Картины жизни капиталистического города, нищеты и бесправия столичных низов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

IX республиканская научно- практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого





Направление «Ф.М. Достоевский – писатель и мыслитель»





Тема:

Картины жизни капиталистического города, нищеты и бесправия столичных низов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»












Работу выполнила: Джаметова Индира,
ученица 10 класса гимназии №1
г. Агрыз Агрызского
муниципального района РТ


Учитель: Даутова Резида Радиковна




2011


План

Раннее пробуждение чувства справедливости и непримиримости к злу

II. «Зловещие признаки жуткой болезни»:

1. Проблема «трезвости» в романе
2. Падение нравственности
3. «Психологический отчёт одного преступления»

III. Ощущение социального трагизма



























В 2011 году исполняется 145 лет со времени публикации романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Роман написан очень давно, но, к сожалению, проблемы, поднятые автором этого произведения, очень актуальны и в наши дни. Количество совершаемых преступлений не снижается, проблемы алкоголизма и проституции в стране до сих пор не решены. Половина населения страны продолжает жить за чертой бедности, а нищета провоцирует рост преступности, как и во времена Достоевского. Видимо, по этой причине при чтении данного романа в классе не осталось ни одного равнодушного человека. Мы искали ответы на вопросы, которые волнуют каждого неравнодушного человека, и понимали, что не всегда всё зависит только от самого человека. Когда человека загоняют в угол, когда он не чувствует себя нужным государству, вынужден ежедневно, ежечасно думать о куске хлеба, тогда он превращается в животное, способное убивать, топить свои беды в пьяном угаре Эти же вопросы волновали и Ф.М. Достоевского.

Раннее пробуждение чувства справедливости и непримиримости к злу


11 ноября 1821 года в семье врача М.А.Достоевского родился второй сын, Фёдор, которому суждено было стать великим русским писателем.
Отец был человеком нелюдимым, раздражительным и вспыльчивым. Семью свою он держал в строгости и придирчиво следил за поведением каждого из её членов. Мать писателя Мария Фёдоровна, урождённая Нечаева, мало проходила на своего сурового мужа, обладала жизнерадостным характером, была хорошо образованна: любила поэзию, много читала, хорошо играла на гитаре и пела. К матери своей Фёдор Михайлович относился с необычайной нежностью и любовью и всегда вспоминал о ней с чувством благоговения. Семья Достоевских вела замкнутый образ жизни. Атмосфера в доме царила довольно тягостная. Ещё в раннем возрасте будущий писатель почувствовал деспотический характер своего отца и позднее не любил говорить о нём. Жизнь рано показала ему свои тёмные стороны. Рано стал он всматриваться в окружающих его людей, задумываясь над их судьбами и взаимоотношениями. Мальчика часто можно было видеть среди больных, гулявших в саду. Его тянуло к этим бледным, печальным, измученными недугами людям. Иногда он вступал с ними в разговор, хотя это строжайше запрещалось родителями. Ему хотелось понять их, узнать, как они живут. Немало и других печальных картин мог наблюдать маленький Достоевский. Ведь вокруг жили люди преимущественно бедные, неимущие, вечно озабоченные поисками хлеба насущного. Детские наблюдения и впечатления не прошли бесследно для будущего писателя. В нём рано пробудилось чувство справедливости и непримиримости к злу.
Первые литературные впечатления будущего писателя были весьма разнообразны. Его отец понимал значение образования и ценил книги. Часто по вечерам в доме Достоевских устраивались семейные чтения. Любовь к Пушкину Достоевский пронёс через всю свою жизнь, перед его гением всегда преклонялся, считая великого поэта идеальным во всех отношениях художником. Гибель Пушкина была воспринята им как величайшее горе. В эти же годы он открыл для себя Гоголя, которого не только любил читать, но и объяснять другим его величие и глубину. Именно Гоголю Достоевский был обязан тем обострённым вниманием, с каким он стал вглядываться в окружающую жизнь, видеть в ней трагизм повседневной жизни. И уже тогда у него возникла мысль превзойти своего гениального предшественника более глубоким проникновением в тайны человеческой психологии. Своими мыслями о литературе, о своих духовных исканиях и творческих планах Достоевский постоянно делился с братом. В одном из писем он говорил : «Учиться, что значит человек и жизнь, - в этом довольно успеваю я; учить характеры могу из писателей, с которыми лучшая часть жизни моей протекает свободно и радостно Я в себе уверен. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Начиная с 1831 года, летние месяцы семья Достоевских проводила в сельце Даровое Тульской губернии, которое приобрёл отец писателя. Жизнь в деревне, по словам самого Достоевского, произвела на него «глубокое и сильное впечатление». Здесь он впервые увидел, как живут крепостные крестьяне, и проникся уважением и любовью к народу. Глубоко потрясло молодого Достоевского известие о смерти отца. Обстоятельства его гибели до сих пор в достаточной степени не выяснены. Однако, по слухам, он был убит своими собственными крестьянами. В этом был убеждён и Федор Михайлович. Именно тогда, по свидетельству современников, с ним случился первый припадок тяжёлой болезни – эпилепсии, которой он страдал до конца своих дней. В 1843 году Достоевский окончил училище и был зачислен на службу в Инженерный департамент, но через год вышел в отставку. Началась жизнь литератора-труженика, жизнь, полная лишений и неуверенности в завтрашнем дне.


