Программа опытно – экспериментальной работы творческой группы учителей начальных классов по теме: «Информационно – коммуникационные технологии в начальной школе».
Программа опытно – экспериментальной работы творческой группы
учителей начальных классов по теме: «Информационно – коммуникационные
технологии в начальной школе».
Цель программы: апробация новых методик и технологий в обучении и воспитании младших школьников.
Задачи программы: апробация модуля «Практика работы на компьютере» в курсе «Технология» в младших классах.
Актуальность темы эксперементаКомпьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Обязанностью школы является подготовка детей к жизни в современном обществе, которое характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Планируется введение обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы. Согласно новому Базисному Учебному Плану (БУП) информатика в начальной школе будет преподаваться в рамках предмета "Технология" в 3—4-х классах как модуль «Практика работы на компьютере». Поэтому понятны причины, побуждающие педагогов использовать новейшие информационные, в частности, компьютерные технологии в практике начальной школы. Попробуем сформулировать эти причины.
Во-первых, в информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.
Во-вторых, с каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению азов компьютерной грамотности.
В-третьих, совершенствование образовательного процесса и введение профильного обучения предполагает углубленное изучение отдельных предметов школьной программы и реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Роль компьютера как средства модернизации процесса образования при этом неуклонно возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями.
В-четвёртых, внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.
Цели и задачи эксперимента.
Объект и предмет исследования.
Цель эксперимента: апробация новых методик и технологий в обучении и воспитании младших школьников.
Задачи:
1) Апробация модуля «Практика работы на компьютере» в курсе «Технология» в младших классах.
2) Разработка рекомендаций по использованию в учебно-воспитательном процессе учебников А.В. Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер».
3) Создание электронного пакета документов, необходимых учителю начальных классов для организации обучения младших школьников работе на компьютере.
Предмет исследования: модуль «Практика работы на компьютере» в курсе «Технология».
Объект исследования: учащиеся 3 – 4 классов общеобразовательной школы.