Конспект интегрированной НОД с элементами русского фольклора во второй младшей группе
Воспитание интереса к русской
национальной культуре череззнакомство с русским народным бытом.
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Однако дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так, как представлял сам, и настолько, насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей систему игр, упражнений и экскурсий.
Цель моей работы в этом направлении: воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.
Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу .В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русской народной избой. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини-музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фото-сессии, подготовленные родителями), который используем в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре. Также знакомим детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивали колядки, русские народные песни, заклички. Ежегодно проводится в ДОУ праздник Масленицы, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.
На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др.; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни…».
В работе используем современные развивающие программы и технологии: «Детство» Т.И. Бабаевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева; «Система патриотического воспитания в ДОУ» Александрова Е.Ю.
Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; серия занятий, способствующих приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформлены картотеки русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни); разработаны консультации для родителей: «Роль народного-прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные праздники», «Масленица», «Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического воспитания»; рекомендации для родителей: «Фантазия в сказке», «Воспитание нравственно-патриотических чувств», «Семейный музей» и др.
Конспект интегрированной НОД с элементами русского фольклора во второй младшей группе:
«В гостях у бабушки Веры».
НОД подготовила:
Генкузина Ю.Н. воспитатель
ЦЕЛЬ. Приобщение детей к русскому народному фольклору. Знакомство со словами: изба, горница, чугунок, ухват, самовар. Побуждать детей к обыгрыванию сюжета, закреплять песенки, потешки. С помощью малых фольклорных форм развивать мышление, внимание. Продолжать знакомить детей с элементами русского народного быта, воспитывать любовь к Родине.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы с детьми о жизни в деревне, о быте, предметах домашнего обихода, разучивание песенок, потешек, игр.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: чугунок, ухват, музык инструменты (ложки деревян.)., кошка, петушок, забор, печка, самовар, испеченные оладушки.ИНТЕГРАЦИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети с воспитателем, заходят в группу под русскую народную музыку. Здороваются с гостями.
Воспитатель. "Ребята, кто из вас был в деревне? Бывал в деревенской избе? Сегодня мы отправимся в гости к бабушке Вере. Заглянем к ней в горницу-так называется комната в русской избе. Поиграем вместе с ней. А вы любите ходить в гости? Тогда пойдемте". (Стучат в дверь).
Б. Вера "Иду, иду, дверь отопру. Ведь я гостей жду.
Скок-поскок,
Сколочу мосток
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.
Здравствуйте гости дорогие, здравствуйте гости любимые. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут бабушка Вера. А вас как зовут? ".
Дети по очереди называют свои имена.
Б. Вера "Проходите ребята в мою горницу. Буду с вами в игры играть, оладушками угощать. Есть у меня печка-матушка. Она всем в доме правит: и накормит и обогреет. Если голоден, щами угостит или кашей".
Знакомство детей с ухватом и чугунком. Чугунок стоит в печке. В нем варится каша. Ухватом достаю чугунок и знакомлю детей.
Б. Вера "В печке можно еще испечь вкусные оладушки. А вы поможете их испечь? ".
Ответы детей. "Да, поможем".
Чтение потешки "Ладушки-оладушки" вместе с детьми. Ладушки-ладушки,
Пекла бабка оладушки,, .(имитируют действия)
Б. Вера "Я вас обязательно угощу оладушками. Попьем чай из самовара. Он сам воду кипятит. У него есть ручки и носик, из него течет вода. А пока печь печет оладушки, а самовар кипятит воду я вас со своей кошкой- Муркой познакомлю. А вы её на улице не видели? Мурка, Мурка? (слышится мяуканье). Да, вот же она! (игр. кошка сидит под забором). Давайте спросим, где она была? ".
Чтение потешки "Кисонька-Мурысынька".
Ребенок в роли кошки, остальные дети задают вопросы (хором).
Б. Вера "Мурка, ты наверное замерзла, иди на печь погрейся".
Кошку сажаем на печь.
Б. Вера "А у меня есть волшебный платочек (вытаскивает его из рукава, у кого он в руках останется, тот и в пляс пойдет.Игра "Голубой платочек".
"Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой. (2-3 раза)
За дверью раздается кукареканье.
Б. Вера "Ребята, а кто это так кричит? ".
Ответы детей. "Петушок".
Б. Вера заносит Петушка и здоровается.
Б. Вера "Послушай Петушок, это ты наверно раньше всех встаешь, моим деткам спать не даешь? Ребята, давайте споем Петушку песенку: "Петушок-петушок".
Ребенок с петушком встает в круг, а дети вокруг него водят хоровод и исполняют песенку.
Б. Вера "Понравилась Петушок песенка наша? Обещай нам громко не петь, и ребят не будить. Садись на забор и смотри, как мы с ребятами дальше будем играть.
Б. Вера «Ребята, посмотрите, что у меня есть! Это деревянные ложки. А что делают ложками? Ответы детей.
-Правильно, ребята, ложками едят. Но и не только. Ими еще и играют. Вот мы сейчас с вами попробуем сыграть на ложках. Игра «Ложкари».
Ребята, а вы знаете какое время года на улице"
Ответы детей. "Осень".
Б. Вера "А что осенью собирают в огороде? " Ответы детей. "Урожай".
Б. Вера "А загадки вы любите отгадывать? ". Ответы детей. "Да".
Б. Вера "Ну, тогда слушайте:
Сидит красавица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Сидит дед, во сто шуб одет, а кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Б. Вера "А почему вы так считаете? ".
Ответы детей. "Шелухи много. Он горький, слезы текут".
Сто одежек и все без застежек. (Капуста) А как вы догадались? ". Ответы детей. "Много листьев. Нет застежек".
Б. Вера "А скажите, пожалуйста: морковь, лук, капуста одним словом как называется? ".
Ответы детей. "Овощи".
Б. Вера "Молодцы. Посмотрите, что я вам приготовила? (корзина с овощами). Возмите корзину и отнесите ее на кухню, вам повара сварят вкусные щи. А сейчас пора заглянуть в печь. Оладушки уже готовы. Сладкие, вкусные, румяные. Садитесь, детки за стол я вас буду чаем из самовара угощать да с оладушками!
Дети пьют чай.