Доклад на педсовет по теме Формирование активной жизненной позиции у детей с ОВЗ, через использование различных форм и методов обучения и воспитания


ГКОУ РО
Донецкая школа-интернат
Педагогический совет
Доклад по теме:
«Формирование активной жизненной позиции у детей с ОВЗ, через использование различных форм и методов обучения и воспитания»
Выступил руководитель МО классных руководителей
Кальченко Елена Анатольевна
2016
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В нашей школе обучаются дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, дети с синдромом Дауна, расстройством аутического спектра, ДЦП, Тяжелые нарушения речи, эпилепсия.
Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Все мыслительные операции у детей с ОВЗ недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов:   от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада.
Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии развиваются негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.
Каковы бы ни были особенности психического отставания детей и подростков, порождающие различные по проявлениям и выраженности отклонения в поведении, во всех случаях нарушается равновесие между ними и окружающей средой, что приводит к возникновению затруднений в приспособлении к ней.
В связи с нарушенной адаптацией эти дети и подростки испытывают большие или меньшие затруднения, мешающие им проявить себя подобно большинству других интеллектуально полноценных детей, и нуждаются в помощи, так как без нее они не способны интегрироваться в социальной среде и занять свое место в обществе.
Специальная коррекционная школа готовит воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов.  Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.
Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности.
Воспитание активной жизненной позиции у детей с ОВЗ.
«Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить никогда – нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам». (Ш. Амонашвили.)
 Активная жизненная позиция - это духовно-практическая характеристика жизнедеятельности личности. Каждый человек занимает в жизни свою позицию, жизненный статус конкретного человека определяется уровнем сознательности, целеустремлённости, и  социальной активности, т.е. мерой включения в экономическую и духовную деятельность общества. Жизненная позиция всегда является самоутверждением личности.                                                                                                             
 Различные приемы и методы работы по формированию активной жизненной позиции помогают создать такие условия, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире.  
Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста активны и любознательны. Подражая взрослым, мальчишки и девчонки хотят иметь своё интересное дело, общаться со сверстниками, самовыражаться и самореализовываться. Младший школьный возраст – особый самоценный период, в который развиваются важные качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше.
      Вдохновителем и организатором деятельности учащихся в классе всегда был и есть классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует с учениками, с их родителями, стремится помочь детям в решении их проблем, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, уметь принимать решения, нести ответственность за свои поступки, защищать свои права.
 Необходимо организовать воспитательную работу так, чтобы у детей были реальные дела, отражающие жизнь общества. Дела, полезные им и окружающим, с опорой на самоуправление, дающие возможность каждому ребёнку раскрыться, показать свои возможности.
Задача учителя начальных классов - заложить основы самоуправления в классе, чтобы в средней и старшей школе дети могли самостоятельно решать многие возникающие вопросы. В младшем школьном возрасте у детей нужно формировать активную жизненную позицию, в среднем и старшем звене продолжить работу в данном направлении.
Целями организации ученического самоуправления в классе является:
• повышение активности учащихся в классных делах;
• реализация интересов каждого учащегося;
• привлечение родителей к совместной деятельности;
• воспитание активного класса, которому небезразлична школьная жизнь;
• создать условия для развития организаторских способностей каждого ребенка;
• дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
• создать условия для творческого развития, инициативности, самостоятельности;
• формировать толерантность, умение общаться.
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни, поэтому необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности. Ребенок должен иметь возможность для реализации своих прав и формирования чувства ответственности за свои поступки.                                                                                                    
Привить детям такие навыки, которые помогали бы им выжить в изменяющемся мире, помогали приобрести профессию, не получая при этом психологических травм, комплексов неполноценности.
Как же сделать так, чтобы всемерно развить инициативу и самостоятельность каждого ребёнка?
Учителю необходимо помогать ребятам находить в каждом из них что-то хорошее, вовлекать каждого в поиск того, что можно сделать интересного и полезного для своего класса и для окружающих. Осуществлять задуманное – это значит проявлять творческую заботу о своём классе, школе, близких людях, родном крае. В таком случае у детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих, думать не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо.
