Методические рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации в 9-11 классах в форме ГИА и ЕГЭ по предмету «География». 
Методические рекомендации по подготовке к государственной
итоговой аттестации в 9-11 классах в форме ГИА и ЕГЭ
по предмету «География».
Кропачева Ирина Викторовна, 
                учитель географии
        Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной  познавательной деятельности учащихся: 
работе со всеми видами учебной информации, 
формированию аналитических, классификационных умений,
систематизации знаний.
Другой фактор успеха –  целенаправленная работа по использованию всех видов заданий экзамена в учебном процессе, как в обучающей, так и в 
контрольных работах. С учетом того, что в экзаменационной работе основными объектами проверки являются знания, умения, способы деятельности, предусмотренные нормативными документами.
         В  подготовки школьников в равной мере значимы как знания базового, 
фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Вот почему  рекомендуется  уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля.
Таким образом, успешная сдача экзамена в немалой степени зависит от 
организации  в процессе обучения активной и разносторонней познавательной деятельности школьников в целях  овладения ими всеми элементами подготовки.
Наряду с отмеченными выше факторами подготовки  к экзамену, позитивную роль могут сыграть и специальные занятия предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.
В  рамках предэкзаменационного повторения  не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит  в том, чтобы  привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания.    Обучающихся целесообразно ознакомить с планом экзаменационной работы. Учитывая ограниченность времени, при повторении важно: 
во  –  первых, остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы, 
а во  –  вторых, уделить внимание тем вопросам, которые вызывают  у учащихся наибольшие затруднения. Можно предложить некий общий алгоритм предэкзаменационного повторения:
1. определение внутри каждой темы круга вопросов для обязательного повторения;
2. вычисление вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления, ранее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания); 
3. обработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней. 
Таким образом, основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы:
1.  представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей экзамена в 9 и 11 классе по географии:
2.  помочь обучающимся обобщить, систематизировать содержание курса географии по основным его разделам; 
3.  привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса, дать рекомендации по выполнению заданий различных типов, входящих в экзаменационную работу;
4.  ознакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов;
5.  дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задание различных типов и системы выставление баллов за них.
В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено содержание проверяемых на экзамене знаний. В соответствии с этим организуется повторение по следующим крупным содержательным блокам:
- источники географической информации;
- природа Земли и человек;
- материки, океаны, народы и страны;
- природопользование и  геоэкология;
- география России.
- география как наука  (11 класс)
- современные методы географических исследований; 
-источники географической информации
- регионы и страны мира 
- мировое хозяйство 
- население мира  и т.д.
В начале учебного процесса учитель проводит вводное занятие.
Это занятие предполагает рассмотрение вопросов общего характера: 
назначение государственного экзамена в 9-11классах, структура и содержание экзаменационной работы, основные типы заданий и подходы к их выполнению.
Характеризуя  содержание, объясним выпускникам, что она содержит: 
задания с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их 
помощью проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, 
характерных признаков географических явлений, причин  и следствий событий, 
умение анализировать географические источники.
Целесообразно на конкретных примерах показать учащимся особенности каждого вида заданий экзаменационной работы.
Например:
Тема: население мира:
В  какой  из перечисленных стран доля городского населения в общей численности населения наибольшая:
1) Бельгия
2) Турция
3) Индонезия
4) Египет
   Характер выявленных недостатков подготовки выпускников свидетельствует о том, что важные направления совершенствования преподавания географии связаны с этапом объяснения, отработки и закрепления знаний.
Общими для всех групп выпускников являются ошибки,  связанные с 
неумением определить, какая информация является необходимой и достаточной для решения той или иной задачи.
Рекомендуется  уделить внимание в учебном процессе элементам содержания. Целенаправленно формировать умения грамотно выразить свои 
мысли. 
 Методическую помощь учителю и учащимся могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
-  документы, определяющие структуру и содержание КИМ для государственной  (итоговой) аттестации по географии выпускников 9 и 11 классов 2017 г.