Система работы педагога по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по предмету «Швейное дело» в С(к)ОУ VIII вида.
Система работы педагога по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по предмету «Швейное дело» в С(к)ОУ VIII вида.
(из опыта работы)
Баракова Е.Н., учитель трудового обучения
МБС(к)ОУ «С(к)О школа № 54 VIII вида» г. Перми
Одним из основных моментов, обеспечивающих эффективное развитие школы, является оценка качества образования, основанная на достоверных данных.
В течение нескольких лет с целью оценки качества знаний выпускников школы используется контроль в форме итогового квалификационного экзамена. Анализ результатов итогового квалификационного экзамена может способствовать успешному решению определённых задач по повышению качества обучения, принятию мер по совершенствовании учебной деятельности школы и педагогов.
«Мы прекрасно понимаем, что перспективы страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами, а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению. По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе образования, служит и будущему нашей страны» слова Нурсултана Абишевича Назарбаева подтверждаю необходимость качественного образования.
Успешная и результативная подготовка учащихся к итоговому квалификационному экзамену возможна в условиях использования перспективных форм, методов, средств обучения. Основная цель итогового квалификационного экзамена объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников. Полученная информация помогает проанализировать степень подготовки выпускников и выявить сильные и слабые стороны в процессе подготовки. Можно утверждать, что системная работа, а так же мониторинг качества обученности, доступности по предмету, осуществляемые в школе, могут дать и дают определенные результаты.
Для успешной сдачи итогового квалификационного экзамена необходима организационно-методическая работа с учащимися, учителями, родителями. Эта работа включала следующие направления деятельности:
Посещение администрацией уроков учителей-предметников, методическая помощь.
Включение в планы работы деятельности школьных методических объединений вопросов подготовки к итоговому квалификационному экзамену, дополнительные совещания с учителями-предметниками.
Индивидуальные консультации учителей-предметников для учащихся.
Привлечение ресурсов Интернета для подготовки.
Психологическая поддержка учащихся, консультирование, выработка индивидуальных стратегий подготовки.
Родительские собрания с целью информирования родителей и учащихся о порядке подготовки и проведения итогового квалификационного экзамена.
Проведение пробных экзаменов, тренировочных и проверочных тестирований по предмету и обсуждение их результатов.
Проведение тренировочных занятий по заполнению бланков регистрации, ответов.
Проведение с учителями-предметниками совещаний по правилам подготовки учащихся к сдаче итогового квалификационного экзамена.
Кроме того, разрабатывается пакет документов, регламентирующих деятельность администрации школы, учителей и учащихся: положение по проведению итогового квалификационного экзамена, знакомство педагогов с ними; комплект билетов и наглядных образцов; технические условия; критерий оценки. Обзор некоторых документов проводился с использованием информационного стенда. На совещаниях при администрации координируются действия по подготовке к экзамену, обсуждаются предложения и рекомендации т.е. подготовка к итоговой аттестации поставлена на внутришкольный контроль, т.е. постоянно отслеживались результаты обученности учащихся, их подготовка к итоговой аттестации.
В процессе подготовки решаются текущие вопросы, касающиеся теоретических и практических заданий, чтоб сократить их количество, на первом этапе (в начале I-ой четверти) провожу показ и объяснение всем учащимся сразу. Предлагаю варианты для заучивания, первоначально надо понять о чём идёт речь, затем заучивать по принципу заучивания стихов проговаривая устно, второй вариант прописывание каждого предложения из текста т.к. запоминание у каждого разное. Затем объяснение становится индивидуальным для каждого. На общее объяснение выношу только дополнительные вопросы по билетам, а так же предлагаю их в текстовом варианте. Так же планирую работу с различными типами заданий для контроля: рассказ каждого ответа из билета по очереди, затем всего билета сразу; пробный экзамен по «5-и билетам», по «10-и билетам» и за месяц по «20-и билетам». Это несложно выполнить, так как повторение на каждом этапе, закрепляет запоминание изученного. Определяю ещё один промежуточный этап контроля, при выполнении контрольных работ по итогам четверти: предлагаю тестовые задания с выбором ответа «да, нет», а также с кратким и развернутым ответом, в практической части обрабатываем основные узлы которые будут в квалификационном швейном изделии. Работа на уроках с 5 класс приносит пользу в 9 классе, например в 6, 7, 8 классах проведены экскурсии на швейные фабрики, что помогло при изучении вопроса «организация труда в разных цехах на швейной фабрике».
В течение нескольких лет с 2010 года учащиеся показывают хорошие результаты - это 70% от общего количества учащихся сдающих итоговый квалификационный экзамен.
Следует отметить подготовку учащихся, показывающих низкие результаты по предмету, но которые в течение года занимались индивидуально, дополнительно и 10% из них получили хорошие результаты. Сложности остаются, как бы системно не вели мониторинг учебных достижений учащихся, он не позволяет нам вовремя ликвидировать пробелы в знаниях и работать на конкретный результат в силу психофизиологических особенностей учащихся. В то же время следует отметить, что у учащихся вызывают затруднения вопросы без наглядных образцов, с перечислением отдельных пунктов ответа, отсутствие навыка долговременного запоминания, сравнения, логического мышления. Уже есть определенный опыт в подготовке учащихся итоговому квалификационному экзамену, но его следует расширить. Учащиеся владеют знаниями по предмету и умениями применять эти знания в практической работе. Большинство учащихся подтвердили и повысили свои оценки при сдаче выпускных экзаменов. Уровень мотивации, степень ответственности, уровень способностей большинства учащихся находятся на удовлетворительном уровне.
Перед педагогом стоит задача, чтобы подготовка не стала автоматическим заучиванием непонятных тем, формулировок, понятий, а как любая традиционная подготовка к экзамену, она включала планомерное повторение, обобщение, систематизацию знаний.