Детский коллектив – это коллектив, нацеленный на творчество, созданный для творчества. Только в творческом коллективе ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя. Творческий коллектив – вот главный путь формирования у учащихся активной жизненной позиции. И работу по созданию такого коллектива надо начинать как можно раньше, с первых же дней пребывания ребёнка в школе.
С чего начать работу по созданию такого коллектива?
Можно построить воспитательную работу по тематическим периодам. Каждый из периодов посвящается теме комплексного воспитательного значения, теме, которая даёт возможность решать различные воспитательные задачи (нравственные, трудовые, эстетические, физические, патриотические). Каждый тематический период начинать с коллективного планирования. Для этого класс получает задание – подумать, что интересного и полезного можно сделать для себя и других в определённый период. Каждое из предложений можно строить по плану, например.
Что и для кого сделаем?
Кому это принесёт радость?
Когда сделаем?
Кто будет участвовать?
Главная задача - направить усилия класса на выбор наиболее приемлемого из них. Каждый ребёнок должен видеть, что его мнение услышано, с ним считаются.
Уже в младшем школьном возрасте необходимо предоставлять детям больше возможностей самим, быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу о коллективе.  
Участие ребят в жизни класса, в распределении обязанностей и в контроле за их выполнением имеет важное воспитательное значение; дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение порученного дела, т.е. формируется их активная жизненная позиция.
Организация и проведение праздников – одна из форм воспитательной работы. Постараться организовать праздник так, чтобы каждый ребенок принимал участие в этих совместных мероприятиях, потому что это значимо как для самого ребенка, для его родителей, так и для ученического коллектива.
При формировании активной жизненной позиции, используются такие основные виды деятельности:
классные часы;
экскурсии;
викторины;
конкурсы;
театрализованные представления;
коллективное творческое дело;
развивающие методики;
выставки рисунков, поделок;
уроки общения;
Воспитание здорового образа жизни в формировании активной жизненной позиции у детей с ОВЗ
      Поступление ребенка в школу - первая большая и серьезная ступень в его жизни. От периода раннего детства - поры беспечных игр и достаточно большой свободы - дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни. В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время - важнейшая социальная задача.
Ребенок значительную часть времени проводит в школе, поэтому необходимо делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить физическое и психическое здоровье учащихся и решать это надо в комплексе.
В современной школе основная форма обучения – классно-урочная, которая предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя, учебная работа, экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа. Внутреннее напряжение любого человека, выходящее наружу в виде отрицательных эмоций, передается людям, которые находятся рядом.
Особенно опасны такие эмоции в отношениях учителя и ученика, что ведет к развитию у детей неврозов, отрицательного отношения к учебе, нежеланию самостоятельно приобретать знания, притупляет память, внимание, нарушает общее самочувствие ребёнка.
Важным фактором воспитания здорового образа жизни является формирование положительной учебной мотивации. С обучением должны быть связаны не только трудности, но и радости. Этого можно достичь, если в начале дня создать положительный эмоциональный настрой, и поддержать его до конца учебных занятий. Достичь этого можно с помощью следующих приемов:
- ежедневный утренний самомассаж тела;
-использование положительных установок на успех («Я смогу», «У меня все получится» и др.);
- умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»),
- построение урока в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей,
- комфортное окончание урока,
- отдых – релаксация после уроков.
Гражданско-патриотическое воспитание в формировании активной жизненной позиции у детей с ОВЗ
Любовь к Родине начинается с любви к родному краю.
   Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.
Гражданско-патриотическое воспитание школьников с ОВЗ имеет свои особенности, которые определяются своеобразием их личностного развития.
Ребенок с ОВЗ эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку.
Огромную роль в воспитании школьников играет учитель. Дети всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные. Истоки такого отношения к нему кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения воспитателя являются образцом для подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему. Но учителю надо быть осторожным в слишком прямолинейном воздействии на детей высокими фразами и понятиями.
В. А. Сухомлинский писал: «Очень важно, чтобы высокие слова о Родине и возвышенные идеалы не превратились в сознании наших воспитанников в громкие, но пустые фразы, чтобы они не обесцветились, не стерлись от частого произношения…Особенно недопустимо вкладывать в уста маленьких детей те слова, которых они еще не понимают. То, что составляет для народа святыню, может из-за этого превратиться в пустой звук».
