Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе на тему «Путешествие в осенний лес»
Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе на тему «Путешествие в осенний лес»
Выполнила: Захарова.Т.Г., воспитатель 1 категории МБДОУ № 222г. Оренбурга
Цель: расширять представление детей о диких животных осенью, их подготовке к зиме.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
-обобщать представление детей о лесе и его обитателях в осенний период;
- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
- пополнять знания детей о диких животных (внешние особенности, образе жизни);
-закреплять знания о съедобных и ядовитых грибах;
-закреплять знания детей о деревьях их листьев;
- показать связь изменений в жизни животных с изменением в неживой природе;
- закреплять образование сложных прилагательных;
-учить детей приемам анализа, делать простейшие выводы;
Коррекционно-развивающие:
- развивать познавательный интерес, познавательные способности, речь, логическое мышление, память, внимание, воображение;- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения, отвечать на вопросы полным предложением;
- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;
- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;
- упражнять в образовании множественного числа имен существительных;
- развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;
- воспитывать любовь к природе и диким животным;
- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.
Развивающая среда: костюмы белки и ёжика, игрушка зайчика, муляжи грибов, корзиночки, осенние листочки, карточки с овощами в точечном изображении, картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц), картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках , картинки с жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст), разрезные картинки с изображением диких животных, знаки «поведения в природе».
Предварительная работа: чтение рассказов о животных, загадывание загадок о диких животных, разучивание стихотворений о диких животных, драматизация сказки «Как звери готовились к зиме».
Ход занятия.
Организационный момент
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет.(Осень)
Педагог: -Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то, это время года называется осень. (Ответы детей.)
Объявление темы.
Педагог:- Ребята, хотите отправиться в путешествие? Но оно будет у нас с вами не простое, а волшебное! Мы отправимся в лес - осенний лес! Вы согласны? (Ответы детей.)
Педагог: - Прежде чем отправиться, давайте вспомним правила поведения в лесу. (дети называют правила поведения в лесу, знаки подсказки развешаны в группе)
Педагог: - Молодцы, ребята! Вижу, что правила помните и вреда лесу не причините.
II. Основная часть.
(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем, звучит аудиозапись звуки природы, дети выполняют движения за воспитателем под музыку)
Речь с движением. «Мы идем в осенний лес» .Мы идем в осенний лес. ( маршируем на месте)А в лесу полно чудес! (разводим руки в стороны, «удивляемся»)Дождь вчера в лесу прошел (потряхиваем ладонями обеих рук)Это очень хорошо. (хлопаем в ладоши)Будем мы грибы искать (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)И в корзинку собирать. (сводят руки перед собой в «корзинку»)Вот сидят маслята, (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)На пеньке – опята,А во мху – лисички,Дружные сестрички. (делают манящие движения руками)«Подосиновик, груздок, (грозят указательным пальцем правой руки)Полезайте в кузовок! (присесть, обнять себя руками)Ну, а ты, мухомор, (встаем, разводим руками в стороны)Украшай осенний бор!(И. Михеева)
(дети заходят в группу, где стоят объёмные деревья с осенними листьями, под деревьями лежат листочки желтого, красного, оранжевого цветов, находятся муляжи грибов).
Педагог: -Ребята, вот мы и оказались в осеннем лесу. Посмотрите внимательно, это точно осенний лес, не летний, не зимний? (Ответы детей.)
Педагог: -Что мы видим? (Ответы детей: деревья с желтыми листочками, под деревьями грибочки, лежат опавшие желтые, красные листочки, и тд.)
Игра «Что происходит осенью?»
Педагог: - А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное)Педагог: - Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают, деревья стоят голые)
Педагог: - Как называется явление в природе, когда с листьев опадают листья? (листопад)
Педагог: - Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
Педагог: - С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)
Педагог: - Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края)
Педагог: - Почему? Как называют этих птиц? (перелетные)
Педагог: - Что делают осенью насекомые? (прячутся в старые пни, коряги, забиваются под кору деревьев)
Педагог: - Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)
Педагог: - Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)
Педагог: - Что делают животные осенью? (готовятся к зиме, одни укладываются спать на всю зиму (медведь, ёж, барсук), другие меняют шкуру (заяц, белка, лиса), третьи (белка, ёж) делают запасы на зиму)Педагог: -Кого мы можем встретить в лесу? (Ответы детей.)
Педагог: -Посмотрите, кто это на полянку прискакал? (Ответы детей: это белочка.)
Педагог: -Как вы думаете, что она делает? Давайте спросим.
(к детям подходит девочка в костюме белочки)
Педагог: -Здравствуй, белочка! Ты нас увидела и прискакала на полянку?
Белочка: Я со своим другом ёжиком готовлю припасы на зиму.
Педагог: -А где твой друг ёжик?
Белочка: Он корзинку несёт на своих иголках.
