Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс Плешаков ФГОС УМК Школа РОссии
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
количество часов 68ч, 2 ч. в неделю
Технические средства обучения
АРМ учителя:
Интерактивная доска
МФУ
Сетевой фильтр
Ноутбук
Документ-камера
Мультимедийный проектор
Колонки
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
количество часов 68ч, 2 ч. в неделю
№ урока
Тема. Содержание. Раздел.
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
Универсальные Учебные Действия
Дата
Оборудование
план
факт
«Земля и человечество» ( 9 ч)
1
Мир глазами астронома
1
- Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения;
- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
- рассказывать о мире, с точки зрения астронома; - работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;
- извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь; - работать со взрослыми: находить дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
1.Личностные
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
2.Регулятивные
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
3.Познавательные
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4.Коммуникативные
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..
1.09
- учебник I часть
-тетради
- цифровые данные о Солнце
- презентация «Строение Солнечной системы»
2
Планеты Солнечной системы
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- на основе строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;
- различать планеты и их спутники; - работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца; - практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; - устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;
- работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля ( телескопа);
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
3.09
-бинокль (телескоп)
- модель «Строение Солнечной системы»
3
Звёздное небо – Великая книга Природы
1
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба незнакомые созвездия;
- моделировать изучаемые созвездия; - определять направление на север по Полярной звезде;
- работать с терминологическим словарём;
выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
8.09
Карта звёздного неба
4
Мир глазами географа
1
Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- сравнивать глобус и карту полушарий; - находить условные знаки на карте полушарий; - обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;
- составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;
- работать с терминологическим словарём;
- извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников, Интернета и готовить сообщения;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
10.09
-Глобус.
-«Карта полушарий»
5
Мир глазами историка
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- составлять рассказы о мире, с точки зрения историка;
- характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; - обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; - посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);
- работать с терминологическим словарём;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
15.09
- экспонаты музея
( бытовые предметы)
6
Когда и где?
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;
- обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;
- работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
17.09
-историческая карта
«Лента времени»
7
Мир глазами эколога
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- рассказывать о мире с точки зрения эколога; - работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;
- знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;
- находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
22.09
- информация из Интернета о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России
- комплект таблиц «Природа Земли и человек»
8
Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- рассказать о причинах появления Списка Всемирного наследия;
- различать объекты Всемирного природного и культурного наследия; - работать в паре: знакомиться по карте – схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги;
- читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений; - извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о них; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
24.09
Презентация по теме урока «Объекты Всемирного природного и культурного наследия»
9
Сокровища Земли под охраной человечества. Международная красная книга
1
29.09
- информация из Интернета об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги
«Природа России» ( 10 ч)
10
Равнины и горы России
1
- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте; - различать холмистые и плоские равнины; - характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;
- работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
1.Личностные
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
2.Регулятивные
Формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Планировать учебную деятельность на уроке.
3.Познавательные
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
4.Коммуникативные
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог.
1.10
- «Физическая карта России»
11
Моря, озёра и реки России
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте;
- различать моря Северного и Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; - характеризовать особенности изучаемых водных объектов;
- находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озерах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;
- работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «где мы были»;
- готовить сочинения на тему урока;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- «Физическая карта России»
- сведения из Интернета о загрязнении воды в морях, озерах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;
- выставка «Где мы были»;
12
Природные зоны России
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- работать в паре: знакомится с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку; - устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами;
- находить на карте природных зон области высотной поясности;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- «Физическая карта России»
-карта «Природные зоны России»
13
Зона арктических пустынь
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
находить и показывать на карте природных зон зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку;
- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенности солнечными лучами;
- рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших в следствии этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
- характеризовать зону арктических пустынь по плану;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
-карта «Природные зоны России»
- из Интернета информация о растениях и животных арктических пустынь
14
Тундра
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте;
- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещенности солнечными лучами; - рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;
- характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;
-изготавливать макет участка тундры;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
-карта «Природные зоны России»
- из Интернета информация о растениях и животных тундры
15
Леса России
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;
- устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;
- работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания;
- сравнивать природу тундры и лесных зон;
- находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
-карта «Природные зоны России»
- из Интернета информация о растениях и животных лесных зон
16
Лес и человек
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни человека;
- обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;
- обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных из «Красной книги России, готовить сообщения;
- совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;
- характеризовать лесные зоны по плану;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
-карта «Природные зоны России»
- презентация в национальный парк «Лосиный остров», ( из Интернета)
- сведения из Интернета о растениях и животных из «Красной книги России»
- книга «Великан на поляне»;
17
Зона степей
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям; - находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте; - устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;
- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;
- обсуждать экологические проблемы зоны степей и путь их решения;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о растениях и животных степей, готовить сообщения;
- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты учёных в этих зонах;
- характеризовать зону степей по плану ;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
-карта «Природные зоны России»
сведения из Интернета о растениях и животных степей
18
Пустыни
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям; - находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте; - устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;
- работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания; - сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;
- обсуждать экологические проблемы зоны пустынь и путь их решения;
- изготавливать макет участка пустыни;
- характеризовать зону пустынь по плану ;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
карта «Природные зоны России»
- презентация по теме урока ( из Интернета)
19
У Чёрного моря
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте; - устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны; - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания; - - - - обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа в Дендрарий г Сочи, в национальный парк «Сочинский»;
- обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;
- работать с терминологическим словариком;
- характеризовать зону субтропиков по плану; - ----------формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
карта «Природные зоны России»
- презентация по теме урока ( из Интернета)
- книга «Великан на поляне»;
«Родной край – часть большой страны» (15 ч)
20
Наш край
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; - характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;
- оценивать свои достижения на уроке.
