Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами сказкотерапии и арт-терапии «Времена года»
Конспект коррекционно-развивающего занятия
с элементами сказкотерапии и арт-терапии«Времена года»
Учителя-дефектолога
Халиловой Сусанны Аблякимовны
Дата: 22.12.2014 г.
Цель:
развитие познавательной сферы детей
систематизировать имеющиеся знания детей о временах года;
сформировать представление о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
приобщение учеников к природе путем живописи, поэзии и музыки;
расширить кругозор учащихся;
развивать мышление, наблюдательность, речь;
воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.
Создание условий для развития личности ребёнка, активизация психических процессов.
Оборудование и материалы:
мультимедийная презентация по теме "Времена года", компьютер,
Репродукция картины И.И.Левитана "Золотая осень"
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь. Садитесь.
2.Подготовка к основной учебно-воспитательной деятельности
Дидактическая задача: обеспечить мотивацию учения учащихся и включение в совместную деятельность по определению целей урока; актуализировать субъектный опыт учащихся; создать условия для развития зрительно-пространственного гнозиса.
Развитие зрительно-пространственного гнозиса:
- Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы отправляемся в путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путешествие, необходимо определить, в какую сторону идти. Посмотрите на доску. Прочитайте, куда мы отправимся, если пойдём влево? (На перемену), а если вправо (В сказку).
Определить, куда идти поможет нам то, что лежит на вашей парте в правом верхнем углу. Что это? (Это стрелки). Они и укажут нам путь. Возьмите каждый свою стрелку в руки. Определите, куда вправо или влево направлена ваша стрелочка?
-Сядьте на свои места те дети, стрелка у которых показывает вправо. Есть ли дети, стрелка которых указывала влево? (нет). Поднимите правую руку, а теперь ответьте, куда же мы отправляемся? (Мы идём в сказку).
3. Определение темы и постановка целей урока.
- Ребята, а любите ли вы путешествовать? (Да)
- Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие.
- Мы поговорим о явлениях природы. Будем слушать музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, рассматривать репродукцию картины художника И.И.Левитана, читать стихи известных русских поэтов.
- Как вы думаете, какая же тема нашего урока? (Времена года)
- Но чтобы отправится нам всем в наше путешествие, мне нужно рассказать вам одну очень интересную сказку, в которой рассказывается, откуда появились времена года.
Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, птички поют, а на следующий день холод, снег - все погибает. Потом жара, да такая, что реки пересыхают. А на следующий день проливной дождь... Люди от этого очень страдали. Высоко-высоко на небе, в Заоблачном дворце жил царь по имени Год. Царю было очень жалко людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям навести порядок. Дочерей было у царя четыре. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга. Первая дочь любила одевать белые, синие и серебряные платья. Она умела рассыпать повсюду пушистый снег, сковывать реки гладким, как зеркало, льдом и охранять сон природы. Звали ее Зима. Вторая дочь была веселая и озорная. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платья. Она умела растапливать снег и лед, созывать перелетных птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна. Третья дочь тоже была веселая и шумная. Она одевалась в яркие платья. Дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее имя было Лето. Последнюю дочь года звали Осень. Она была очень грустная. Она умела проливать дожди, убаюкивать природу и дарить много грибов и овощей. Царь никак не мог решить, какую же дочь послать ему на Землю. Он долго думал и решил так: на Земле должна побывать каждая из дочерей. Потом люди сами выберут, кого из них оставить. Сказано - сделано. И вот все девушки по очереди отправляются на Землю: Зима, Весна, Лето, Осень. Наконец, пришло время выбирать. Царь стал спрашивать людей: - Понравилась ли вам Зима? Что плохого и что хорошего было? И ответили люди: - О, великий царь, твоя дочь Зима принесла нам холод, у нас не было цветов и плодов, улетели птицы. Но зато она подарила нам катание на коньках, на санках и на лыжах, игру в снежки и прекрасный праздник - Новый год. Мы полюбили Зиму. - Что скажете вы о Весне - моей второй дочери? - спросил царь. - Когда пришла Весна, растаял снег, стало грязно, разлились реки и нас затопило. Но зато снова стало тепло, вернулись домой птички, распустились цветочки и листики на деревьях. Твоя дочь Весна прекрасна, - ответили люди. - Понравилась ли вам моя дочь по имени Лето? - спросил царь. - Да, великий царь. Мы и ее полюбили. Нас кусали мошки и мы боялись гроз, но нет ничего приятнее купания в реке, ничего вкуснее сочных ягод и красивых летних цветов и бабочек. - И, наконец, Осень. Что вы о ней скажете? - Осенью опять стало холодать, пошли дожди и стало грязно, улетели певчие птички. Но зато лес оделся в красные, желтые и оранжевые одежды. Это так красиво. У нас было много овощей, фруктов, грибов и орехов. Осень хоть и грустна, но мы ее тоже полюбили. Задумался царь. И впрямь, как же быть? Людям все дочери понравились, а вместе править они не могут. Но царь был очень мудрый и справедливый. Он нашел выход и объявил людям свое решение: "Отныне, пусть каждая из моих дочерей приходит на Землю в свой черед на одинаковое время". Так и повелось с тех пор: гостят у нас по очереди зима, весна, лето и осень.