Экологическое воспитание в формировании активной жизненной позиции у детей с ОВЗ
Экологическое воспитание – важное направление развития детей с ОВЗ. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у ребят ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы. Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости.
Решению экологических задач помогают ежедневные наблюдения за природой; установление отдельных связей и зависимостей между объектами живой и неживой природы, животного и растительного мира.
Очень важную роль экологического воспитания играют экскурсии, прогулки в природу.
Таким образом, методы и формы экологического воспитания могут быть успешно использованы как в учебной, так и во внеурочной работе с детьми.
Трудовое воспитание в формировании активной жизненной позиции у детей с ОВЗ
Трудовое воспитание - это процесс вовлечения учащихся с ОВЗ в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них трудолюбия.
Психологический закон организации детского труда требует, чтобы школьники непременно добивались успеха, могли проявить творчество, так как успех формирует самостоятельность, уверенность в себе, закрепляет умения и навыки, воспитывает потребность в труде. А неудачи в трудовой деятельности угнетают психику детей и парализуют волю.
Мыслительная деятельность в труде формирует творческое отношение к делу, порождает эмоциональный подъем, самоотдачу.
Отношение ребенка в труде к себе и делу основывается на свойствах и чертах его характера. Общение в трудовом процессе осуществляется на основе коллективной оценки отношения к труду, взаимопомощи в общении происходит самовыражение школьника, его самоутверждение в глазах товарищей. Интеллектуальный труд для многих учащихся с ОВЗ кажется более тяжелым, чем физическая работа.
К.Д. Ушинский утверждал, что воспитание должно формировать в человеке привычку и любовь к труду: «оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд жизни». Школа, по его мнению, должна наполнять душу воспитанника стремлением к «доброму делу» на «всю его жизнь». Открыть для каждого путь к нахождению и обретению труда по душе и сердцу – главная задача воспитания.
Роль семьи в формировании активной жизненной позиции у детей с ОВЗ.
Большую роль в коррекционной работе играет семья, в которой ребенок воспитывается и влиянию которой постоянно подвергается.
Согласно Закону «Об образовании в РФ» (статья 44, пункт 1) и Семейному кодексу РФ (статья 63, пункт 1), Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В воспитании детей с ограниченными возможностями важную роль играет правильное отношение родителей к больному ребенку Часто одни из родителей чрезмерно опекают своего больного ребенка выполняют любые его желания, капризы. Все это может привести к развитию упрямства пассивности капризности ко всему что происходит вокруг. У ребенка уменьшается потребность в общении в овладении навыками самообслуживания желание трудиться играть.
Позиция других родителей - жесткое воспитание ребенка с ОВЗ. Подобное поведение родителей приводит к тому, что у детей возникают раздражительность плаксивость, что приводит его к ухудшению состояния. Родителям просто необходимо знать особенности заболевания и развития особых детей, а также их возможности. Помочь им в этом может классный руководитель, воспитатель, педагог-психолог в индивидуальных беседах, родительских собраниях, консультациях, привлечениях к праздникам, конкурсам и др. Специалисты коррекционной школы помогают формировать у родителей адекватное восприятие собственного ребенка, следят за тем, чтобы в семье складывались доброжелательные детско-родительские отношения, помогают устанавливать разнообразные социальные связи и соблюдать требования, принятые в школе. Родителям просто необходимо включать детей в семейную жизнь, учить оказывать посильную помощь и заботиться о более слабых. Ребенку необходимо предложить такие домашние дела, которые он сможет выполнить сам или с помощью взрослого. Это повысит самооценку ребенка и желание помогать другим людям. Правильно организованные условия жизни в семье ребенка с ОВЗ дают возможность ему успешно адаптироваться в дальнейшем.
Такое единство разных направлений воспитательной работы предполагает творческую заботу учащихся вместе с учителем, родителями друг о друге, о близких и далёких людях, т.е. осуществляется комплексный подход к воспитательному процессу. Самое важное в коллективном планировании – развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Они учатся строить свою жизнь так, чтобы она была интересной. Дети учатся жить с пользой.
Возникает такая притча: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река - это образ жизни и наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего школа и учителя, семья и родители.