1.Личностные
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
2.Регулятивные
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
3.Познавательные
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
4.Коммуникативные
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
«Политико –административная карта Краснодарского края»
21
Поверхность нашего края
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;
- обсуждать меры по охране поверхности своего края;
- изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;
- работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности ядом с городом ( селом), о наличии оврагов и истории их возникновения;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
«Карта Краснодарского края»
-краеведческая литература о земной поверхности нашего края
22
Водные богатства нашего края
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- работа в парах: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта ( например – озеро, пруд);
- моделировать значение водных богатств в жизни людей; - выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов;
- обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;
- участвовать в водоохранных мероприятиях в городе ( селе);
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- «Карта Краснодарского края»
- «Физическая карта России»
- книга «Великан на поляне»;
23
Наши подземные богатства
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; - практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщения и представлять его классу; - сравнивать изученные полезные ископаемые;
- работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;
- извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;
- обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Коллекция «Полезные ископаемые»
- сведения из краеведческой литературы, музея о полезных ископаемых края
книга «Великан на поляне»,
24
Земля – кормилица
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;
- работать в паре: - извлекать из краеведческой литературы сведения о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» из книги «Великан на поляне»;
- извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- сведения из краеведческой литературы, музея о типах почв своего региона
- книга «Великан на поляне»;
25
Жизнь леса
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу; - рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;
- моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;
- обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
- характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;
- обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;
- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа – определителя;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
-« Природное сообщество леса» ( магнитный плакат с набором карточек)
- книга «Великан на поляне»;
26
Жизнь луга
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;
- рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных, грибах своего региона;
- моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию;
- характеризовать луговое сообщество региона по данному в учебнике плану;
- сравнивать природные сообщества леса и луга;
- приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;
- обсуждать рассказ «Гори трава» из книги «Великан на поляне»;
- составлять памятку «Как вести себя на лугу»;
- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа – определителя;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
-« Природное сообщество луга» ( магнитный плакат с набором карточек)
- книга «Великан на поляне»;
27
Жизнь в пресных водах
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- работать в паре: описывать водоем по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоема; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме; - рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;
- моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;
- характеризовать пресноводное сообщество региона по данному в учебнике плану;
- обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;
- извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать её;
- работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа – определителя;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
-« Природное сообщество водоёма» ( магнитный плакат с набором карточек)
- книга «Великан на поляне», «Зелёные страницы»
28
Экскурсии в природные сообщества родного края. Жизнь леса.
1
- Наблюдать объекты и явления природы; - определять природные объекты с помощью атласа определителя;
- фиксировать результаты наблюдения; - сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах;
Атлас - определитель
29
Экскурсии в природные сообщества родного края. Жизнь луга.
1
Атлас - определитель
30
Экскурсии в природные сообщества родного края. Жизнь в пресных водах
1
Атлас - определитель
31
Растениеводство в нашем крае
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;
- работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу; - практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зерна зерновых культур; - различать сорта культурных растений ( на примерах, характерных для региона);
- работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
-« Природное сообщество поля» ( магнитный плакат с набором карточек)
-Коллекция «Семена и плоды», «Лён»
-модель –аппликация «Классификация растений и животных»
32
Животноводство в нашем крае
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;
- работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу;
- различать породы домашних животных ( на примерах, характерных для региона);
- работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
-« Природное сообщество поля» ( магнитный плакат с набором карточек)
-модель –аппликация «Классификация растений и животных»
- Набор карточек «Домашние животные»
33
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
1
- Выполнить тесты с выбором ответа; - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами
- тесты
34
Презентация проектов ( по выбору)
1
В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:
- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; - готовить иллюстрации для презентации проекта
- готовить тексты сообщений; - выступать с сообщением в классе; - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.
