Развитие творческих способностей учащихся начальной школы как один из необходимых факторов становления жизнеспособной личности.

МОУ «Кокуйская средняя общеобразовательная школа №1»




Научно-методическая конференция
« Становление жизнеспособной личности в педагогическом процессе образовательного
учреждения: проблемы, поиски, решения».












Развитие творческих способностей учащихся начальной школы как один из необходимых факторов становления жизнеспособной личности.









Бочкарникова Е.В.
учитель начальных классов
МОУ «КСОШ №1»







Кокуй 2009


«То он тихо живёт, без затей,
То бушует, как вешние реки.
Сколько ангелов, сколько чертей
Жарко пляшут в одном человеке.
Вот и надо на этом пути
Сквозь контрастную эту фактуру
В человеке бесстрашно найти
То, что в нём выделяет натуру».
С.Островой
Современный мир очень динамичен. Стремительные изменения в нём, привели к потребности общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, живущей в условиях постоянных перемен. Вместо парадигмы «обучение на всю жизнь» появилась другая – «образование через всю жизнь».[1]
Все происходящие изменения привели к развитию новых способов обучения и воспитания, связанных с индивидуальным развитием личности. Современный выпускник школы должен суметь найти себе применение, должен быть самостоятельным, активным, небоящимся трудностей, инициативным и творческим, а значит жизнеспособной личностью. Поэтому, именно в школе важно выявить и помочь раскрыть свои способности ребёнку.
Любая школа, как известно, начинается с начальной. Роль начального образования и первого учителя в жизни ребёнка без сомнения велика. Педагог, работающий с младшими школьниками, должен помнить, что именно этот возраст закладывает интерес, потребность и привычку к умственной деятельности. Наряду с этим, младшие школьники имеют специфические возрастные особенности, которые усложняют работу педагога: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенная двигательная активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Однако, несмотря на это, развитие творческих способностей следует начинать именно в начальной школе, так как этот возраст считается сензетивным, то есть наиболее благоприятным для этого.[3]
Значение творчества в жизни младшего школьника можно охарактеризовать, как формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания из разных источников, знакомство с различными видами деятельности, умение чётко планировать любую работу, эффективно взаимодействовать с окружающим миром, быть открытым для новых контактов. Чем выше уровень творческого развития человека, тем выше уровень его общего умственного развития, тем выше его работоспособность. Важность раскрытия творческого потенциала наших учащихся заключается и в том, что с творческим типом мышления дети смогут быстрее адаптироваться к новой жизни в 5 классе, будут пытаться адекватно оценивать свои результаты, смогут быть уверенными в себе и инициативными. Все выше перечисленные качества необходимы ребёнку не только в среднем звене школы, но и на протяжении всей жизни.[1]
Итак, что же такое творческие способности? Существует немало определений данному понятию, приведу одно из них: « это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Творчество определило открытия в науке и искусстве. Все изобретения человеческой цивилизации, сами формы жизни людей тоже результат творческой деятельности.[3]
Благодаря креативным способностям становятся возможными творческие достижения личности. К творческим достижениям ребёнка можно отнести всё, что ранее он никогда не делал: сочинения, рисунки, поделки, исследовательские работы, проекты и многое другое, как сказал Лев Семёнович Выготский: « Творчество на деле существует не только там, где создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-либо новое, какой бы крупицей, ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев».
Роль учителя в данном случае заключается в умении организовать так учебный и внеучебный процесс, чтобы ребёнок почувствовал потребность в данном виде деятельности, почувствовал собственную значимость и приобрёл привычку не лениться.
В начальной школе дети с удовольствием участвуют в следующих видах творческой деятельности: интеллектуальные марафоны, конференции, олимпиады, творческие конкурсы поделок, рисунков, фотографий, концерты художественной самодеятельности. Способствует проявлению творческой инициативы, является стимулом для младшего школьника поощрение его успехов и достижений. Демонстрация детям творческих возможностей других людей, которые сумели проявить себя, достигли определённых результатов, также предполагает формирование их интереса к участию в творческой деятельности.
Учебный процесс учителя стараются строить таким образом, чтобы ребёнок выступал субъектом учения, поскольку именно так ученик может занять позицию активного, творческого участника обучения. Для этого мы стараемся использовать такие методы обучения, как: проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы, метод проектов. Интерес и желание ребёнка к решению поставленных задач нетрадиционными способами можно привить следующими заданиями: на уроках литературного чтения – написание писем главным героям произведений, придумывание продолжений прочитанных историй, создание книжек по изученным разделам, составление кроссвордов, чтение по ролям, пересказы от лица героев, конкурсное чтение стихотворений и другое. На уроках математики и русского языка можно предложить такие задания: дай своё объяснение словам - местоимение, прилагательное, деление, сложение и др.; сравни таблицу умножения с алфавитом; выполни рисунки, с помощью которых легче запоминать табличные случаи умножения или словарные слова; придумывание рекомендаций одноклассникам о том, как быстрее и удобнее запомнить таблицу умножения; решение задач разными способами; придумывание задач и выражений. На уроках технологии дети могут самостоятельно придумать варианты поделок. Окружающий мир - предмет, на котором также как и на остальных уроках, развитие креативности является неотъемлемой частью. Вот некоторые задания: отразить полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, создать проект календаря наблюдений за природой и др. Создание своего портфолио стало традицией для наших учеников. Данный вид деятельности развивает мотивацию дальнейшего творческого роста.
При этом педагоги должны уметь внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей; стремиться помогать каждому ребёнку, понять самого себя; всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи, отмечать и поддерживать оригинальные мысли и действия ребёнка.[2]
Таким образом, выпускник начальной школы, становится уверенным в себе, с позитивным отношением к окружающему миру, волевой, творческий, инициативный. Именно эти черты характера помогают адаптироваться в среднем звене школы успешно, соответственно первый шаг к становлению жизнеспособной личности будет сделан.
Перешагнув все ступени школьного образования, успешный ребёнок сможет найти себя в жизни, а социальный прогресс, в свою очередь, зависит от того, какое количество творческих людей способны будут его осуществить. Именно от степени развитости в человеке творческого начала зависит развитие науки, техники, производства. Творчество - важный фактор становления жизнеспособной личности, поэтому одна из задач, стоящая перед современным педагогом – это развитие творческих способностей ребёнка, развитие его индивидуальности. [2]






Используемая литература:
Дереклеева Н.И. «Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», Москва, 2008.
Казанская В.Г. «Личность ученика и учителя в начальной школе», Каро, Санкт-Петербург, 2004.
Лакоценина Т.П. , Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. « Современный урок. Инновационные уроки», часть 5, Учитель,2007.









13PAGE 15


13PAGE 14615




15