Гигиена и экология человека. Санитарно- гигиеническая оценка суточного рациона студента.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практическое занятие
по дисциплине: Гигиена и экология человека
Раздел 1. Основные положения гигиены и экологии
Тема: Санитарно- гигиеническая оценка суточного рациона студента.
Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс: 2
(базовый уровень подготовки)

Купино
2016
Рассмотрена на заседании
предметно - цикловой методической комиссии
________________________________________
Протокол____ от_____________ 2015________ г.
Председатель _____________/_ Андреева Н. М./
Автор - составитель: преподаватель дисциплины «Гигиена и экология человека». Квалификационная категория – нет. Романькова Надежда Сергеевна.
Пояснительная записка
К методической разработке по Теме: Санитарно- гигиеническая оценка суточного рациона студента.
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования умений по теме: Санитарно- гигиеническая оценка суточного рациона студента.
В ходе практического занятия студенты закрепляют полученные умения о санитарно- гигиенической оценки суточного рациона студента.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности: 34. 02. 01. Сестринское дело (базовый уровень подготовки).
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен уметь:
Давать санитарно- гигиеническую оценку факторам окружающей среды;
Проводить санитарно- гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;
Проводить гигиеническое обучение и воспитание населения.
ПК 5.3.Осуществлять паллиативную помощь.
ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию.
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.
ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Контроль знаний», (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3), «Физкультминутка» (приложение №4), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№5), Подведение итогов (приложение №6)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Санитарно- гигиеническая оценка суточного рациона студента.
Место проведения кабинет
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 04.
Цели занятия:
1. Образовательная: Уметь составлять меню-раскладку на 1 день.ПК5.3. ПК5.6.
2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.
3. Развивающая: Повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен уметь:
Давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды,
Проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней,
проводить гигиеническое обучение и воспитание населения;
Междисциплинарная интеграция:
Обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, Здоровый человек и его окружение, Основы микробиологии и иммунологии. Обеспечиваемые: ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах, ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Внутри дисциплинарные связи: Современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы. Гигиенические принципы организации ЗОЖ. Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения.
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля знаний, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала.
Самостоятельная работа: конспект лекции, работа с учебным текстом
Перечень литературы: Ю. П. Пивоваров, В.В. Королик, Л. Г. Подунова Учебник. Москва 2012 Гигиена и экология человека.
Дополнительная: Л.Ю. Трушина, А.Г. Трушина, Л.М. Демьянова. Учебник. Гигиена и экология человека.
Л.Ю. Трушина, А.Г. Трушина, Л.М. Демьянова. Учебник. Общая гигиена с основами экологии человека.
В..А. Тутелян, Г. Г. Онищенко. Государственная политика здорового питания населения: задачи и пути реализации на региональном уровне: учебное пособие. – 2008. -257с.




