Презентация на тему Борис Пастернак-одна из самых заметных фигур в советской поэзии

Борис Пастернак - одна из самых
заметных фигур в советской поэзии


Жизнь ведь это только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им даренье.
Б.Пастернак

(1890 - 1960)
Борис Пастернак родился в Москве, в Оружейном переулке, в семье академика живописи Леонида Иосифовича Пастернака. Отец был автором известных иллюстраций к первому изданию романа «Воскресение» Льва Толстого и Розалии Исидоровна Пастернак, в девичестве Кауфман, которая до свадьбы была профессором Одесского отделения Императорского российского музыкального общества и талантливой пианисткой.








В детском возрасте Пастернак хорошо рисовал, позже, под влиянием композитора Скрябина, писал музыку и закончил курс консерватории.
О роли музыки в своей жизни, особенно Скрябина, с которым семья дружила в юношеские годы, Пастернак писал: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней - Скрябина ... Жизнь вне музыки я не представлял»

* * *
Так ночью, при свечах, взамен
Былой наивности, нехитрой,
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
При адском грохоте и треске
До слез Чайковский потрясал
Судьбой Паола и Франчески.

В доме Пастернаков часто устраивались небольшие домашние концерты, участие в которых принимали Скрябин и Рахманинов.
Писать музыку Борис Пастернак начал с 13 лет. Музыкальные произведения заслуживали
внимания со стороны его кумира Скрябина. Более того, композиторство героя «Музыки» очень умело уподоблено творчеству таких гигантов, как Шопен, Вагнер и Чайковский. Шопен постоянно присутствует в стихах и статьях Пастернака.
* * *
В стихи б внес дыхание роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раската
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
После окончания философского отделения Московского университета в 1913 году получил степень кандидата философии.
Литературный дебют Бориса Пастернака необычный. Стихи и прозу он начал писать только в 19 лет. Пастернак вступал в поэзию в составе футуристической группы «Центрифуга».
Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году в альманахе «Лирика». В самом начале своей деятельности поэт присоединился к течению символистов, но вскоре, после знакомства с Маяковским, стал сторонником футуристов.
* * *
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез
Борис Пастернак занимает почетное место в русской поэзии. Еще в детстве и раннем юношестве незабываемое влияние на него оказали поэты Рильке, Лев Толстой.


* * *
Звезда упала. На устах у всех
За нею вслед желанье просияло:
Что истекло и что нашло начало?
Кто провинился? Чей искуплен грех?
Р.Рильке

Революцию поэт встретил уже полностью сложившимся мастером. Летом 1917 года написана книга стихов «Сестра моя - жизнь», в которой открылась не самая важная черта поэзии Пастернака - ее неделимое слияние с миром природы, с жизнью в целом.

* * *
Пространство спит, влюбленное
в пространство,
И город грезит по уши в воде,
И море просьб, забывшихся и страстных,
Спросонья плещет неизвестно где.

Наиболее важными для духовного становления будущего поэта стали три события: привлечения к христианству, увлечение музыкой и философией. В доме постоянно царила музыка и красота. За пределами маленького, по тем временам, помещения рядом царил городской быт бульваров, каретных учреждений, извозчиков, нищих, странников, прохожих.
Он был по сути воспитанный Москвой, ее бытом - бытом московской интеллигенции. Москва была интеллектуально и политически связана со всей кипящей и мятежной Россией.









В начале 20-х годов Б. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в литературе. Атмосфера революционных изменений входила в поэзию Пастернака, что было выражено в возвыщенности поэтического тонуса. Поэт пытался найти особую форму, «лица» сдвинутые и смешанные, а субъективность выходит не только от рассказа, но и от самого мира: «Мирозданье лишь страсти разряды, Человеческим сердцем накопленной».
В 1920-е годы Пастернак примкнул к литературному объединению «Леф», к которому принадлежали Маяковский, С. Третьяков, А.Брик и др. В этот период Пастернак работал над романом в стихах «Спекторский», над «Высокой болезнью», над революционными поэмами «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В них Пастернак показал панораму событий первой росийской революции.
* * *
Вдруг, как снег на голову, гул
Толпы, как залп, стегнул
Трехверстовой гранит
И откатился с плит
Ура – ударом в борт, в штурвал


Весной 1914 состоялась встреча Пастернака с Маяковским, который произвел на него огромное впечатление. Увидев в нем первого поэта и настоящего вожака футуризма, Пастернак начал исключать из своего творчества элементы романтического мировосприятия. Поэт решительно искал самостоятельный путь в литературе.
* * *
Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель –
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель,

Что дни – кузнечные мехи
И что растекся полосой
От ели к ели, от ольхи
К ольхе, железный и косой


Первая мировая война принесла много изменений ... Пастернак воспринял войну как национальную катастрофу - иначе и не мог. Но все же потрясений от войны не было - она шла в стороне. Пастернака больше интересовали литературные баталии, новые стихи и новые знакомства.
Он едет на Урал. Его захватывает красота Урала. Край лесов, гор и больших рек был в его представлении местом жизненной эпопеи, которая требовала его написания. В конце 1916 года вышла в свет его книга стихов «Поверх барьеров».
* * *
Сережек аметистовых
И шишек из сапфира
Нельзя и было выставить,
Из-под земли не вырыв.
Чтоб горы очаровывать
В лиловых мочках яра,
Их вынули из нового
Уральского футляра.

Только в 1917 году на Урал, с опозданием на две недели, пришли газеты с известием о революции. Он едет в Москву. Он понимает, что во время революционных волнений лирика отступает на задний план. Пастернак обращается к историческому эпосу, желая найти в нем моральные основания для творчества. Позже эта работа заканчивается очерком «Люди и положение», в котором Пастернак выражает основные мысли о художественном своеобразии поэзии. Новая лирика решает вопрос об обязанности поэта.
* * *
Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.