«Зловещие признаки жуткой болезни»

Живя в Петербурге, Достоевский внимательно всматривался в окружающую его действительность. Столица николаевской империи предстала перед ним со всеми своими контрастами и кричащими противоречиями. Многое ему показалось страшным и непонятным. « Петербург, не знаю почему, - писал он, - для меня всегда казался какою-то тайною». И в эту тайну ему хотелось проникнуть, понять, как и чем живут жители громадного города, и в первую очередь обитатели нищих кварталов. Всё чаще задумывается Достоевский над участью бедных и обездоленных людей, и у него возникает страстное желание рассказать об их жизни.
«Преступление и наказание» - одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого по сей день ведутся споры. «Преступление и наказание» - роман во всех отношениях необычный. Это проблемный, «идеологический» роман, подобного которому раньше не было ни в русской, ни в мировой литературе. Достоевский попытался решить в нём множество проблем: от социальных и нравственных до философских. «Решить все вопросы в этом романе» - вот такую задачу поставил пред собой писатель. В «Преступлении и наказании» отразились сложнейшие вопросы общественной жизни России в период кризиса самодержавно-помещичьей системы и бурного развития капиталистических отношений. Поисками ответа на «жгучие вопросы жизни» пронизано произведение Достоевского. В нём звучат раздумья писателя о социальной несправедливости, о судьбах России и русского народа, делаются попытки решить такие кардинальные проблемы времени, как добро и зло в социальном мире, вера и безверие, страдание и протест, соотношение личности и общества. В самом романе мы находим множество указаний на те факты из окружающей жизни, которые воспринимались Достоевским как зловещие признаки жуткой болезни, охватившей все слои общества, после того как, по словам Л.Н.Толстого, «всё в России переворотилось». Вместе с социально-экономической основой старого феодально-крепостнического строя стали быстро разрушаться и все его нравственные устои. С ужасом Достоевский убеждался, что на Россию надвигается капитализм – «бес национального богатства», несущий вражду, хаос, Лужиных и Свидригайловых. «Треснули основы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли и стёрлись определения и границы добра и зла Разложение – главная видимая мысль романа»,- писал Достоевский в черновых тетрадях в предисловии к своему предпоследнему роману «Подросток». Эти слова можно с полным правом отнести и к «Преступлению и наказанию».
Падение нравственности, рост преступности составляют основной мотив «Преступления и наказания», к которому писатель возвращается вновь и вновь, делая тревожащие его вопросы предметом раздумий всех своих героев. Стремясь придать произведению характер животрепещущей современности, Достоевский развёртывает своё замысел на фоне главных идей, запросов и фактов своего времени, создающих в сознании читателя живое впечатление текущего дня. С начала 60-х годов XIX века процесс капиталистического накопления не только сильно ускоряется, но и принимает особенно паразитические, хищнические формы. Обостряется социальная дифференциация, становятся разительными контрасты бедности и богатства, возникают невиданные ранее картины человеческих бедствий и человеческого падения. Неизбежным спутником социально-экономических перемен оказывается рост преступности, проституции, пьянства. Вопрос о падении «общественной нравственности» и мерах борьбы с ним всё чаще дебатируется на страницах газет и журналов, поднимается в художественной литературе.

