Методические рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации в 9-11 классах в форме ГИА и ЕГЭ по предмету «География».


Методические рекомендации по подготовке к государственной
итоговой аттестации в 9-11 классах в форме ГИА и ЕГЭ
по предмету «География».
Кропачева Ирина Викторовна,
учитель географии
Как показывают опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики, позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся:
работе со всеми видами учебной информации,
формированию аналитических, классификационных умений,
систематизации знаний.
Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию всех видов заданий экзамена в учебном процессе, как в обучающей, так и в
контрольных работах. С учетом того, что в экзаменационной работе основными объектами проверки являются знания, умения, способы деятельности, предусмотренные нормативными документами.
В подготовки школьников в равной мере значимы как знания базового,
фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Вот почему рекомендуется уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля.
Таким образом, успешная сдача экзамена в немалой степени зависит от
организации в процессе обучения активной и разносторонней познавательной деятельности школьников в целях овладения ими всеми элементами подготовки.
Наряду с отмеченными выше факторами подготовки к экзамену, позитивную роль могут сыграть и специальные занятия предэкзаменационного повторения, которые целенаправленно используются для активизации знаний учащихся по проверяемым в рамках экзамена элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по географии и выполнения тренировочных заданий по всем разделам курса.
В рамках предэкзаменационного повторения не представляется возможным охватить весь изученный материал. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание выпускников к ключевым, базовым вопросам курса, закрепить умение выполнять задания различных видов, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания. Обучающихся целесообразно ознакомить с планом экзаменационной работы. Учитывая ограниченность времени, при повторении важно:
во – первых, остановиться на тех вопросах, которые наиболее широко представлены в вариантах экзаменационной работы,
а во – вторых, уделить внимание тем вопросам, которые вызывают у учащихся наибольшие затруднения. Можно предложить некий общий алгоритм предэкзаменационного повторения:
1. определение внутри каждой темы круга вопросов для обязательного повторения;
2. вычисление вопросов для беседы в целях актуализации и закрепления, ранее полученных знаний (в этой связи необходимо предусмотреть опережающие задания);
3. обработка по теме, разделу типовых заданий базового и повышенного уровней.
Таким образом, основные задачи предэкзаменационного повторения заключаются в том, чтобы:
1. представить учащимся обобщенную характеристику целей, содержания, особенностей экзамена в 9 и 11 классе по географии:
2. помочь обучающимся обобщить, систематизировать содержание курса географии по основным его разделам;
3. привлечь внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса, дать рекомендации по выполнению заданий различных типов, входящих в экзаменационную работу;
4. ознакомить учащихся с инструкциями по выполнению заданий, заполнению бланков ответов;
5. дать выпускникам представление о характере оценивания ответов на задание различных типов и системы выставление баллов за них.
В основу предлагаемого варианта предэкзаменационного повторения положено содержание проверяемых на экзамене знаний. В соответствии с этим организуется повторение по следующим крупным содержательным блокам:
- источники географической информации;
- природа Земли и человек;
- материки, океаны, народы и страны;
- природопользование и геоэкология;
- география России.
- география как наука  (11 класс)
- современные методы географических исследований;
-источники географической информации
- регионы и страны мира
- мировое хозяйство
- население мира и т.д.
В начале учебного процесса учитель проводит вводное занятие.
Это занятие предполагает рассмотрение вопросов общего характера:
назначение государственного экзамена в 9-11классах, структура и содержание экзаменационной работы, основные типы заданий и подходы к их выполнению.
Характеризуя содержание, объясним выпускникам, что она содержит:
задания с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их
помощью проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов,
характерных признаков географических явлений, причин и следствий событий,
умение анализировать географические источники.
Целесообразно на конкретных примерах показать учащимся особенности каждого вида заданий экзаменационной работы.
Например:
Тема: население мира:
В какой из перечисленных стран доля городского населения в общей численности населения наибольшая:
1) Бельгия
2) Турция
3) Индонезия
4) Египет
Характер выявленных недостатков подготовки выпускников свидетельствует о том, что важные направления совершенствования преподавания географии связаны с этапом объяснения, отработки и закрепления знаний.
Общими для всех групп выпускников являются ошибки, связанные с
неумением определить, какая информация является необходимой и достаточной для решения той или иной задачи.
Рекомендуется уделить внимание в учебном процессе элементам содержания. Целенаправленно формировать умения грамотно выразить свои
мысли.
Методическую помощь учителю и учащимся могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
- документы, определяющие структуру и содержание КИМ для государственной (итоговой) аттестации по географии выпускников 9 и 11 классов 2017 г.