Тридцатые годы ... Застрелился Маяковский, а в конце года разрушена семья Пастернака. Весной 1934 арестован поэт О.Мандельштам. Для всей России эти годы стали тяжелым испытанием - на прочность, на честность, на способность рассуждать.
В 30-е годы начались отказа - сначала было отказано в квартире (родительской) - приходилось ютиться в одной комнате с женой и сыном; затем было отказано в выезде за границу к родителям. Особым потрясением был арест и расстрел друга - поэта Владимира Силова. К сожалению, это было увертюрой к событиям, которые захлестнут Россию в 1937 году.
Надежды на долгожданное обновление общества оказались напрасными - расстрелян в застенках НКВД муж Цветаевой, дочь оказалась в лагере. В 1939 году пришла страшная весть об аресте Мейерхольда и следом - об убийстве его жены З. Райх.









Наступили времена Великой Отечественной войны. В это время Пастернак жил и работал под Москвой. Много времени посвятил переводческой деятельности: поэт сделал классические переводы многих произведений Уильяма Шекспира - «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» и др. Он блестяще перевел «Фауста» Гёте.
Стихи поэта в этот период приобретают особую ясность, реалистичность (цикл стихов «На ранних поездах» 1941):
* * *
Я под Москвою эту зиму,
Но в стужу, снег и буревал
Всегда, когда необходимо,
По делу в городе бывал.
Я выходил в такое время,
Когда на улице ни зги,
И рассыпал лесною темью
Свои скрипучие шаги.





Пастернак вместе с другими писателями участвует в спасении Москвы - дежурит во время фашистских нападений, гасит «зажигалки». Наконец, начинает писать новый цикл стихов - «Стихи о войне»:
* * *
Все переменится вокруг,
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Во веки не простится.

Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.
Летом 1943 года Пастернак с группой писателей едет на фронт, под Орел. Этот период времени отражен в его стихах «Смелость», «Смерть сапера», «Разведчики», «Победитель», «Одесса», «Зарево».

* * *
Нас время балует победами,
И вещи каждую минуту
Все сказочнее и неведомей
В зеленом зареве салюта


Запоминаются строки из стихотворения «Весна»:
* * *
Иначе думается, пишется,
И громкою октавой в хоре
Земной могучий голос слышится
Освобожденных территорий
Зима 1945 - 1946 годов стала для Пастернака судьбоносной. Писатель начал работу над романом «Доктор Живаго», который станет роковым в его жизни. В это время он знакомится с сотрудницей журнала «Новый мир» Ольгой Всеволодовной Ивинской, которая стала последней любовью поэта и прототипом образа Лары в «Докторе Живаго». В одном из писем он с восторгом говорит о своей возлюбленной: «Она и есть Лара моего произведения, которое я в это время начал писать ... Она - олицетворение жизнерадостности и самопожертвования ...»
Именно ей Борис Пастернак посвятил стихотворение «Зимняя ночь», которое написано под влиянием встречи-свидания поэта с А. Ивинской на его даче под Москвой. Уже тогда они поняли, что не могут друг без друга.
* * *
Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле, Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.
Эта ее драматическая судьба была отражена в романе, и, в свою очередь, драматическая судьба романа нашла отражение в ее собственной судьбе. Ольга была арестована. Сталин оставил на свободе Пастернака, но нанес ему предательский удар арестом его возлюбленной.
В начале 1949 Ивинскую увезли на Лубянку будто за то, что она хотела устроить Пастернаку побег за границу и уехать вместе с ним. В тюрьме ее пытали, не обращая внимания на то, что она ждала ребенка, которого потом потеряла. Страданием горячо влюбленных людей не было конца:
Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему, - писал Пастернак.
Всемирная известность внезапно пришла к Борису Пастернаку в конце его долгого и подвижнического пути. Она связана с романном «Доктор Живаго», судьба героя слилась с трагической судьбой автора и стала ярким символом.
Судьба романа оказалась не менее трагичной. «Доктор Живаго» был завершен конце 1955 г. и отправлен в редакцию журнала «Новый мир». Роман был отклонен из-за идейных рассуждений, потому что советские идеологи увидели в нем искаженное изображение революции. «Дух Вашего романа - дух неприятия социалистической революции. Пафос Вашего романа - пафос утверждения, что Октябрьская революция, гражданская война и связанные с ними последние социальные изменения не принесли народу ничего, кроме страданий, а русскую интеллигенцию уничтожили или физически, или морально ... »- это письмо от редакции подписано Б. Агаповым, Б. Лавреневым, К. Фединым, К. Симоновым.
Рукопись романа попала в Италию, где и был напечатан на итальянском и русском языках. Публикация романа стала дополнительным основанием для решения Нобелевского комитета о присуждении Пастернаку премии 1958 «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Началось травля писателя.
Нобелевский лауреат был исключен из Союза писателей. Под угрозой принудительного высылки из СССР, в заботах о счастье и самой жизни близких ему людей, Пастернак отказался от Нобелевской премии.
В газетах начали «шельмовать» Пастернака. Свои мысли и чувства он выразил в стихотворении «Нобелевская премия», которое было написано в январе 1959 г.
* * *
Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони. Мне наружу ходу нет,
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость, Я, убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Роман Пастернака «Доктор Живаго» многократно переиздавался за рубежом. У нас он впервые был напечатан в 1988 году.
Умер Борис Леонидович Пастернак 30 мая 1960. Под Москвой сейчас работает дом-музей писателя.

Fryderyk Chopin_11