- презентации детских проектов
«Страницы Всемирной Истории» ( 5 ч)
35
Начало истории человечества
1
- Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-ой части учебника, выбирать проекты для выполнения; - понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;
- определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; - обсуждать роль огня и приручения животных; - анализировать иллюстрации учебника; - рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей и жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;
- понимать роль археологии и изучении первобытного общества;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
1.Личностные
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
2.Регулятивные
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
3.Познавательные
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4.Коммуникативные
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- учебник II часть
- «Лента времени»
-Карта Древнего мира
- сведения из Интернета о жизни, быте и культуре первобытных людей
36
Мир древности: далёкий и близкий.
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; - находить на карте местоположение древних государств;
- извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;
- обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; - понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;
- понимать роль археологических находок для изучения истории древних городов;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- Карта Древнего мира
- «Лента времени»
37
Средние времена: время рыцарей и замков.
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья; - находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; - описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов; - сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья; - развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; - сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;
- понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- Карта Древнего мира и Средневековья
- «Лента времени»
38
Новое время: встреча Европы и Америки
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять ее с длительностью Древнего мира и Средневековья; - сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; - обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; - выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;
-обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества;
- характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;
- развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Карты Древнего мира, Средневековья и Нового времени
- «Лента времени»
39
Новейшее время: история продолжается сегодня.
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;
- характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;
- характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ-ХХI веков; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- «Лента времени»
«Страницы истории России» (20 ч)
40
Жизнь древних славян.
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- анализировать карту расселения племен древних славян;
- выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; - характеризовать верования древних славян;
- моделировать древнеславянское жилище;
- составлять план рассказа на материале учебника;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
1.Личностные
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
2.Регулятивные
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
3.Познавательные
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
4.Коммуникативные
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Карта расселения древних славян
41
Во времена Древней Руси.
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX- XI веках;
- характеризовать систему государственной власти в IX- XI веках в Древней Руси;
- отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; - обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;
- анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;
- работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
-карта Древней Руси
-былина об Илье Муромце
- «Лента времени»
42
Страна городов
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде; готовить сообщения, презентовать их на уроке;
- сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси; - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;
- развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;
- обсуждать почему былина Садко могла появиться в Новгороде;
- характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;
- работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- карты Древнего Киева и Древнего Новгорода
- былина «Садко»
43
Из книжной сокровищницы Древней Руси
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; - характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; - выявлять роль летописей для изучения истории России;
- обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;
- характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; - сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;
- обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;
- работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
сведения из Интернета о создании славянской письменности, о рукописных книгах
44
Трудные времена на Русской земле.
1
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- прослеживать по карте нашествия Батыя на Русь;
- обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; - описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; - рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;
- находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; - по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; - высказать своё отношение к личности Александра Невского;
- работать с терминологическим словариком;
- заполнять «Героическую летопись России» ( вкладка в рабочей тетради); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- Карта нашествия Батыя на Русь
- сведения из Интернета о Александре Невском- «Героическая летопись России»
( вкладка в рабочей тетради);
45
Русь расправляет крылья.