Проблема «трезвости» приобретает в начале 1860-х годов общегосударственное значение. В апреле 1865 года в Петербурге была учреждена комиссия для пересмотра правил о торговле крепкими напитками в целях ограничения их «излишнего употребления в народе». Предполагалось, что при новом порядке продажи спиртных напитков государство получит больше возможностей бороться с пьянством. Однако надежды эти не оправдались, и питейные заведения, как грибы, стали расти по всей России, широко распространяя пьянство. Безуспешная попытка бороться с пьянством вызвала целый ряд откликов в русской периодической печати, из которых наиболее заметным явилась статья критика-демократа Н.Шелгунова «Пьянство как общественное явление». «Вечные винные пары, днём какие-то сумерки, вечером мерцание сального огарка в тумане винной и табачной атмосферы, - рисовал Н.Шелгунов типичную картину кабака, - крики и ругань, расстроенное пиликание пьяного скрипача, растрёпанные полупьяные женщины – всё это в целом едва ли может служить школой хорошего тона и великосветских манер». Сравнивая с этим описанием Н.Шелгунова описание трактира, в котором Мармеладов рассказывает Раскольникову историю своей жизни, В.И.Этов пишет о том, что Достоевский точно передаёт общую атмосферу русского кабака,, который, по словам Н.Шелгунова, «похож действительно на источник разврата, чумы и всех семи смертных грехов»: В краткой истории второстепенного персонажа Достоевский сумел показать то многое множество «гнетущих оскорблений жизни», которые, по словам того же Н.Шелгунова, «заставляют русского человека искать искусственное облегчение в кабаке». «Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошёл? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слёз, и вкусил, и обрёл», - эти слова Мармеладова, оправданные всей его страшной судьбой, сказаны писателем-гуманистом в защиту всех тех сотен тысяч несчастных и обездоленных русских людей, удел которых – холод, голод, грязь домашней жизни, а единственное прибежище – кабак с его сивухой и солёным огурцом». «Пьянство, - писала в 1865 году петербургская газета «Голос», - в последнее время приняло такие ужасающие размеры, что невольно заставило призадуматься над этим общественным несчастьем» Уже в первом журнале братьев Достоевских «Время» (журнал начал издаваться с 1861 года под руководством Михаила и Фёдора Достоевских) отмечалась самая драматическая сторона вопроса о пьянстве – судьба детей в семьях алкоголиков. Трагическая судьба Мармеладова и его семьи сыграла решающую роль в окончательном созревании преступного замысла Раскольникова, трагическая судьба сотен и тысяч Мармеладовых ежедневно питала «бунт» Раскольникова. С самого начала творческого пути Достоевского волновала, по собственному признанию, судьба «девяти десятых человечества», нравственно растоптанных и социально обездоленных в условиях современного ему антагонистического общества. Как справедливо писал Л.П.Гроссман, «Преступление и наказание» прежде всего – «роман большого города XIX века. Широко развёрнутый фон капиталистической столицы предопределяет здесь характер конфликтов и драм. Распивочные, трактиры, дома терпимости, трущобные гостиницы, полицейские конторы, мансарды студентов и квартиры ростовщиц, улицы и закоулки, дворы и задворки, Сенная и «канава» - всё это как бы порождает собой преступный замысел Раскольникова и намечает этапы его сложной внутренней борьбы.
В «Преступлении и наказании» внутренняя драма своеобразным приёмом вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие всё время перебрасывается из узких и низких комнат в шум столичных кварталов. На улице приносит себя в жертву Соня, здесь падает замертво Мармеладов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой застреливается Свидригайлов, на Сенной площади кается всенародно Раскольников. Многоэтажные дома, узкие переулки, пыльные скверы и горбатые мосты – вся сложная конструкция большого города середины столетия вырастает тяжеловесной и неумолимой громадой над мечтателем о безграничных правах и возможностях одинокого интеллекта. С щедростью и всеобъемлющим размахом «Человеческой комедии» Достоевский в границах одного романа развернул исключительное богатство социальных характеров и показал сверху донизу целое общество в его чиновниках, помещиках, студентах, ростовщиках, стряпчих, следователях, мещанах, ремесленниках, священниках, кабатчиках, сводницах, полицейских и каторжниках. Это – целый мир сословных и профессиональных типов, закономерно включенный в историю одного идеологического убийства».