Ход занятия
Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию 15 мин. Использование активных форм опроса с указанием цели:
-фронтальный опрос с целью определения уровня знаний
-индивидуальный опрос
4. Изложение нового материала (приложение №2)
Цель- сформировать умения применения приемов психологической само регуляции 40 мин
Словесный, (вербальный) метод обучения.
5. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 2мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: в форме заполнения индивидуальных карт
6. Самостоятельная работа студентов по (приложение №3)
Цель: сформировать умения применения приемов психологической само регуляции 10 мин. Выполнение студентами заданий в рабочей тетради.
Физкультминутка
(приложение №4)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 3 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Осмысление и систематизация полученных знаний
(приложение №5)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения 10 мин. Закрепление материала
7. Подведение итогов (приложение №6)
3 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
8. Задание на дом мин. Самостоятельная работа: Стр.120-138. Расчет обеспеченности своего рациона белками, жирами, углеводами, витаминами, минералами и энергией.
Всего 90 мин Приложение№1
Фронтальный опрос
Какие основные понятия определяют питание человека?
Что представляет собой любой пищевой продукт и какое значение имеют его составляющие?
Что входит в понятие рационального питания?
Как следует контролировать питание человека?
Какова роль отдельных компонентов пищи, характеризующих качественный состав питания, их роль и основные продукты-источники?
Приложение№2.
Состояние здоровья населения в значительной степени зависит от питания. По оценкам экспертов ВОЗ нарушение питания признано одной из ведущих причин основных неинфекционных заболеваний, таких как сердечно-сосудистые заболевания, диабет типа 2, некоторые формы злокачественных новообразований. Рациональным называют физиологически полноценное питание, обеспечивающее постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) и высокий уровень жизнедеятельности человека. Рациональное питание должно быть здоровым, т.е. способствовать предупреждению развития хронических неинфекционных заболеваний и сохранению здоровья и долголетия.
Основные требования к пищевому рациону: соответствие калорийности энерготратам организма; содержание всех необходимых пищевых веществ, минералов и витаминов в количествах и соотношениях, наиболее полезных для организма (сбалансированность питания); максимальное соответствие химической структуры пищи ферментным система пищеварения; правильный режим питания.
Характеристика рационального питания складывается из трех составных частей:
1) физиологические нормы питания;
2) нормы потребления продуктов питания;
3) режим питания.
Физиологические нормы - это научно обоснованные нормы питания, полностью покрывающие потребности организма человека в энергии и обеспечивающие его всеми необходимыми пищевыми веществами в достаточных количествах и в оптимальных (сбалансированных) соотношениях. Рекомендуемые нормы потребления пищевых веществ и энергии разрабатываются в каждой стране. При оценке питания в нашей стране следует руководствоваться «Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения», разработанными Институтом питания РАМН и утвержденными Министерством здравоохранения в 1991 г.
Физиологические нормы питания включают в себя количественную (калорийность рациона) и качественную характеристики (расшифровка структуры калорийности пищи, т.е. содержание в рационе белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов).
Калорийность, или энергетическая ценность питания, отражает количество энергии, получаемой человеком с пищей. Энергетическая ценность пищи выражается в килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДж). 1 ккал представляет такое количество тепла, которое необходимо для нагревания 1 л воды на 1? С с 15 до 16? С. 1 ккал = 4,18 кДж. Потребность человека в энергии должна соответствовать его суточным энерготратам, так как избыток потребления энергии неизбежно приводит к отложению жира, т.е. к ожирению. Уравнение, отражающее физический закон сохранения энергии применительно к питанию человека, имеет следующий вид: калорийность пищи - энерготраты = депо жира. Энергетический баланс (т.е. равновесное состояние между поступающей с пищей энергией и ее тратами в процессе поддержания оптимального гомеостаза) у детей характеризуется оптимальными показателями роста и развития, а у взрослых - стабильностью массы тела.
Суточные энерготраты в обычных условиях состоят из нерегулируемых и регулируемых трат. Нерегулируемые траты складываются из энергии, затрачиваемой на основной обмен, т.е. выполнение всех физиологических функций в полном покое и поддержание температуры тела («1700-1400 ккал в сутки соответственно для мужчин и женщин) и затрат энергии на прием, переваривание и усвоение
пищи (специфическое динамическое действие пищи - или пищевой термогенез). Пищевой термогенез - это повышение энерготрат в течение 1-4 ч после приема пищи, составляющее 10% от основного обмена, т.е. 170-140 ккал. Величина основного обмена (ВОО) зависит от массы тела, возраста, пола, физиологического состояния и других внешних и внутренних факторов. Мужчины имеют ВОО в среднем на 10% выше, чем женщины. С возрастом (пропорционально сокращению мышечной массы) ВОО уменьшается. Увеличение ВОО у взрослых людей на 5% наблюдается в условиях неблагоприятного климата при низких (<14? С) или высоких температурах воздуха (>37? С) и при некоторых патологиях (гипертиреозе), а также при состояниях, сопровождающихся лихорадкой, - повышение температуры тела на 1? С приводит к увеличению ВОО на 10-15%. Регулируемые траты - это расход энергии при выполнении различных видов работ. Они могут произвольно трансформироваться при изменении физической активности. С физиологических позиций 2/3 суточных затрат энергии должно приходиться на нерегулируемые траты, а 1/3 и более - на умственную и физическую работу. С гигиенических позиций именно различные виды деятельности человека являются определяющим фактором его энергетической потребности - от ее интенсивности зависит возможность обеспечения организма оптимальным по химическому составу питанием. Основными энергонесущими нутриентами являются белки, жиры и углеводы. Ориентировочные энерготраты при разных видах деятельности представлены в приложении 2.
Объективным физиологическим критерием, определяющим адекватное количество энергии для конкретных групп населения в соответствии с рекомендациями комитета экспертов ФАО/ВОЗ, является коэффициент физической активности (КФА) на определенный вид работы. Коэффициент физической активности - это соотношение энерготрат на выполнение определенного вида работ и величины основного обмена за единицу времени. КФА показывает, во сколько раз энерготраты организма на данный вид работы превышают величину основного обмена. Соотношение общих энерготрат на все виды деятельности и величины основного обмена отражает уровень физической активности человека в целом за сутки и используется для расчета суточных энерготрат человека.
Приложение №3
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

Приложение№4.
Тестовый контроль
Витамина «С» больше всего содержится:
а) в капусте;б) в моркови;в) в черной смородине;г) в шиповнике.
продукт, являющийся основным источником фосфора:
а) курага, урюк;б) горох, фасоль;в) рыба;г) печень говяжья, яйца.
Основная биологическая роль углеводов:
а) являются источником энергии;б) являются структурными элементами клеток и тканей;в) играют защитную роль;г) являются источником витаминов.
Основная, функциональная роль белков как питательных веществ:
а) энергетическая;б) пластическая;в) литическая;г) каталитическая.
Источником кальция в пище является:
а) творог;б) печень говяжья;в) картофель;г) изюм.
Основная биологическая роль жиров:
а) источник энергии;б) источник фосфатов и жирных кислот;в) источник жирорастворимых витаминов;г) источник витаминов группы «в».
Оптимальное распределение калорийности пищи в % (при 3 – х разовом питании):
а) 30–45–25;б) 15–50–35;в) 20–60–20;г) 25–50–25.
Продукты, являющиеся источниками железа:
а) творог;б) печень;в) рыба;г) изюм.
Продукт, содержащий полноценный белок:
а) квашеная капуста;б) гранат;в) сливочное масло;г) мясо.
Количество и качество питания зависит:
а) от возраста;б) пола;в) климатических условий;г) все перечисленное верно.
 
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
1. Г
2. В
3. А
4. Б
5. А
6. А
7. А
8. Б
9. Г
10. Г