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;
- рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;
- прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; - обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- сведения из Интернета о Москве Ивана Калиты
- «Героическая летопись России» ( вкладка в рабочей тетради);
46
Куликовская битва
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;
- составлять план рассказа о Куликовской битве;
- рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;
- моделировать ход Куликовской битвы;
- отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы;
- обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;
- рассказывать о поединках богатырей;
- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
- сведения из Интернета о Куликовской битве, о Дмитрии Донском и Сергии Радонежском
- «Героическая летопись России»
( вкладка в рабочей тетради);
47
Иван Третий
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- рассказывать об изменении политики в отношении Золотой орды;
- описывать по иллюстрации в учебнике изменения в облике Москвы; - обсуждать значение освобождения от монгольского ига;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- отмечать на ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство;
- работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- сведения из Интернета об Иване Грозном
- «Героическая летопись России» ( вкладка в рабочей тетради);
48
Мастера печатных дел
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; - на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников ; - сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;
- развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;
- работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- сведения из Интернета об Иване Фёдорове, о первопечатных учебниках
49
Патриоты России
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;
- отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;
- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;
- осознавать роль борьбы за независимость в начале XVI века в истории России;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- «Героическая летопись России» ( вкладка в рабочей тетради);
«Лента времени»
50
Петр Великий
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;
- извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;
- обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим;
- отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей; - находить на карте приобретения города, основанные Петром I;
- высказывать своё отношение к личности Петра Великого;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- сведения из Интернета о Петре I
-«Лента времени»
51
Михаил Васильевич Ломоносов
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- составлять план рассказа о М. В. Ломоносове; - прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву; - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры; - отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;
- извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В. Ломоносова;
- высказывать своё отношение к личности;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
сведения из Интернета о современном МГУ им. М.В. Ломоносова;
52
Екатерина Великая
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- обсуждать, заслуженно ли Екатерина вторая стала называться Великая; - описывать достопримечательности Петербурга ; - сравнивать положение разных слоёв российского общества;
- рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва;
- прослеживать по карте рост территории государства;
- рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;
- извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в 18 веке;
- выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
сведения из Интернета о Екатерине Великой;
о Петербурге, Москве, других городах России в 18 веке
53
Отечественная война 1812 года
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; - отмечать на «ленте времени» Отечественную войну1812 года;
- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
- обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;
- обсуждать, почему после отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;
- извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
сведения из Интернета о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать
вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
54
Страницы истории XIX века
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику, готовить сообщении и презентовать их на уроке; - работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль; - сопоставлять исторические источники; - извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в 19 веке в регионе;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
Сведения из краеведческой литературы о технических новшествах, появившихся в 19 веке в нашем регионе
55
Россия вступает в XX век
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций;
- составлять план рассказа о событиях начала 20 века и рассказывать о них по плану; - интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи; - развивать воображение, составляя от лица журналиста начала 20 века интервью с учёным, каким он видит наступивший век;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
«Лента Времени»
сведения из Интернета о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революций
56
Страницы истории 1920 – 1930-х годов
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны; - сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; - сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;
- в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают; - знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро;
- прослушивать в записях песни 1930 –х годов;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
фотографии из Интернета с обликом довоенных станций метро
записи гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;
записи песен 1930 –х годов
57
Великая война и великая Победа. Начало Великой отечественной войны.
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;
- обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира; - встречаться с ветеранами войны;
- прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны;
- делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;
- выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город ( село) в Победу;
- собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе) регионе;
- интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;
- готовить праздник ко Дню Победы;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
сведения из Интернета о ВОВ
- запись песни «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны
58
Великая война и великая Победа. Освобождение Европы. Парад Победы.
1
сведения из Интернета о ВОВ
59
Страна, открывшая путь в космос
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса (для учащихся Москвы – из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);
- интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года; - прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина; - знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему; - готовить сообщение и презентовать его в классе; - работать с электронным пособием; - работать с терминологическим словарём; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
сведения из Интернета о Юрии Гагарине
« Современная Россия» ( 9 ч)
60
Основной закон России и права человека
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; - анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка;
- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; - готовить проекты «Декларация прав», обсуждать их в классе;
- работать с терминологическим словарём;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
1.Личностные
Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.
2.Регулятивные
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
3.Познавательные
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
4.Коммуникативные
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
- политико-административная карта РФ
сведения из Интернета - «Права человека»
61
Мы – граждане России
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; - различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства; - следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;
- моделировать деятельность депутата ( вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры);
- работать с терминологическим словарём;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
62
Славные символы России
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств; - знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы; - выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;
- обсуждать, зачем государству нужны символы; - моделировать символы своего класса, семьи;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
сведения из Интернета «Символы России»
63
Такие разные праздники
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; - знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;
- выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся;
- рассказывать о своих любимых праздниках;
- работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- сведения из Интернета - «Календарь профессиональных праздников»
64
Путешествие по России. По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу.
1
-Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;
- совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры; - рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;
- анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику; - пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору);
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- сведения из Интернета - «Разные города России»
65
Путешествие по России. По северу Европейской части России. Драгоценное Ожерелье старинных русских городов.
1
- сведения из Интернета - «Разные города России»
66
Путешествие по России. Русская старина. По Волге. По югу России.
1
- сведения из Интернета - «Разные города России»
67
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.
1
- Выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;
адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами
Тесты
68
Презентация проектов ( по выбору)
1
В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:
- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; - посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;
- интервьюировать старших членов семьи, других взрослых4
- готовить иллюстрации для презентации проекта ( фотографии, слайды, рисунки); - готовить тексты сообщений; - выступать с сообщением в классе; - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.
Проекты детей
ИТОГО:
68ч
Проекты по выбору ( за полугодие)
15