Обобщение опыта работы по теме: Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
Безошибочное правописание
Составляет азбуку знания языка
Я.К. Грот
Говорить о том, что учащиеся, оканчивающие среднюю школу, должны грамотно писать, значило бы доказывать очевидное. На современном этапе развития общества данное положение не требует аргументации. Считается общепризнанным, что школа обязана вооружить своих питомцев прочными навыками правописания. Будучи тесно связанным с мышлением, язык отражает интеллектуальное развитие человека. Хорошо развитые речевые навыки (точная, грамотная и выразительная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо, адекватное понимание чужой речи, владение разными видами чтения) воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности в значительной мере определяют общественную и профессиональную адекватность человека.
Уровень элементарной грамотности, в том числе грамотности орфографической, связывается представителями нашего общества не только с орфографической подготовкой по родному языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой.
Острая реакция общества на орфографически безграмотное письмо вполне объяснима; установлено, что хорошо говорящие, читающие и пишущие школьники, как правило, успешно овладевают всеми учебными дисциплинами, легче осваивают содержание среднего образования в целом. И наоборот, одной из главных причин отставания учащихся, их слабой успеваемости, недостаточного интеллектуального развития, дефектов нравственного облика является неудовлетворительная подготовка по языку, недостаточно развитая и грамотная устная и письменная речь.
Программа по русскому языку и учебники нового поколения существенно изменили цели и задачи преподавания предмета. Наряду с вниманием к орфографическим и пунктуационным навыкам большое значение придается развитию чувства языка, формированию навыков лингвистического анализа, умению выражать любую мысль в устной и письменной форме в зависимости от речевой ситуации. Развитие познавательной активности учащихся рассматривается как одно из важнейших требований современного процесса обучения, которое может быть реализовано при условии глубокого осознания учителем единства обучения и развития, взаимовлияния их при ведущей роли обучения.
Как обучать русской орфографии? Над этой проблемой билось не одно поколение методистов; занимались ею лингвисты, и, конечно, психологи.
Ведущую тенденцию в методике русской орфографии и психологии её усвоения учащимися составляет теоретическое направление, разрабатывающее идею обучения правописания сознательным путём: на основе определенных знаний, с помощью правил. Именно в русле этого направления сложился школьный курс орфографии, в том числе и его современный вариант.
Программа традиционно включает перечень орфограмм и соответствующих им правил, подлежащих изучению: «Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слов», «Правописание букв и, а, у после шипящих», «Разделительные ь и ъ», «Не с глаголами» и т.д. Этот перечень и составляет основной объем программного материала. В школьную программу введено понятие орфограммы, а также определён объём умений в области орфографии. Таким образом, содержание обучения включает фактический материал (орфограммы) с подразумеваемыми правилами, понятие орфограммы, важнейшие умения.
Опытные учителя, методисты всегда боролись за то, чтобы развить у учащихся «орфографическую зоркость», привить способность замечать слова, в написании которых можно ошибиться и требуется навести необходимые справки. Предполагается, что это умение должно формироваться сразу, с первых лет обучения. Но опыт работы школы показывает, что у детей, пришедших в средние классы, оно не развито.
Поэтому как первоочередную задачу, от успешного решения которой зависят дальнейшие результаты обучения грамотному письму, программа указывает на необходимость с первых же уроков вырабатывать умение видеть при письме орфограммы, используя соответствующее понятие. Таким образом, это понятие нужно для практических целей- для развития орфографической зоркости учащихся.
Программа по русскому языку нацеливает учебный процесс на формирование ведущих умений, поскольку такие умения облегчают обучение, создают прочную основу для успешного освоения учащимися программного материала за счет интеграции знаний и соответствующих способов действия. Чтобы сформировать умения, нужно время.
Изначальным учением, обеспечивающим отношение к письму, мотивирующим обращение к правилу (теории), к словарю, является умение замечать при письме орфограммы, выделять из сферы письма те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Вторым собственно орфографическим является умение квалифицировать, дифференцировать орфограммы, различать их на уровне типа, на уровне вида, внутри видов.
Определение характера орфограмм- важнейшее умение, помогающее воспринимать изучаемый материал в системе и соотносить с нужным правилом.
