«Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО».
Статья «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной
деятельности в рамках ФГОС НОО».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.
Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебнойдеятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его
индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о
формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Развитие нашего российского общества повышает требования к формированию
активной, созидающей личности, поэтому делают особо значимыми исследования
проблемы становления процессов регуляции, которые позволяют человеку выступать как
истинному субъекту своего собственного поведения и своей деятельности, а также
самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их
реализации.
Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и
совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое
умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно
четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной
деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.
Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у
обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует
положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами
помочь ему учиться.
Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его
саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и всамостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные
и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он
получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя
сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а
не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечныйрезультат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников
мною используются следующие формы:
1. «Светофор».
Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению
к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый «Светофор». В первом
классе предлагаю детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке
прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении
нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок:
«Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро
справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется
желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения,
ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный
кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети судовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
2. «Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получа лось, то рисуй такое лицо
«СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
3. «Лесенка успеха»
С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной
самооценки младших школьников использовалась методика Н.Г. Лускановой «Лесенка».
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось
много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной
работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, всамостоятельной работе ошибок не допустил.
4. «Карточка сомнений»
+ - «Я понял все»;
- - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом
учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ - НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
5. «Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерманом, являются безобидной и
содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительныйприбор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которомуребенка можно оценить как успешного);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальноепродвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из нихоценочная линеечка только в собственной тетрадке).
Вот как можно оценить письменную работу:
Всегда после самооценки ученика наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради,
учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок
(вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает:
«Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной
самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии
оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат
своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить своивозможности и результаты.
6. «Дерево успехов»
Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют надерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок –неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но
я не отчаиваюсь.
7. Листы индивидуальных достижений.
Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика,
диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным
предметам заводится «Лист индивидуальных достижений» (в дневниках «Школа 2100»и/или на отдельных листах), в который заносятся планируемые результаты по учебному
предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).
Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя
ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив
усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать
положительный результат.
К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля
необходимо привлекать родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и
дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях провожу беседы о
способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые
принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков
самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность
своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей
результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.
При формировании самооценки ученика пользуюсь рекомендациями Д.Д. Данилова.
Для адекватного самооценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о
целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было
получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот
вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить сним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное
решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
Как ученик определит свою отметку?
К указанному выше алгоритму самооценки можно добавлять другие вопросы, в том
числе про отметку, которую ставит себе ученик. Начиная со 2 3-го класса, к этому
алгоритму могут быть добавлены еще вопросы.
Продолжение алгоритма самооценки:
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задачи (задания)?
Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже
усвоенные знания? (Необходимый уровень)
В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны ужеусвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме,
которую только сейчас изучаем)? (Повышенный уровень)
Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые науроках не изучали? (Максимальный уровень)
7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе
поставить.
В 1-м классе ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих
результатов, в том числе к признанию своих ошибок. Здесь можно начать формирование
самооценки с такого алгоритма:
1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение.
Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия
станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или вдневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно»и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами
светофора.
2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.
Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы.
Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором
главным являются такие вопросы:
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома?
(Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено?
(Коллективная самооценка обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.
К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3
(«правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются
только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например,
может предложить ученику в тетради или в дневнике/еженедельнике нарисовать кружок
и закрасить его любым цветом.
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.
Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение
задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки
кружок в тетради или дневнике/еженедельнике («награда» за решение задачи)
закрашивается не полностью, при этом доля закрашенного значения не имеет.
5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.
Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая
ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он
совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласияученика) обозначаться незакрашенным кружком.
6-й шаг. Используем умение самооценки.
Когда все ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт
проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать
себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).
Подробнее можно ознакомиться в издании «Личный еженедельник первоклассника»,
с. 123128 (изд. «Баласс»).
Со второго класса с учениками определить такой порядок оценивания.
