Статья по обобщению опыта работы «РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Яшалтинская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Панченко»
Яшалтинский район Республика Калмыкия
Обобщение опыта работы.
«РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Учитель русского языка и литературы
Степаницына Г.И.
Введение
Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны – это сложная дисциплина, требующая большого труда.
  Чтобы хорошо усваивать правила русского языка и быстро и точно применять их, школьник должен обладать целым рядом умений. Одно их таких необходимых умений – это умение быстро запоминать и в нужное время вспоминать определенные орфограммы и применять правила. Другими словами, школьник должен обладать языковой  «готовностью памяти». Это умение в работе по русскому языку требуется буквально на каждом шагу, поэтому ученику необходимо развивать свою память и совершенствовать её.  В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников – формирование орфографической грамотности. Она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
     Из практики обучения в школе известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточного уровня, о чем свидетельствуют результаты  итоговых контрольных работ по русскому языку.
     Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей.  Поэтому учителя ищут причины такого явления, чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
    Одной из причин недостаточно  высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.
    Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.
    Орфографическая зоркость учащихся - это одна из основных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития.        
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание». Н.С.Рождественский     С самых первых дней обучения в школе учитель призван развить в каждом ребенке способность владеть словом, рассматривать его с разных сторон ,  осмысливать закономерности языка. При этом важно помнить, чтобы за «скучной» грамматикой и «однообразной» орфографией не терялся великий русский язык. Дети должны почувствовать его красоту, осознать его богатство, обрести способность выражать на нем самые различные мысли и чувства.
     С чего же следует начать? Очень большое значение в работе играют орфограммы.
Что же такое «орфограмма»?
      В современном понимании орфография – это система правил написания слов. 
А  орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний.
Ученые- психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать эту ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он себе проговаривает.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже  автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо  написать.
      В первые годы своей работы я, как и многие учителя, работала по выработке грамотного письма стереотипно: дети сначала учили правило, а потом упражнялись. Но от этого дети не становились грамотными, они по-прежнему допускали ошибки при письме. Я поняла, что знать правило и свободно писать-вещи разные! Знание правила- это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений, позволяющие закрепить правило,- третий.  В результате наблюдений и чтения методической литературы я пришла к выводу, что в системе выработки грамотного письма выпадал целый этап (второй) – это применение правила на практике на основе алгоритма.
     Алгоритм – это «инструкция», предписывающая, какие операции и в какой последовательности нужно выполнять, чтобы применить соответствующее правило. Например, алгоритм объяснения безударного гласного может быть таким (для решения орфографической задачи в данном случае берется слово «разредить»)
Алгоритм Решение орфографической задачи
1.Выяснить значение слова Разредить - сделать реже, менее густым
2.Поставить в слове ударение и выделить безударный гласный. Разредить – ударение на слог ди, безударные  «а», «е»
3.Разобрать слово по морфологическому составу, выделить корень. Разредить – раз- - приставка,  -ред-  - корень, и-, ть- -
суффиксы
4.Подобрать больше однокоренных слов, поставить ударение. Разредить – изредка, редкость, редко, поредеть,
редкостный.
5.Выбрать из однокоренных слов проверочные,  т.е. те, в которых проверяемый гласный стоит под ударением. Проверочные слова для морфемы – ред- :
редко, редкость, редкостный
6.Объяснить написание безударного гласного. В ударном положения корня –ред- выступает звук (э), следовательно букву «е» нужно писать и в безударном положении этого корня: разредить.
 
     Сейчас в своей работе по выработке грамотного письма я использую алгоритм применения правила. Считаю, что рассуждение на основе алгоритма способствует лучшему усвоению орфограммы.
Орфография подчиняется строгим законам, правилам. Важно все изученные ребенком орфографические правила объединить в его сознании в более или менее определенные группы в соответствии с логикой языка, с законами самой русской орфографии. Это уже следующий этап реализации проблемы. Составляем вместе с учениками таблицу «Основные правила русской орфографии». Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка: увидеть орфограмму в слове; определить вид (проверяемая или нет), к какой теме относится, вспомнить правило; определить способ решения поисковой задачи в зависимости от вида орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм задачи; решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму, написать слова и сделать самопроверку.
Для закрепления теоретического материала готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки-практикумы, где использую различные способы коллективной работы. Учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют, а сидящие с ними рядом контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывая при необходимости на ошибки; затем учащиеся меняются ролями. Например, при изучении темы «Правописание приставок на з – с» предлагаю такие задания:
– Будьте внимательны! Выпишите только слова с приставками на з – с: исхудать, восток, разносить, искрометный, бесчеловечный, низкорослый, ниспадать, разделить, разнообразный, распродавать, сдержать.
– Докажите, что в других словах нет приставок на з – с, для чего разберите их по составу (эти задания ориентированы на учеников 1-2 группы), учащиеся 3-й группы в это время выполняют такое задание:
– Запишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание по образцу: безграничный (граница – г- зв.), исписать (писать – п – гл.); слова с неизменяемыми приставками подчеркните: бе…толковый, …делать, ра…целовать. …дернуть, ни..падать, …гореть, ра…терзать, ра…добриться, бе…дорожье,  …бивать, в…будоражить, в…кипеть, …бежать.