Рост социального неравенства, распад семьи, пьянство, увеличение преступности, проституции и многие другие явления пореформенной действительности широко обсуждались в середине 1860-х годов, когда Достоевский работал над романом, на страницах русских газет и журналов. Например, «Голос» писал 18 марта 1866 года: «Бедность с каждым днём развивается, особенно в чиновничьей среде. Бедных этого класса не может удовлетворить ни «человеколюбивое общество», несмотря на его огромные средства, ни богадельни, ни детские приюты. Редкий день проходит без того, чтобы кто-нибудь не обратился, например, в редакцию «Голоса» с просьбой о заявлении бедственного положения то отставного офицера или чиновника, обременённого семейством и получающего 100 или 150 руб. в год пенсии, то вдовы чиновника или офицера с тремя или четырьмя детьми, получающими ещё меньше, то жёны, брошенной мужем, с таким же числом детей без всяких средств». Эта правда жизни нашла широкое отражение в романе в судьбах двух семейств – Мармеладовых и Раскольниковых. Бедствия и страдания городских низов в 60-е годы, развитие капитализма, ставившее одних в положение «тварей дрожащих», других – в положение «властелинов», Наполеонов, которым «всё позволено», и получили своеобразное отражение в романе Достоевского, определили его проблематику. Впервые в русской литературе Достоевский широко и глубоко поставил вопрос о страшном порождении капиталистического города – о проституции. Тема проституции была одной из самых злободневных в современной Достоевскому публицистике. Например, в 1862 году в журнале братьев Достоевских «Время» появились статьи М.Родевича и П.Сокальского по поводу книги Э.А.Штейнгеля «Мысли об устройстве убежища или общества для обращающихся с пути заблуждения женщин в России». Публицисты утверждали, что бедность и нищета были главными причинами «падения» женщины: «Что нищета, следствие нищеты – малосоз-нательность, малоразвитие, невежество - суть главнейшие причины нашего общественного разврата, - писал М.Родевич, - об этом ясно говорит его промышленный характер. Нередко даже мать продаёт в разврат свою дочь из-за гнетущей бедности.» « Вот почему нельзя осуждать и отвергать за их печальное ремесло всех этих дочерей «многосемейных либо отставных чиновников, промотавшихся богачей, - делает вывод М.Родевич, - вообще женщин, которым нечего есть, которых иссушила нужда, исколола иголка, доставляющая за кропотливую работу жалкое копеечное содержание».

