамейке, проходят в обруч, перешагивают кирпичики, выливают воду в пустой таз и возвращаются назад, передавая следующему ведёрко.
4. Словесная игра "Это я, это я"
При ответах будьте внимательны.
Воспитатель: Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: Кто из вас, заметив дым, говорит: "Пожар, горим!"
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: Кто от маленькой сестрички прячет дома спички?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Воспитатель: А теперь признайтесь в том, кто из вас шалит с огнём?
Дети: Ответы.


Список использованной литературы: 1. Т.А.Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности.-Москва: Творческий центр, 2010 2. Н.А.Аралина Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.-Москва: ООО Издательство Скрипторий 2003, 2007 3. Стихи: А.Усачёв, Т.А.Шорыгина




















Заголовок 115