Задания к сказке 1. Кто из сестер тебе больше нравится? Почему? 2. Есть ли кто-нибудь в сказке, кто тебе не нравится? Почему? 3. Какие самые хорошие подарки дарит нам Зима (Весна, Лето, Осень)? 4. Как ты думаешь, почему людям было плохо без дочерей Года?
3. Работа по теме урока.
Вот мы и узнали о временах года. А теперь давайте закроем глазки и с помощью нашего волшебного зонтика отправимся в сказку.
1 СТАНЦИЯ
Учитель: Мы прибыли на первую станцию. Нас встречает хозяйка этой станции, а как её зовут, вы узнаете, отгадав загадку:
"Яркая, нарядная,Дождливая, прохладная.Птиц в стаи собирает,И на юг провожает." (Осень)
- Молодцы, ребята! Конечно же, это Осень!
Учитель: Ой, что это? Что за коробка? Ребята посмотрим, что нам внутри. Это письмо от Осени, в котором задания для нас.
1 задание
- Ребята, а знаете ли вы, что у осени есть три брата? Но чтобы узнать, как их зовут нужно собрать картинку. Кто мне скажет, как их зовут?
(Сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Молодцы, справились.
2 задание
- Давайте представим, что мы идем по осеннему лесу, а под ногами шуршит разноцветный ковер.
- Как вы думаете, какое природное явление бывает только осенью? (Листопад.)
- А почему оно так называется?
- Правильно, это природное явление называется листопадом, от слов листья падают.
- Какие ещё природные явления бывают осенью?
3 задание
Учитель: Ребята давайте тоже побудем волшебниками и устроим листопад. У нас есть дерево, и чтобы наши листочки опали, нужно найти определённый слог в слове. Слова написаны на листочках, слог я буду показывать на карточках, вы его прочитаете и найдёте этот слог в определённом слове. Если слово найдено, листочек опадает с дерева.
Учитель: Для Осени, ребята приготовили тебе в подарок стих.
- Давайте послушаем, как поэты воспевают красоту осенней природы.
Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора,Стоял ноябрь уж у двора.(А.С.Пушкин)
Учитель: - Ребята, осень несла нам в подарок такую красивую картину, но ветер проказник вздумал поиграть, дунул, и картина рассыпалась на части. Помогите мне её собрать.
- Поможем, ребята? (Да)
(Дети собирают картину Исаака Ильича Левитана "Золотая осень").
Учитель: Посмотрите, получилась эта картина? Молодцы! Спасибо вам за помощь. Эту картину написал замечательный художник Исаак Ильич Левитан. Как вы думаете, как он её назвал? (Золотая осень)
Почему вы так решили?
Мы с вами справились с такими тяжёлыми заданиями, и нам нужно немного отдохнуть.
Самомассаж лица
Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно,
Птицам улететь пора-
Это осень к нам пришла.
( Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку)
2 СТАНЦИЯ
(появляется Зима)
Учитель: И попали мы во владения другой хозяйки. Давайте отгадаем её имя.
"Тройка, тройка прилетела,Скакуны в той тройке белы.Белокоса, белолица.Как махнула рукавом -Всё покрылось серебром." (Зима)
- Молодцы, ребята! Конечно же, это Зима!
Учитель: Зима тоже приготовила нам задания. Вы готовы ребята?
Учитель: - У Зимы тоже есть три брата. Кто самый смелый и назовёт мне, как их зовут? (Декабрь, январь, февраль)
Учитель: Молодцы! Правильно.
- Кто из вас знает, какой брат год кончает, а какой начинает?
- Какое самое яркое явление зимней природы вы знаете? (Снегопад)
- Что особенно красиво при снегопаде?
- Какие ещё природные явления бывают зимой?
Учитель: Ребята приготовили для зимы в подарок стихи.
