Конспект занятия по ИЗО с элементами арт-терапии

Конспект
занятия по ИЗО с элементами арт-терапии.

Класс – 5 «Б»
Тема: Волшебный мир красок.
Цель: Познакомить учащихся с нестандартными техниками рисования, особенностями выполнения.
Задачи:
Обучающие:
Формирование навыков изображения животных и растений кистью рук, пальчиками и применение их на практике.
Развивающие:
Совершенствовать способности образного мышления и представления выделять общее и различное.
Развитие творческих способностей. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи арт-терапии:
С помощью изобразительного искусства научить детей выражать свои чувства и сформировать у них позитивное мировосприятие.
Снятие психоэмоционального напряжения, излишнего возбуждения детей.
Оборудование:
Для учащихся: Альбомы для рисования, простой карандаш, ластик, гуашь.
Для учителя: Мультимедийная презентация «Что такое арт-терапия», компьютер, экран, лист бумаги формата А3, простой карандаш, ластик.
Ключевые слова: арт-терапия,

План занятия:
1
Организационный момент.
1 мин

2
Беседа «Наше здоровье в наших руках».
Просмотр презентации «Что такое Арт –терапия».
5 мин

3
Арт-терапия: выполнение специальных упражнений.

2 мин

4
Практическая часть:
Просмотр слайдов «Удивительные животные и птицы».
Определение последовательности выполнения работы.
Творческая работа
Физминутка



27 мин

6
Подведение итогов:
Экспресс-выставка
Рефлексия
5 мин

1. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами необычное занятие. А почему оно необычное вы поймете позднее.
Внимание на экран! (слайд №1) Тема нашего занятия связана с фотографиями на слайде. Здесь и вопрос, и ответ одновременно. Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь? (о здоровье). А точнее, ребята, как сохранить свое здоровье с помощью изобразительного искусства.
«Здоровье - дороже золота» - говорил знаменитый поэт Уильям Шекспир (слайд№2), а врачи считают, что наше здоровье в наших руках. Правы ли они? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы учащихся)
2. Беседа «Наше здоровье в наших руках». Просмотр мультимедийной презентации «Что такое Арт-терапия»
Полезные советы (слайд №3)
Тема занятия «Волшебный мир красок» с элементами арт-терапии. Арт-терапия означает - лечение искусством (слайд №4). С помощью арт-терапии мы научимся снимать психоэмоциональное напряжение, излишнее возбуждение. И даже тот, кто думает, что не умеет рисовать, используя простые приемы, получит настоящее произведение искусства.

У нас на доске два смайлика: желтый - веселый, зеленый грустный. Ребята, поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение (учащиеся поднимают руки, учитель записывает на доске, напротив желтого смайлика количество детей), а теперь кому сейчас грустно (запись числа напротив зеленого смайлика)

Проверка готовности к занятию.
Ребята, давайте проверим все ли у нас готово к занятию. Альбом, краски готовы? (ответ детей: – «Готовы!»). А наши руки, глазки? (Дети: - «Готовы!»)
Но этого мало, ребята. Чтобы хорошо усвоить материал нужно? (внимательно слушать учителя). Правильно! Чтобы внимательно слушать, нам необходимо сосредоточиться. И помогут нам в этом специальные упражнения.

3. Упражнение для сосредоточения:
Стоя держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.



3. 1. Упражнения для воображения

Прежде чем Вы приступите к работе ..

Я попрошу Вас закрыть глаза и представить сказочно красивую поляну, на которой гуляют самые разные животные, птицы, летают бабочки. Роскошные павлины не бояться тигров, а жирафы достают с облаков капельки воды.

А теперь глубоко вздохнули, почувствуйте свое вдохновение, оно уже ждет вас.
Медленно выдохнули. Открыли глаза.

3.2. Упражнение для снятия стресса, концентрации внимания)
Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.
Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.

4. Практическая часть:
Просмотр слайда №5 Художница Judith Ann Braun рисует исключительно пальцами. Получается довольно интересно и своеобразно.
(слайды № 6,7), «Удивительные животные и птицы» выполненные кистью рук.
Мне нужен один смелый доброволец, который поможет мне создать необычный рисунок. (Ученик выходит к доске и вместе с учителем выполняют рисунок-фантазию на листе А3, прикрепленном на доске).
Определение последовательности выполнения работы.

Ребята, обратите внимание на слова, которые написаны на доске:
«Фантазировать, осознать, суметь»
Ребята, мы с вами фантазировали, осознали, как можно сделать самим. Теперь остается суметь.
Приступаем к работе! (Звучит музыка)

Выполнение рисунка-фантазии учащимися в альбомах.

5.Физминутка.
Учитель проговаривает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют учащиеся.
Мы на пальцы поднялись,
Подняли вверх руки,
А теперь мы от Земли
Отталкиваем тучи.
Ну - ка, тучи, все домой
Быстро уходите.
А ребята - за столы,
К работе приступите.

Учащиеся заканчивают работу.

6. Рефлексия. Подведение итогов.

Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
Давайте вспомним, как мы это делали:

1. «Фантазировали» - ловили вдохновение,
2. «Осознавали» - учились выполнять, последовательность, т.е. «как»
3. «Умели» - т.е. делали.

Народная пословица гласит «Глаза бояться, а руки делают». Каждая из ваших ладошек уникальна, неповторима и не похожа на другие. Каждый пальчик в единственном экземпляре на нашей планете. Нет одинаковых отпечатков пальцев. Каждый из вас своим сердцем, умом, руками чувствовал самого себя и переложил эти чувства на белый лист. Рисунок-фантазию, который вы создали – это произведение искусства, благодаря которому вы подняли настроение себе и окружающим, а значит, улучшили свое здоровье.
У нас на доске ждут результата занятия наши помощники – смайлики. Давайте проверим свое настроение. Учитель записывает результаты на доске.

7. Ребята, внимание на слайд №8 «Продолжи фразу:
Сегодня я узнал..
Было интересно .
Теперь я могу.
Было трудно.
Знания, полученные сегодня, мне пригодятся..

Вывод: С помощью простых приемов и упражнений мы научились поднимать настроение себе и другим, а значит улучшать свое здоровье.
Моя ладонь уникальна, как и я сам. Мое здоровье в моих руках!

8. Экспресс-выставка рисунков.
9. Учитель. И заключительное упражнение «Ленивые восьмерки», которые помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине:
Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.
Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо- вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.
Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.
Заключительное слово учителя. Ребята, каждый из вас сегодня чувствовал, фантазировал, созидал. В результате чего получились замечательные рисунки и хорошее настроение.
Молодцы, ребята!

Литература:
М.А.Давыдова «Поурочные разработки по ИЗО (физпауза)
http://www.mircitaty.com/o_zdorowje.html
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2011/02/18/urok-izo-s-elementami-art-terapiiplenitelnoe











13PAGE 15


13PAGE 14415