Пьянство, проституция – способы самоубийства личности, но ежедневно убивая себя, человек приходит к мысли и об убийстве себе подобных.Как отмечал Достоевский, его новый роман – это «психологический отчёт одного преступления». Речь идёт о молодом человеке, которого исключили из студентов университета, о мещанине по происхождению, живущем в крайней бедности, по легкомыслию поддавшемся некоторым странным идеям, которые носятся в воздухе, решившем разом выйти из скверного положения. Он решился убить старуху, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. Раскольников решает убить её, обобрать, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний хозяина, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству» - чем уже «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живёт на свете, и которая через месяц, может быть, померла бы. Несмотря на то, что подобные преступления ужасно трудно совершаются, т.е. почти всегда до грубости выставляют наружу концы, улики и страшно много оставляют на долю случая, который всегда почти выдаёт виновного, ему – совершенно случайным образом – удаётся совершить своё предприятие и скоро, и удачно. Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы. Тут-то и развёртывается весь «психологический процесс преступления». Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё, убили убеждения, даже без сопротивления. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить своё дело. В романе есть намёк на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, потому, что он и сам его нравственно требует. Рост нищеты городских низов в пореформенной России вёл к систематическому увеличению преступности. Уголовная хроника на страницах петербургских газет ежедневно пестрела сообщениями о новых преступлениях из-за бедности и нищеты. В письме к Каткову Достоевский сам писал о том, что в основу рассказа о преступлении Раскольникова легли художественно претворённые им на страницах романа факты, извлеченные из уголовной хроники. Например, Достоевский, по всей вероятности, обратил внимание на процесс Герасима Чистова, происходивший в Москве в августе 1865 года, и процесс этот мог дать толчок его художественному воображению на первой стадии разработки «Преступления и наказания». Купеческий сын Герасим Чистов, 27 лет, раскольник по вероисповеданию, обвинялся в предумышленном убийстве в Москве в январе 1865 года двух старух – кухарки и прачки – с целью ограбления их хозяйки. Преступление было совершено между 7 и 9 часами вечера. Убитые были найдены в разных комнатах, в лужах крови. В квартире были разбросаны вещи, вынутые из железного сундука, откуда были похищены деньги, серебряные и золотые вещи. Как сообщали петербургские газеты, старухи были убиты порознь, в разных комнатах, без сопротивления с их стороны одним и тем же орудием – посредством нанесения многих ран, по-видимому, топором. В «Преступлении и наказании» студент в бильярдной, как бы «подогревая» замысел Раскольникова, переводит проблему денег и капитала в новый план – права на обладание деньгами для справедливого распределения народного богатства: «Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь! Сотни, тысячи существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасённых от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и всё это на её деньги».


Ощущение социального трагизма

Рисуя в «Преступлении и наказании» картины жизни капиталистического города, нищеты и бесправия столичных низов, Достоевский во многом опирался на очерковый материал, разрабатываемый беллетристами-демократами 60-х годов в их очерках и рассказах из жизни столичной бедноты. Однако, как правильно отметил Г.М.Фридлендер, «внимание многочисленных в 60-е годы авторов рассказов и очерков из жизни деклассированного Петербурга привлекали, в отличие от автора «Преступления и наказания», по преимуществу не сложные характеры и явления, а напротив – максимально простые и вместе с тем предельно типические и выразительные в этой своей будничной простоте факты повседневной жизни Петербурга. Достоевский же в «Преступлении и наказании», так же, как и во всех других своих произведениях, анализ элементарных, простейших, повседневных явлений и фактов «текущей» действительности стремился слить воедино с анализом её наиболее сложных, наиболее трудно поддающихся художественному анализу, «фантастических» характеров и явлений. Достоевский остро сознавал, что повседневная, будничная жизнь буржуазного города не только рождает материальную нищету и бесправие, но и вызывает к жизни, в качестве их необходимого духовного дополнения, в мозгу людей различного рода фантастические «идеи» и идеологические иллюзии, не менее гнетущие, давящие и кошмарные, чем внешняя сторона жизни столицы. Внимание Достоевского – художника и мыслителя – к этой, более сложной, «фантастической» стороне жизни большого города позволило ему соединить в «Преступлении и наказании» и последующих романах скупые и точные картины повседневной, «прозаической», будничной действительности с таким глубоким ощущением её социального трагизма, такой философской масштабностью образов и силой проникновения в «глубины души человеческой», какие не были возможны в очерковых или полуочерковых жанрах литературы 60-х годов, ставивших перед собой иные, более скромные художественные и общественные задачи. Отмечая юбилей книги, перечитывая роман вновь и вновь, мы должны понять, что никто и ничто нас не спасёт от саморазрушения, кроме нашей совести.



















Использованная литература:



Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Белов С. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Комментарии. М., Просвещение, 1985

Гроссман Л. Достоевский. М.,1965

Саруханян Е. Достоевский в Петербурге. Л.,1972

Фридлендер Г. Реализм Достоевского. М.-Л.,1964

Якушин Н. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. М., Детская литература,1993















15