Статья Система работы по подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ
Система работы по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку требует систематической и последовательной работы, включающей и повторение теоретических сведений из курса русского языка в основной школе, необходимых для выполнения заданий КИМ ОГЭ, и формирование практических навыков выполнения заданий с выбором ответа, а также написания сжатого изложения и сочинения разных видов. Система работы по подготовке к ОГЭ включает несколько тематических блоков в соответствии со структурой контрольно-измерительных материалов основного государственного экзамена по русскому языку.
Первое направление подготовки представляет собой повторение и закрепление теоретических сведений из курса русского языка по каждому заданию 2 части КИМ:
текст как речевое произведение;
выразительные средства лексики и фразеологии;
правописание приставок;
правописание суффиксов разных частей речи;
группы слов по происхождению и употреблению;
словосочетание;
предложение, грамматическая основа предложения;
осложнённое простое предложение;
знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения;
синтаксический анализ сложного предложения;
знаки препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом предложении;
сложное предложение с разными видами связи между частями
Повторение теоретических сведений осуществляется по пособию С.В.Драбкиной, Д.И.Субботина «Государственная итоговая аттестация. Основной государственный экзамен 2016. Русский язык.» (М, ИНТЕЛЛЕКТ-ЦЕНТР, 2016). Это же пособие содержит практические упражнения по каждому заданию. Контроль за усвоением необходимого материала осуществляется в форме устного зачёта, который помогает выявить и исключить существующие проблемы в понимании языкового материала.
По мере увеличения количества изученного материала вырастает и объём заданий, выполняемых обучающимися по пособию И.П.Цыбулько «Основной государственный экзамен 2016. Русский язык. Типовые экзаменационные материалы». Обучающиеся решают одно и то же задание в 10 вариантах указанного пособия, а также выполняют их последовательно, постепенно увеличивая их число. Такой подход позволяет сформировать устойчивый навык выполнения каждого отдельного задания части 2 КИМ ОГЭ.
Следующий тематический блок направлен на формирование умения создавать собственный текст на основе авторского, используя приёмы компрессии текста (Часть 1 КИМ ОГЭ, сжатое изложение). Обучающиеся знакомятся с приёмами сжатия текста, с понятием «ключевые слова», повторяют необходимый для написания изложения теоретический материал, тренируются на практике применять эти знания. Затем работают над сжатием отдельных частей и текста в целом. Только после этого учатся «слушать» текст (сначала читаемый учителем в медленном темпе с постепенным его увеличением, затем прослушивая текст в аудиозаписи) и создавать собственные тексты, формируя в том числе навыки проверки и редактирования собственного высказывания, отвечающего необходимым требованиям.
Последний тематический блок направлен на формирование умения создавать собственные тексты по предложенным темам, а также на основе цитаты (Часть 3 КИМ ОГЭ). Последовательно изучаются теоретические сведения, необходимые для написания сочинений разных видов, повторяются лингвистические термины, знание которых требуется для написания сочинения 15.1, отрабатываются практические умения создания текста, включающие умение учитывать композиционные особенности текстов разных типов, их абзацное членение, логику изложения мыслей, их последовательность. Большое внимание уделяется навыку построения доказательной базы изложенных мыслей (аргументации) и умению делать выводы. Немаловажное значение имеет формирование умения правильного речевого и грамматического оформления теста. Работа носит последовательный характер, происходит постепенное формирование навыка написания сочинений 15.1, 15.2, 15.3.
На заключительном этапе обучающиеся тренируются в выполнении заданий КИМ ОГЭ по указанному пособию И.П.Цыбулько в полном объёме.
Немаловажное значение при подготовке к государственной итоговой аттестации имеет элективный курс (например, «Готовимся к ОГЭ по русскому языку»), содержание которого разрабатывается педагогом с учётом подготовленности класса. Он даёт возможность последовательно выстроить методику подготовки к экзамену и осуществить поэтапное формирование навыков, необходимых для успешного прохождения государственной итоговой аттестации по предмету в 9 классе.
Работа по подготовке к государственному экзамену в форме ОГЭ осуществляется также и на уроках русского языка, родного русского языка, и на еженедельных консультационных занятиях, которые обучающиеся посещают по группам в зависимости от степени подготовки по предмету. Такая дифференциация помогает выстроить методику работы, учитывая «пробелы» в знаниях обучающихся, а также осуществить индивидуальный подход, оказывая каждому необходимую ему помощь в овладении материалом.
15