1-й шаг. Предложить ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого
провести беседу по следующим вопросам: «Вы уже опытные ученики, скажите, как
лучше: чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас
делали другие?», «С чего начнем оценивать свою работу?», «Что сделаем после этого?»
и т.д.
2-й шаг. По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется
алгоритм самооценки из 4 основных и 2 дополнительных пунктов: 1) В чём
заключалось задание? 2) Удалось получить результат? 3) Полностью правильно или
с ошибкой ? 4) Полностью самостоятельно или с помощью? (далее – кроме 1-го
класса) 5) По каким признакам мы различаем оценки и отметки? 6) Какую сам
поставишь себе отметку?
Где найти время для развития умения самооценки?
1-й шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания
учебного материала. Время, отводимое на весь материал, использовать на выработку
у учеников умения самооценки.
2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного или изучениенового) для использования алгоритма самооценки.
3-й шаг. Выбрать простое задание, после выполнения которого одному из учеников
будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценки
(опорный сигнал).
Как обучить детей порядку самооценки?
1-й шаг. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее
подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось науспешном результате).
2-й шаг: После предъявления решения (устный ответ, запись на доске и т.п.)
предложить ученику самому оценить результат своей работы. Предупредить, что в
начале в этом будет помогать учитель: задавать ученику вопросы по алгоритму
самооценки (указывая на опорный сигнал): «задание?», «результат?», «правильно?»,
«сам?». Ученик даёт ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается
завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент
наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их
внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
3-й шаг. На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми
учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы онипроисходили на каждом уроке).
4-й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам
самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.
Помимо диалога, самооценка может проводиться при коллективной проверке
письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый
ученик в своей тетради оценивает своё решение.
5-й шаг. Когда ученики начинают проводить оценивание, не глядя на опорный сигнал,
учитель может убрать его и использовать, только если у кого-то возникают
затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.
Много ли тратится времени на самооценку, когда у учеников уже сформировано это
умение?
1-й шаг. Когда у всех учеников умение работать по «Алгоритму самооценки»
сформировалось, учитель, планируя урок, перестаёт сокращать его содержание доминимума. Он вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.
2-й шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя оценить
свой ответ следует фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или
«решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил
задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» хорошо».
Если мнение ученика и
учителя совпадают,
можно вести урок
дальше.
Если мнение учителя отличается отмнения ученика (завысил или занизилсвою оценку), необходимо пройти поалгоритму и согласовать позиции.
3-й шаг. После проверки письменных работ ученик получает право аргументированнооспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен свыставленной отметкой» учитель предлагает ему объяснить своё мнение, используя
алгоритм самооценки.
Если ученик прав,
стоит поблагодарить
его за то, что он
помог учителю найти
свою ошибку припроверке.
Если ученик не прав, учителю необходимо
объяснить, на основании чего он принял
соответствующее решение, постараться
согласовать позиции. !!! Не все ученики будут
готовы признать свои ошибки. Однако равный и
честный разговор с ними, даже если он не
заканчивается компромиссом, всё равно
способствует выработке у них адекватной
самооценки, а авторитарное решение учителя –
нет!
Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать своюучебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет самореализоватьсяво взрослой жизни.
Следует отметить, что уже за первый год обучения были достигнуты положительные
результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:
- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих
знаний;
- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;
- самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность;
- в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности,
большинство умеют прогнозировать последствия;
- дети проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга,
навыков самопознания;
- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения
социального опыта;
- умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый –
сверстник - я».
Анализ результатов выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки
показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям
учебной деятельности учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования. Следовательно,
безотметочное обучение с формированием самооценки оказало положительное влияние
на личностное развитие учащихся.
Список литературы:
1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.:
Просвещение, 2010.
2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:
Пособие для учителя. – М., 2006.
3. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. 1993.
4. Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь», Просвещение, 1993.
5. Д.Д. Данилов. Технология оценивания образовательных достижений ( учебных
успехов). 2003.
6. Д.Д. Данилов. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
основной общеобразовательной программы начального общего образования в«Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений ( учебных
успехов). 2003.__