«Воспитание культуры ЗОЖ на занятиях секции «Мини-футбол» как один из факторов становления гражданской идентичности
VI республиканский педагогический марафон
«Развитие профессиональной культуры педагога
как фактор повышения учительского потенциала»
«Внеурочная деятельность как ресурс формирования
гражданской идентичности школьников»
Секция учителей истории, обществознания,
физкультуры и основ безопасности жизнедеятельности
«Воспитание культуры ЗОЖ на занятиях секции «Мини-футбол» как один из факторов становления гражданской идентичности
младших школьников»
Худицкий Александр Витальевич,
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №11» г. Абакана
Проблема формирования гражданской идентичности, патриотического отношения к своей Родине является одним из ключевых вопросов воспитания подрастающего поколения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения к наиболее значимым личностным результатам начального образования отнесены становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение.
Достижение этих результатов в начальных классах представляет определенную сложность в связи с возрастными особенностями детей. Граждановедческие понятия достаточно абстрактны, а поэтому сложны для восприятия учащимися. Представления о собственной гражданской идентичности имеются не у всех младших школьников.
При создании программ, направленных на становление у младших школьников гражданской идентичности, важно выбирать такие методы работы, которые делают сложные понятия доступными и эмоционально привлекательными. Для начального уровня основного общего образования одним из наиболее адекватных методов выступает игра. Поэтому при выборе программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления наиболее оптимальным для меня явилось создание и реализация программы «Мини-футбол» в начальной школе, которая позволяет решать в единстве задачи формирования гражданской идентичности и нравственного воспитания учащихся, формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.
Здоровье человека – высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.
Чувство сопричастности к своему народу, своей стране начинается с малой родины. Мои воспитанники знают о том, что в нашей республике с 1999 года действует некоммерческая организация "Фонд развития мини-футбола в Хакасии". Одной из задач фонда является пропаганда и развитие мини-футбола (футзала) в Республике Хакасия как одного из активных видов отдыха и здорового образа жизни.
На занятиях секции ведётся работа по приобретению познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья, активного образа жизни, спорта. При изучении раздела «Физическая культура и спорт в России» речь идёт о значении физической культуры для подготовки российских людей к трудовой деятельности и защите Родины. Раздел «Развитие футбола в России» знакомит с историей возникновения футбола и развитием его в России.
Регулярным в нашей школе является проведение традиционных спортивно-оздоровительных совместных мероприятий с привлечением детско-родительских коллективов близлежащих школ № 22, 19. В мае 2015 года в рамках празднования 70-летия Победы был организован турнир по мини-футболу под девизом «Мы помним! Мы гордимся!».
Занятия в секции способствуют активному вовлечению обучающихся в различные спортивные игры, конкурсы, соревнования, такие как «Шиповка юных», военно-полевая игра «Зарница», Осенний Кросс. Участие в акциях «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», месячнике «За здоровый образ жизни», Днях Здоровья и др., является условием сохранения здоровья, а благодаря положительным эмоция у детей закрепляется желание вести здоровый образ жизни и проявляются волевые усилия в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива, что является неотъемлемой частью воспитания гражданина своей страны.
15