(к детям подходит мальчик в костюме ёжика)
Педагог: -Здравствуй, ёжик! Мы рады тебя видеть.
Ёжик: Здравствуйте дети! Вы нам грибочки не потопчите.
Педагог: -Конечно, ёжик, мы осторожно ходим в лесу.
Педагог: -Ребята, послушайте
Белка: Расскажу я вам про лес,Полный сказок и чудес.И представьте на минутку,Будто всё всерьёз, не в шутку!Ёжик: Выросли грибочки,В небольшом лесочке,Шапочки у них большие,А сами разные такие.
Педагог : Ёжик с белкой пробегали,И грибочки увидали.Спросим наших мы ребят:Ёжики грибы едят? (ответ детей)Белочки грибы едят? (ответ детей)Белка: Посушу свои грибочкиЯ на тоненьком сучочке.Ёжик: Отнесу свои грибы Деткам-ёжикам в кусты.Педагог: -Давайте поможем зверятам собрать грибочки.
Игра «Собери грибочки»
Педагог: -Ребята, какие грибочки можно собирать? (ответ детей: только съедобные, ядовитые есть нельзя)
Педагог: -Посмотрите, под деревьями растут грибы. Давайте поможем белочке и ёжику собрать съедобные грибочки. (дети собирают грибы и называют гриб, который кладут в корзинку-подберёзовик, подосиновик, белый гриб, лисички, сыроежка, волнушка, опята.)
Педагог: -Ребята, а почему эти грибочки вы не положили в корзинки? (ответы детей: это ядовитые грибы- мухомор, бледная поганка, ложные опята)
Педагог: -А можно мухоморы топтать, сбивать палкой, мять? (нет)
Педагог: -Почему? Кому они нужны? (ответ детей: лесным жителям, они им лечатся)
Педагог: -Давайте посчитаем, сколько грибочков лежат в корзинках.
Игра «Сосчитай сколько?» (изменение окончания)
(дети считают : один подберёзовик, два подберёзовика, три подберёзовика, четыре подберёзовика, пять подберёзовиков. Аналогично считаю остальные грибы) Беседа о животных.
Педагог: -Скажите, пожалуйста, белочка и ёжик, а куда вы свои припасы относите и как потом зимой находите?
Ёжик: Я всю зиму сплю под кустиком в норке. Норку я рою глубокую, чтоб зимой холодно не было, натаскиваю туда сухой листвы, причем ее слой нередко достигает полуметра. Как только наступают первые серьезные холода, мы, ежи спешим в своё гнездо. Попав туда, затыкаем проход все теми же листьями. И засыпаю крепко до первых весенних деньков. А проголодаюсь, так припасы поем и опять спать.
Педагог: - Ребята, а как белка готовится к зиме? какой корм она запасает?
(ответ детей :белка готовит корм на зиму, его она прячет в гнездо дупла деревьев, она сушит грибы, ягоды, шишки, орехи).
Белка: -Посмотрите, какая я красивая. Какая у меня шубка? (Рыжая, пушистая, мягкая)Белка: - Но скоро наступит зима и мне придется поменять шубку. А зимой какого цвета у меня шубка? (Серая)Белка: - Почему? (ответ детей :деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов)(Если дети затрудняются ответить, объяснение дает педагог)Педагог: - Давайте проверим. У меня есть картинки с изображением белки в серой и рыжей шубках и осеннего леса. Поместим белочек на деревья и посмотрим, какая из них заметнее? (Рыжая)Педагог: - Вот поэтому белка и меняет шубку, чтобы ей было легче прятаться зимой, когда все деревья стоят голые.Белка: - Ребята, а чем же я буду питаться зимой? Какие запасы мне сделать на зиму? (Грибов насушить, орехов насобирать)Белка: - Ой, и правда, я именно такие запасы и сделала. А кто мне подскажет, как называется мой дом? (Дупло)Белка: - Спасибо вам, ребята, а мне пора. Мне еще дупло нужно застелить травой и листьями, чтобы зимой не замерзнуть. А вам желаю счастливого пути. До свидания.
Ёжик: - И я пойду, мне тоже нужно грибочки отнести и норку утеплить- листочки собрать.
Педагог: - Хочешь, ёжик, ребята тебе помогут собрать листочки.
Игра « С какого дерева листок?»
(Воспитатель предлагает детям собрать листочки лежащие на полу возле деревьев, а затем, их назвать.)
(Ответы детей: У дуба листья дубовые. У клёна листья кленовые, у рябины…., у берёзы…., у осины….) Пальчиковая гимнастика «Осенние листья.»Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)Листья рябины,Листики тополя,Листья осины,Листики дуба мы соберем,Ёжику осенний букет отнесем (показывают руками «осенний букет» пальцы вверх- ладошки вниз).