- Давайте послушаем, как поэты воспевают красоту зимней природы.
Чародейкою ЗимоюОколдован лес стоит.И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.(Федор Иванович Тютчев)
Учитель: Спасибо!
- Скажите а, какой праздник мы будем скоро отмечать? (Новый год)
- А, что вы наряжаете под Новый год? (Ёлку)
- Давайте поможем Зиме нарядить ёлочку, чтобы лесу было красиво.
- Поможем, ребята? (Да)
Задание: Ребята Вам нужно будет решить примеры, которые находятся на снежинках, которые прилетели к вам на столы. Правильный ответ нужно найти на новогодних игрушках и повесить игрушку на нашу ёлочку.
Учитель: Молодцы! Очень красивая получилась ёлочка.
А теперь можно немного отдохнуть
Физминутка «Ёлочка»
- Отдохнули, и можно отправляться дальше с помощью нашего волшебного зонтика, закрыли глазки.
3 СТАНЦИЯ
Учитель: Мы прибыли на следующую станцию, где нас ждут удивительные открытия.
Давайте послушаем музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского и пофантазируем.
(Звучит пьеса П.И.Чайковского из цикла " Времена года" (подснежник)).
- Какие картины представились в вашем воображении?
(журчанье ручья, раскаты грома, веселые капли дождя, сияние солнца)
- Кто же хозяйка этой станции? (Весна)
Учитель: Весна тоже приготовила нам интересные задания.
- Ребята, а кто из Вас знает, как зовут братьев Весны? (Собрать картинку)
(Март, апрель, май)
- Ребята, какая птица весну открывает? (Грач)
(Грачи самые первые прилетают к нам с юга и начинают расхаживать по полям,собирать червячков и личинок, которые могут уничтожить будущий урожай.)
- Какой цветок распускается весной первым?
- Что ещё происходит в природе с приходом весны?
(Снег тает, день становится длинней, набухают почки, прилетают птицы с юга.)
Учитель: Ребята приготовили для Весны стихи.
- Давайте послушаем, как в стихах отражается красота весенней природы.
Алексей Константинович Толстой
Вот уж снег последний в поле тает,Теплый пар восходит от земли,И кувшинчик синий расцветает,И зовут друг друга журавли.Юный лес, в зеленый дым одетый,Теплых гроз нетерпеливо ждет;Все весны дыханием согрето,Все кругом и любит и поет;
Учитель: Большое спасибо! Мне очень понравилось.
- Какие же природные явления бывают весной?
- Молодцы! Правильно!
- Но мы продолжаем своё путешествие. Закрыли глазки.
4 СТАНЦИЯ
(появляется Лето)
Учитель: Мы прибыли на следующую станцию. Угадайте, чьи это владения.
"Она соткана из знояНесёт тепло с собоюРеки согревает,"Купайтесь!" - приглашает." (Лето).
Учитель: Ребята, Лето тоже подготовила нам очень интересные задания, давайте посмотрим какие.
- Ребята, у Лета тоже есть три брата.
- Кто знает, как их зовут?
(Июнь, июль, август) (Работа с картинками)
- А как меняется природа с приходом лета?
(ответы ребят)
Учитель: Ребята, а вы любите разгадывать кроссворды?
Давайте все вместе разгадаем кроссворд и узнаем, что же больше всего любит лето?
Кроссворд:
1.
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днём, Ищем, ищем - не найдём. Ответ (Роса)
2.
Гаркнул гусьНа всю Русь. Ответ (гром)
3.
Пушистая вата Плывёт куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. Ответ (Облако)
4.
Раскалённая стрела Дуб свалила у села. Ответ (Молния)
5.
Рогатый, а не бодается.Ответ (Месяц)
6.
Течет, течет - не вытечет,Бежит, бежит - не выбежит.Ответ (Река)
Какое же слово получилось?
Молодцы! Да, Лето Красное, очень любит очень солнышко.
4. Рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу.
- У кого же мы сегодня побывали в гостях? (У Времен года)
- Как их зовут?
- Какие самые характерные явления природы бывают осенью, зимой, весной, летом?
- Молодцы!
- Возвращаемся в школу.
( С помощью зонтика)
- Лето Вам в подарок подарило солнышко.
- Если вам понравилось наше путешествие украсьте солнышко жёлтеньким песком, если нет – красным песком.
- Вы славно потрудились. Много знаете о временах года. И на память Времена года хотят подарить Вам это солнце.
Урок окончен. Всем большое спасибо.