План-конспект урока ИЗО Человек и Земля-кормилица
Выполнила студентка группы 3391
Хазутдинова Айгуль
План – конспект урока ИЗО
5 класс
Дата: 27. 09. 2016
Тема урока: Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла, урок 1.
(Многофигурная композиция)
Цель урока: зарисовки людей в движении с натуры или по описанию в карандаше.
Ожидаемые результаты урока:
Личностные:
- формирование эстетических потребностей и ценностей;
- знакомство с плодородной природой родного края, с природными циклами и праздниками урожая;
- развитие интереса к работе многофигурными композициями;
- развитие желания запечатлеть интересные по композиции, движению фигуры людей с натуры, по памяти и представлению;
Метапредметные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение выбирать ракурс;
- формирование умения соблюдать поэтапность работы в процессе создания многофигурной композиции;
- понятие композиционного цента;
- понятие пропорций человека, характерных особенностей;
Предметные:
- выработка понимания значения тщательного подготовительного рисунка;
- закрепления материала, касающегося линейной и воздушной перспективы;
- умение выявлять форму каждого элемента композиции в линейном рисунке;
- умение определять точные пропорции человеческой фигуры, их характерные особенности;
Учебные задачи урока:
1. Образовательные: Формирование знаний о творчестве художников, занимающихся изображением многофигурных композиций, изучение их приемов и живописных средствах художественной выразительности, используемых в их композициях.
2. Развивающие: развитие наблюдательности, зрительной памяти, внимания, кругозора, тонкой моторики.
3. Воспитывающие: воспитание эстетического вкуса, интереса к творчеству художников, работающих в жанре многофигурных композиций.
Оборудование урока:
Для преподавателя: репродукции картин А.А. Пластова («Сенокос», «Жатва», «Ужин трактористов»), дидактические материалы (композиционные схемы расположения фигур, таблицы по пропорциям мужских, женских и детских фигур, таблицы, демонстрирующие фигуры в движении, детские рисунки из методического фонда.
Для учащихся – альбомы, простые карандаши, ластик.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
1. Организация урока. (1-2 мин)
а) Проверка готовности к уроку.
б) Правила ТБ на уроках ИЗО.
2. Вводная беседа (7-10 мин)
3. Цели и задачи урока (2-4 мин)
4. Работа над заданием (25 мин)
а) Детальный анализ предстоящей работы (пропорции фигуры, движение фигуры, характерные особенности).
б) Выбор темы по желанию: «Праздник урожая», «Осенняя ярмарка» и тд.
в) Самостоятельная работа учащихся.
Последовательность работы:
1) проанализировать фигуру человека в движении;
2) определить пропорции человека в линейном рисунке;
3) выполнить эскиз в карандаше, показать тоном светотень;
5. Итоги урока (3 мин)
Просмотр и анализ выполненных работ. (Учитель отмечает наиболее удачные рисунки, умение передать пропорции фигур с помощью линии.) Анализ общих ошибок.
Уборка рабочих мест.
6. Домашнее задание (1 мин)
Сценарий или ход урока
1. Приветствие учителя, проверка подготовленности учеников к уроку. Объявление темы урока.
Здравствуйте, ребята!
Тема нашего урока называется " Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла ". Кто-нибудь уже знает, что такое многофигурная композиция»? (Композиции с большим количеством объединенных в группы фигур считаются самыми сложными в живописи и называется многофигурной композицией.)
2. Изложение нового материала, постановка художественной задачи:
Сегодня мы с вами должны будем выполнить зарисовки людей в движении с натуры или по памяти в карандаше. Эти зарисовки пригодятся нам на следующем уроке для создания многофигурной композиции.
Скажите, пожалуйста, как называются эти картины? Кто их написал? (показываю заранее распечатанные репродукции картин А.А. Пластова («Сенокос», «Жатва», «Ужин трактористов»)
Ответьте мне на вопрос: что объединяет фигуры людей в этих композициях по вашему мнению? (Люди на этих картинах объединены общим действием, тесно взаимодействуют друг с другом.)
Ваша задача на сегодня – выполнить в карандаше зарисовки человеческих фигур с натуры и по памяти, они пригодятся нам на следующем уроке для выполнения многофигурной композиции. Но прежде чем мы начнем работу, давайте ознакомимся или вспомним некоторые правила изображения пропорций человеческой фигуры.