Ёжик: - Спасибо вам, ребята, а мне пора. Мне еще норку нужно застелить листьями, чтобы зимой не замерзнуть. А вам желаю счастливого пути. До свидания.
Педагог: - Ребята, а мы дальше пойдём и что мы видим? Под кустиком сидит кто? (игрушка), (ответ детей: зайчик)
Педагог: - Чем питается заяц? (заяц ест молодые ветки деревьев, капусту, морковь).
Педагог : - Какой образ жизни ведет заяц? (заяц к зиме запасов не готовит, он находит себе пищу и зимой). Осенью заяц становится белым, это помогает ему скрываться от врагов.
Педагог: -Давайте, ребята, поможем зайчику, ведь он не готовит припасы, а скоро совсем будет холодно и голодно.
Упражнение «Соедини по точкам»
Педагог: - Дети, на пенёчках у нас листочки и карандаши, нужно соединить точки и вы увидите, что любит зайчик.
(дети выполняют упражнение на развитие графо моторных навыков )Педагог: -Что получилось у вас? (ответы детей: морковка, капуста, яблоки)
Педагог: -Зайчик вас благодарит за угощения, ему очень понравились ваши работы, а нам пора идти дальше.
Педагог: - Смотрите, ребята, что это? (Подводит детей к картине с изображением берлоги). Чей это дом? (Это дом медведя)Педагог: - А как он называется? (Берлога)Педагог: - А вы знаете, что медведь не делает запасов на зиму, как вы думаете, почему? (Он всю зиму спит)Педагог: - Правильно. Нашел медведь упавшее дерево, натаскал к нему хвороста, молодых елочек, мха и получился медвежий дом – берлога. А зимой укроет берлогу снежное одеяло и станет в ней тепло медведю.Педагог: - Пойдемте скорее дальше, пока мы не разбудили медведя.- Ой, а это кто?Он зимой холоднойХодит злой, голодный. (Волк)Педагог: - Он тоже к зиме готовится. (показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето отрастает и становится густой и теплой. Почему? (Волк спит прямо на снегу)Педагог: - Волки зимой живут семьями. Кто входит в волчью семью? (Волк, волчица, волчата)Педагог: - Пойдемте скорее дальше, пока они нас не заметили.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Педагог : -Где живёт медведь? (в берлоге), лиса (в норе), заяц (под кустом), белка (в дупле), а волчий дом называется (логово). Педагог : -Вот теперь, ребята, вы знаете, как называются дома у животных.
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле у ели. Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу. Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу. Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. (дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие)
(На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.)Белка живет в дупле.Медведь живет в берлоге.Лиса живет в норе.Волк живет в логове.Заяц живет под кустом.
Педагог : -Мы с вами отдохнули, но есть еще задание, а называется оно
Игра «Угадай и повтори».
Злой, голодный, серый .. (волк)
Трусливый, длинноухий, серый ..(заяц)
Хитрая, рыжая, быстрая..(белка)
Большой, бурый, неуклюжий..(медведь)
Игра «Какой?» (Образование сложных прилагательных)
Педагог : – Знаете ли вы, что медведь лапы при ходьбе ставит внутрь когтями и наружу пятками? Говорят поэтому, что у него косые лапы, значит, как мы можем назвать медведя? (Косолапый)
Педагог : -Ребята, а изобразите медведя.
Динамическая пауза «Косолапый мишка»
– У медведя большая голова, значит он… (большеголовый)
– У медведя короткий хвост, значит он… (короткохвостый)
– У медведя толстые лапы, значит он … (толстолапый).
Игра «Собери животное по частям».
(У воспитателя картинки лисы, зайца, белки, волка, медведя)
Педагог: -Ребята, посмотрите, какое чудо-животное: без головы, без лап, без хвоста. Давайте превратим его в существующее животное. Как вы думаете, чье это туловище? (ответ детей: Лисы.)Педагог: - Как можно по- другому сказать? (ответ детей: Лисье туловище.) (Дети приставляют лисе голову, хвост и лапы и называют: лисья голова, лисьи лапы, лисий хвост). То же самое с картинками зайца, белки, волка, медведя.
Педагог: - Все верно, животных в лесу очень много, но нам уже пора возвращаться в детский сад.
III. Итог занятия
Педагог: - Ребята, вам понравилось путешествие? (Да)Педагог: - А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? (Белку, ёжика, зайца, (говорили о медведе, волке, лисе))Педагог: - А как их всех можно назвать, одним словом? (Животные)Педагог: - Верно, это дикие животные. А почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу и сами себе добывают пищу)Педагог: - А как дикие животные готовятся к зиме? (Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью)Педагог: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам нарисовать наше осеннее путешествие.
Литература:
Авдеева.Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста».- СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Просвещение, 2007.
Арефьева.Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.
Лебедева Л.В., Козина И.В. Лексические темы по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013.
Лебедева Л.В., Козина И.В. Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2014.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 176с.