Упражнения для выработки орфографической зоркости
 В обучении русскому языку велико значение упражнений. К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:
1.Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».
2.«Упражнения должны быть систематическими», т.е. – «всякое  новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперед»
- «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового»;
- «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им  учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
3. «Упражнения должны быть логическими… Это дает возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
    Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.
     С этой целью в своей работе рекомендую так называемые специальные орфографические упражнения. Все специальные орфографические упражнения сопровождаются устным или письменным языковым разбором.
Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
- Внимательно прочитай предложение.
- Повтори его, не заглядывая в текст.
- Подчеркни в предложении все орфограммы.
- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из  любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причем списывание может дополняться грамматическими заданиями.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1.Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
2. Выпиши слова- синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определенным видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определенной части речи.
6. Выпиши словосочетания.
Диктант
  - Предупредительный диктант (учащиеся записывают текст полностью без изменений)
При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или  целого текста я обычно организую устную работу: ученики объясняют правила написания определенных орфограмм, имеющихся в словах. Например, диктую предложение: «По узкой лесной тропинке ребята вышли к маленькой избушке».
Считаем, сколько орфограмм в данном предложении?
- Более десяти, большая буква в начале предложения;
- предлог «по» пишется отдельно, проверяем – по (какой?) узкой;
- в корне пишем «з», проверить – узенькая;
- безударное окончание «ой», проверить вопросом - по  какой?;- в слове «лесной» в корне слова пишем букву «е», проверить – лес;
- в слове «тропинке» в корне пишем букву  «о», проверить – тропы;
- в слове «тропинке» безударное окончание «е»- 1 скл., дательный падеж;
- в слове «ребята» пишем букву «е», непроверяемую ударением;
- в глаголе «вышли» приставка «вы» пишется слитно;
- предлог «к» пишется отдельно, проверить к (какой?)
- в слове «маленькой» суффикс «еньк», нет суффикса «иньк»
- окончание «ой», проверить вопросом – «какой?»
- в слове «избушке» парный согласный «ш», проверить  - избушечка;
-окончание  «е»-  1 скл., предложный падеж
   Только после того как ребята назовут все орфограммы, текст записывается под диктовку.
Такие виды диктовок развивают слуховое восприятие текста, т.е. учащиеся учатся определять орфограмму на слух. А это очень ценно, так как потом развитое слуховое восприятие орфограмм помогает ученикам грамотно писать диктанты.
- Объяснительный диктант
  При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т.е. рассуждение по поводу того, почему надо писать так, а не иначе, осуществляется после записи текста. Чтобы все учащиеся производили соответствующий грамматико-орфографический разбор слов с нужной орфограммой, я предлагаю письменно (путем условных сокращений и подчеркиваний) объяснить написание анализируемых слов  (без предварительного рассуждения). Это следующая ступень самостоятельности учащихся. Здесь уже развивается зрительное восприятие текста. В работе стараюсь использовать работу разных анализаторов
(слуховых и зрительных).
- Выборочный диктант (учащиеся  записывают текст выборочно)
    Ускоряет темп работы, помогает сосредоточить внимание учеников на нужной орфограмме. При выборочной записи слов  или словосочетаний учащиеся объясняют соответствующие орфограммы. Часто это объяснение  сводится  к классификации слов на «правило»: например, в один столбик учащиеся записывают существительные 3 скл. С основой на шипящий (помощь, глушь), в другой – существительные 2 скл. мужского рода  (врач, кирпич, сторож).
- Свободный диктант  (учащиеся, записывая текст, подвергают его изменениям)
При таком диктанте учащемуся приходится думать не только о содержании и грамматическом оформлении предложений, но и о связанности изложения мыслей. Если учащийся письменно объясняет орфограммы (обычно на определенное правило), то он приучается применять орфографические правила в условиях, приближенных к тем, когда приходится излагать свои мысли.
- Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.
- Диктант с постукиванием
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
- «Проверяю себя»
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
Комментированное письмо.
    Этот вид диктанта строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами и подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала я предлагаю комментировать письмо сильным ученикам, постепенно включаются и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.
Письмо с пропуском орфограмм.
    Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения, сочинения) я даю учащимся право пропускать  орфограммы, которое вызывает у них сомнения. При  этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. Я в ходе работы помогаю разрешить эти вопросы. Такой пропуск способствует становлению орфографической зоркости у ученика, помогает ему внимательно относиться к слову, учит сомневаться, чего обычно не хватает  ученикам. А еще Аристотель говорил: «Сомнение – начало поиска истины».
Скоростное письмо.
    Письмо по памяти.
     Определенное место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
Чтение текста, работа по содержанию.
Орфографическое чтение учителем,  детьми, орфографический разбор.
Упражнение в запоминании.
Орфографическое чтение слов с орфограммами.