Вместе с тем сами правила опираются на грамматические знания и умения, на понимание семантики отображаемых на письме единиц языка. Вот почему умение применять правила предлагает умения анализировать грамматические явления, их разнообразные значения.
Как учитель русского языка, я уверенна, что знания, навыки грамотного письма осваиваются через упражнения. Именно они составляют главное содержание учебной деятельности школьников. Неудивительно, что характер упражнений, их последовательность, интенсивность, эффективность постоянно находились и находятся в поле зрения обучающих и обучающихся.
Упражнения разграничиваются в зависимости от преимущественной активности слуха или зрения при обучении: разные виды диктанта и разные виды списывания.
Признак самостоятельности, «творчества» лежит и в основе внутренней классификации диктантов и списывания.
Самыми распространенными видами диктантов, применяемых мною, являются диктант: предупредительный, объяснительный и комментированное письмо.
Перечисленные виды диктантов чаще всего используются для закрепления правил правописания и предшествуют проверочной работе.
Реже в практике преподавания применяются диктанты с записью неполного или измененного текста: выборочный диктант, свободный и творческий. Диктант «Проверяю себя» специально рассчитан на развитие орфографической зоркости учащихся, на выявление их индивидуальных затруднений.
Промежуточное положение между диктантом и списыванием занимает так называемый зрительный диктант: сначала учащиеся зрительно воспринимают предложенный текст, который или записан на доске, или , демонстрируется на интерактивной доске, или просто берется из книги; затем этот текст изымается из поля зрения учеников и записывается под диктовку.
Между тем списывание является специфично орфографическим упражнением, формирующим орфографический навык.
Оно, так же как и диктант, может быть разнообразным в зависимости от учебной цели.
Если учащиеся понимают, с какой целью ими выполняется то или иное упражнение и какой результат в ходе упражнений должен быть достигнут, то эффективность обучения заметно возрастает.
Если обобщить сказанное, то основные виды орфографических упражнений можно представить следующим образом:
Способ восприятия текста На слух Зрительно Самовыражение
Тип упражнений (прием) Диктант Списывание Творческое письмо
Виды упражнений записью исходного текста -предупредительный диктант
-объяснительный «Проверяю себя»
-комментирование
-самодиктант - с графическими выделениями определенных грамматических и орфографических явлений
- с условными пояснениями -подбор примеров
- сочинения по опорным словам, с заданными орфограммами или словоформами, по рисункам или картине орфографически
целенаправленным заданием
Виды упражнений с записью измененного текста -выборочный
-свободный
-творческий - выборочное
-дополняющее
-творческое -изложения, близкие к тексту, выборочные и сжатые с орфографической направленностью
Комбинированные упражнения Зрительный диктант Зрительный диктант Списывание с элементами сочинения
Из каких единиц речи может состоять текст упражнения Слова, словосочетания, отдельные предложения, связанные высказывания Слова, словосочетания, отдельные предложения, связанные высказывания Предложения, связанные высказывания
Помимо выполнения упражнений, приобщаю учащихся к живой грамотной речи, к пополнению словарного запаса. Работа над новыми словами даёт возможность не только объяснять их семантическое значение, но и их правописание. Стараюсь использовать раздаточный материал, карточки, перфокарты, плакаты, схемы, тестовые задания, подборки материалов по различным темам. Особое внимание уделяю творческой работе учащихся: составлению характеристик, отзыв об увиденном фильме, самостоятельное сочинение стихотворений. В работе стараюсь использовать дифференцированный метод обучения, с целью учёта и использования индивидуальных способностей учащихся. Стремлюсь разнообразить проведение уроков, с особым интересом готовлюсь и провожу нестандартные уроки. Среди уроков определённое внимание уделяю теме «Уроки обобщённого изучения орфографического материала».
Правильная организация изучения орфографического материала- эффективное средство в борьбе учителя за высокую грамотность учащихся. При этом очень важно умело распределить орфографический материал между различными этапами формирования навыка правописания.
Обычно выделяется три этапа в процессе выработки орфографических навыков: первый- знакомство с особенностями правила для специального его изучения; второй- специальное изучение правила; третий- продолжение работы над пройденной темой во время изучения новой темы.
Конечно, современный школьный курс русского языка имеет практическую направленность, и одна из главных его задач- формирование у школьников умения пользоваться письменной формой литературного языка, включая её правописные нормы.