Конспект урока физики в 8 классе Закон Ома для участка цепи







Конспект урока по физике

на тему

Закон Ома для участка цепи


Цели урока:

Образовательная:
Учащиеся должны усвоить, что:
- сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.
- сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению. Эта зависимость называется законом Ома и вычисляется по формуле 13 EMBED Equation.DSMT4 1415

Развивающая:
Учащиеся должны овладеть следующими видами деятельности:
-Устанавливать обратную пропорциональность между силой тока и сопротивлением
-Распознавать и воспроизводить ситуации, соответствующие этим фактам.

Воспитательная:
Учащиеся должны убедиться в том, что:
-Законы физики являются отражением тех связей, которые существуют в природе.
-Для объяснения многих явлений необходимо знать материал предыдущего занятия.

Тип урока: изучение нового материала.
Метод урока: Наглядно – словесный.
Оборудование: Мел, доска, амперметр, вольтметр, ключ, проводники (обладающими различными сопротивлениями), источник тока (аккумулятор), провод

План:
1. Организационный момент 2 мин.
2. Этап актуализации знаний 4 мин.
3. Мотивационный этап 3 мин.
4. Этап изучения нового материала 26 мин.
5. Этап применения нового знания 8 мин.
6. Домашнее задание 2 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, садитесь. (дежурный, отсутствующие)

2. Этап актуализации знаний

Учитель: На предыдущих занятиях мы рассмотрели три величины, с которыми мы имеем дело в любой электрической цепи, - это сила тока, напряжение и сопротивление. Давайте вспомним, что такое сила тока, напряжение и сопротивление?
Ученик: Сила тока – это физическая величина, равная отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения. Напряжение – это физическая величина, характеризующая действие электрического поля на заряженные частицы и показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единицы заряда на данном участке цепи. Сопротивление – это физическая величина, обладающая свойством проводника ограничивать силу тока в цепи.

3. Мотивационный этап

Учитель: А как связаны между собой эти величины?
Ученик: Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.
Учитель: Верно.
Учитель: А, зависит ли сила тока от сопротивления?
Ученик: Да.
Учитель: А, как зависит сила тока от сопротивления?
Ученик: ...

4. Этап изучения нового материала

Учитель: Запишите сегодняшнее число и тему урока: «Закон Ома для участка цепи». Давайте ответ на этот вопрос попробуем дать с помощью эксперимента. Мы с вами зависимость силы тока от напряжения нашли с помощью эксперимента. Давайте, используем почти такой же эксперимент, но вместо спирали будем использовать проводники с различными сопротивлениями. Вспомните, какие действия мы выполняли?
Ученик: Собрали электрическую цепь, изменяли напряжение, измеряли силу тока, то есть включали 1-й источник, замыкали ключ, измеряли значения амперметра и вольтметра, включали 2-й источник и также измеряли значения амперметра и вольтметра. Построили график.
Учитель: Верно. Давайте выясним, в нашем случае какую физическую величину надо изменять, а какую величину – измерять, а какую оставить постоянной?
Ученик: Изменять надо сопротивление, измерять силу тока в проводнике, а постоянной надо оставить напряжение.
Учитель: Верно. Каким образом можно изменить сопротивление?
Ученик: Будем включать в каждом случае разные проводники с различными сопротивлениями.
Учитель: Как будем измерять силу тока?
Ученик: Последовательно с проводником включим амперметр.
Учитель: Как будем измерять напряжение?
Ученик: Параллельно проводнику включим вольтметр.
Учитель: Мы с вами выяснили, какие приборы необходимо будет включить в установку. А как можно установить вид з
·ависимости между величинами?
Ученик: По данным измерений, можно построить график зависимости силы тока от сопротивления и по графику определить, как зависит сила тока от сопротивления.
Учитель: Итак, остается собрать схему. Для этого подберем необходимые приборы.
Учитель: Что возьмем в качестве источника тока?
Ученик: В качестве источника тока возьмем аккумулятор.
Учитель: Определим цену деления амперметра и вольтметра.
Ученик: Цена деления амперметра – 0,2А; вольтметра – 1,5В.
Учитель: Соединим все элементы электрической цепи проводами. Вы будете называть последовательность действий, а я буду выполнять.
Ученик: Сборку начнем с положительного полюса источника тока, соединим его с ключом, от ключа к проводнику, от него к «+» амперметра, от амперметра к « - » источника. В последнюю очередь соединим «+» вольтметра с концом проводника, соединенного с «+» источника, « - » вольтметра с другим концом проводника.
Учитель: Итак, цепь собрана. Теперь вместе составим программу проведения эксперимента.
Ученик:
включаем 1 проводник
замыкаем ключ
снимаем показания амперметра и вольтметра
размыкаем ключ, включаем 2
снимаем показания амперметра и вольтметра
Учитель: Чтобы фиксировать результаты, будем использовать таблицу. Начертите в тетрадях таблицу. Итак, внимание начинаем эксперимент.

Напряжение, U (В)
Сила тока, I (А)
Сопротивление, R(Ом)

1,8
1,8
1

1,8
0,54
2

Эксперимент окончен. Мы получили значения силы тока и сопротивления. Построим график зависимости по экспериментальным данным. Как это будем делать?
Ученик: Для этого построим систему координат. По оси абсцисс будем откладывать значения сопротивления в Омах, а по оси ординат – значения силы тока в амперах. Выберем масштаб: пусть наибольший отрезок по оси абсцисс соответствует 4Ом, разделим его на 4 части, оцифруем деления. Аналогично для оси ординат: наибольший отрезок – 2,5А, разделим на 5 частей, оцифруем деления. Изобразим экспериментальные точки на координатной плоскости – (1;1,8), (2;0,54). Соединим точки плавной линией.










Учитель: А теперь, что вы можете сказать, судя по графику, как зависит сила тока от сопротивления, когда напряжение постоянна?
Ученик: Во сколько раз увеличивается сила тока, во столько же раз уменьшается сопротивление.
Учитель: Тогда как же можно сформулировать ответ на наш вопрос?
Ученик: Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.
Учитель: Верно. Значит, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника и обратно пропорциональна сопротивлению проводника. Эта зависимость называется законом Ома по имени немецкого ученого Георга Ома, открывшего этот закон, и вычисляется по формуле 13 EMBED Equation.DSMT4 1415.
5. Этап применения нового знания
Учитель: А теперь рассмотрим задачу.
Какое напряжение надо создать на концах проводника сопротивлением 20Ом, чтобы в нем возникла сила тока 2А?
Дано: Решение.
13 EMBED Equation.DSMT4 1415=20Ом Так как сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению
13 EMBED Equation.DSMT4 1415=2A на концах проводника и обратно пропорциональна на его сопротивлению,
13 EMBED Equation.DSMT4 1415-? то 13 EMBED Equation.DSMT4 1415. Выражая напряжение, получим: 13 EMBED Equation.DSMT4 1415. Значит 13 EMBED Equation.DSMT4 1415=2А*20Ом=40В.
Ответ: 13 EMBED Equation.DSMT4 1415=40В

6. Домашнее задание
Учитель: Запишите домашнее задание §44, упр.19, стр.102 ответить на вопросы.