Запись.
Проверка.
    Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.
Система работы над ошибками подчинена формированию орфографической зоркости.
    Немаловажное значение для успешной организации этой работы имеет исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей.
«Общий принцип исправления ошибок,- говорит Н.С. Рождественский,- сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельность учеников, чтобы они работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать»
Практикую я и такие приемы исправления ошибок: неверно написанные буквы не исправляются, а, как правило, подчеркивается все слово с ошибочным написанием, на полях делается отметка  о наличии ошибки. Цель такого исправления – заставить ученика вдуматься в данное слово, увидеть в нем орфограмму, распознать ее тип, а затем уже исправить ошибку в этой позиции.
Ход индивидуальной работы над ошибками:
1-й этап - поисковый, когда ребенок ищет ошибку в указанном учителем слове. Практикуется взаимопомощь.                                                                                       2-й этап - написать слово, в котором была допущена ошибка, в отдельную тетрадь и провести работу по исправлению ошибки.
 Ход коллективной работы над ошибками:
На доске пишу слова, в которых допущены ошибки, но вперемешку с правильно написанными словами на ту же орфограмму. Предлагается найти орфограммы в ошибочно написанных словах; объяснить, как их правильно написать, при этом на полях в тетради написать номер орфограммы. Только после такой коллективной работы приступаем к самостоятельной, индивидуальной.
Орфографические минутки
    На следующем этапе работы с целью развития орфографической зоркости на каждом уроке русского языка я использую орфографические  пятиминутки – зарядки с включением слов, в которых были допущены ошибки или с целью повторения орфограмм. Зарядки провожу по - разному. Это может быть устная работа с сигнальными карточками или письменная на листочках. Это может быть коллективная работа или самостоятельная. Приведу примеры таких зарядок:
«Работа в парах» Ученики в парах самостоятельно работают по одной карточке, где слова с пропущенной орфограммой даны по вариантам; правильные орфограммы записаны на правой стороне и закрыты узкой полоской бумаги. Эти орфограммы определяет и постепенно открывает сначала один ученик, а первый  его проверяет.
«Буквы спорят» – сне(ж-ш)ки, шу(б-п)ка,сле(з-с)ки, заб(о-а)лел,, а ученики показывают карточку с нужной орфограммой.
«Вставь пропущенную букву» (на ветк…,у дорог…,о друг…, к лошад…)
«Раздели на два столбика» (диктую слова, а дети письменно делят их на группы) Например: когда мы повторяем 1-е и 2-е спряжение глаголов
«Найди лишнее слово» (сем…я, друз..я, лист..я, б..ю,в..езд,п…ю.)Систематически проводимая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического и цифрового обозначения дает положительные результаты: дети определяют место в слове, где возникла орфографическая задача.
     Проработав много лет в   школе, я пришла к выводу, что орфографическая зоркость формируется и развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании и в процессе выполнения других упражнений. Для успешного развития зоркости важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение к ней. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка.  Выработка навыков правописания – процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет, но детям это очень скучно! Вот я и стараюсь строить практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить.Ученик должен удивляться тому, что …
- он видит орфограммы,
-он может написать их правильно,
-ему нравится работать,
- на уроках русского языка интересно,
- все это дает хорошие результаты!
  Учиться с увлечением, зажечь в  глазах каждого ученика огонек, привитие тяги к знаниям -  вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии -  использование компьютера  и интерактивной доски, проектная деятельность, презентации и тесты – все это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
  Таким образом, с одной стороны, знание русского языка дается ребенку с детства, он овладевает им также естественно, как дышит и растет.  С  другой стороны, это сложная учебная дисциплина, требующая большого труда.
 Думаю, что способность учащихся видеть орфограммы – необходимое и важнейшее условие повышения их грамотности. Значит, ее (способность) у учащихся нужно воспитывать.
.
Заключение
  Систематически проводимая работа по формированию орфографической зоркости дает положительные результаты: дети определяют место в слове, где возникла орфографическая задача.
    Способность учащихся видеть орфограммы – необходимое и важнейшее условие повышения их грамотности. Значит, ее (способность) у учащихся нужно воспитывать.
    В результате работы мы пришли к выводу, что орфографическая зоркость формируется и развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании и в процессе выполнения других упражнений.                                                                                
  Для успешного развития зоркости важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение к ней. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка.  Выработка навыков правописания – процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет.
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, дала мне следующие результаты:
- учащиеся усвоили основные виды орфограмм;
- достигнут довольно высокий уровень сформированной орфографической зоркости учащихся;
- возрос интерес детей к русскому языку и, в частности, к орфографии.
   Подводя итог, следует сказать, что данная технология, несомненно, позволяет повысить качественную успеваемость учащихся, о чем, в частности, свидетельствуют и результаты централизованного тестирования, и результаты ЕГЭ по русскому языку.
Приемы и средства по выработке орфографической зоркости как важнейшего средства повышения грамотности учащихся, описанные в моей работе, многократно мною испытаны и дали неплохой результат.