Кто может ответить мне на вопрос – какую часть тела человека мы берем за единицу измерения? (Голову)
При работе над зарисовками человеческой фигуры необходимо следовать нескольким правилам:
1 правило: высота головы ребенка умещается в его тело 4 раза, высота головы женщины – 6 раз, высота головы мужчины – 7 раз;
2 правило: расстояние от макушки до подмышек составляет ¼ длины всего тела;
3 правило: запястья и пах располагаются посреди высоты тела;
4 правило: расстояние от колена до макушки составляет ¾ длины всего тела;
5 правило: локти располагаются на одной линией с талией;
6 правило: кончики пальцев находятся посредине бедер;
Приступаем к работе!
3. Практическое выполнение задания.
4. Подведение итогов урока, закрепление нового материала.
Большое спасибо за внимание! До новых встреч!
План – конспект урока ИЗО
5 класс
Дата: 27. 09. 2016
Тема урока: Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла, урок 2.
(Многофигурная композиция)
Цель урока: Исполнение многофигурной композиции в цвете.
Ожидаемые результаты урока:
Личностные:
- формирование эстетических потребностей и ценностей;
- знакомство с плодородной природой родного края;
- развитие интереса к работе с многофигурными композициями;
- развитие желания запечатлеть интересные по композиции, движению фигуры людей с натуры и по памяти;
Метапредметные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умение выбирать ракурс;
- формирование умения соблюдать поэтапность работы в процессе создания многофигурной композиции;
- понятие композиционного цента;
- понятие пропорций человека, характерных особенностей;
Предметные:
- умение использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- умение использовать светотень, рефлексы, блики, понимание их значения;
- умение выявлять цветом форму каждого элемента композиции;
- умение «не потерять» движение и пропорции фигур в цвете;
Учебные задачи урока:
1. Образовательные: Формирование знаний о творчестве художников, занимающихся изображением многофигурных композиций, изучение их приемов и живописных средствах художественной выразительности, используемых в их композициях.
2. Развивающие: развитие наблюдательности, зрительной памяти, внимания, кругозора, тонкой моторики.
3. Воспитывающие: воспитание эстетического вкуса, интереса к творчеству художников, работающих в жанре многофигурных композиций.
Оборудование урока:
Для преподавателя: репродукции картин А.А. Пластова («Сенокос», «Жатва», «Ужин трактористов»), дидактические материалы (композиционные схемы расположения фигур, таблицы по пропорциям мужских, женских и детских фигур, таблицы, демонстрирующие фигуры в движении, детские рисунки из методического фонда.
Для учащихся – альбомы, кисти, краски на выбор, палитра, баночка – непроливайка, тряпочка для вытирания кистей.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
1. Организация урока. (1-2 мин)
а) Проверка готовности к уроку.
б) Правила ТБ на уроках ИЗО.
2. Вводная беседа (7-10 мин)
3. Цели и задачи урока (2-4 мин)
4. Работа над заданием (25 мин)
а) Детальный анализ предстоящей работы (форма, цвет, пропорции, характерные особенности).
б) Самостоятельная работа учащихся.
Последовательность работы:
1) проанализировать цветовой строй многофигурной композиции;
2) выполнить композицию в цвете (после беседы по смешению цветов для отображения цветовой гаммы, определению колорита).
5. Итоги урока (3 мин)
Просмотр и анализ выполненных работ. (Учитель отмечает красиво найденные сочетания цветов, умение передать объём с помощью цвета, умение сохранять пропорции, передавать через цвет настроение персонажа.) Анализ общих ошибок.
Уборка рабочих мест.
6. Домашнее задание (1 мин)
Сценарий или ход урока
1. Приветствие учителя, проверка подготовленности учеников к уроку. Объявление темы урока.
Здравствуйте, ребята!
Мы продолжаем урок под название "Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла ".. Напомните мне, что такое многофигурная композиция»? (Композиции с большим количеством объединенных в группы фигур считаются самыми сложными в живописи и называется многофигурной композицией.)
2. Изложение нового материала, постановка художественной задачи:
Сегодня мы с вами должны будем выполнить в цвете многофигурную композицию на основе зарисовок, сделанных вами на прошлом уроке.
Какие цвета вы будете использовать в работе над данным натюрмортом? (Так как мы изображаем праздник урожая, то отталкиваться мы будем от цвета овощей и фруктов, праздничной одежды людей.).
Как цвет может влиять на настроение многофигурной композиции? (Тёплые цвета придают картине атмосферу праздника, холодные и темные вселяют грусть)
Приступаем к работе!
3. Практическое выполнение задания.
4. Подведение итогов урока, закрепление нового материала.
Большое спасибо за внимание! До новых встреч!