Рабочая программа по технологии 4 класс
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа «Гармония»
«Утверждаю»
Директор МБС(К)ОУ
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ОШ «Гармония»
_______________Рябизина Е.А.
Приказ № _______
от «____»_______2015г. «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_________Водянцева Е.Н.
«____»__________2015г. «Рассмотрено»
На ШМО учителей начальных классов
Протокол № ___ от«____»_______2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ОШ «Гармония»
Афанасьевой О.И., учителя начальных классов
По технологии 4 класс
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе авторской программы Е.А. Лутцевой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Программа рассчитана на 68 часов и обеспечена следующим методическим комплектом:– Лутцева, Е. А., Технология: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:– 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013 .
– Лутцева, Е. А., Технология: 4класс: Рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).
Программа составлена для обучающихся классов компенсирующего развития. Рабочая программа по техноголии является адаптированной, поскольку в классах обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и государственный стандарт предполагает:
Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Создание специальных условий.
Осуществление индивидуально-ориентированной и психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ.
В связи с этим, рабочая программа содержит перечень коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей, описание специальных условий обучения, планируемые результаты коррекционной работы.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает основные аспекты технико-технологической картины мира, т. е. технологические знания и умения как в узком, так и в широком смысле. В начальной школе в узком смысле это первоначальные обобщенные знания о технологии и технике, о рациональной организации труда, мире профессий, а в широком смысле это представления не только о результатах научно-технического прогресса, но и о духовно-культурной среде, также созданной мыслью и руками человека-творца.
В связи с этим задачами курса являются:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой — источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
показано, что технология практических работ из века в век остается почти неизменной, особенно ручных, ремесленнических (детали размечаются, вырезаются, соединяются, изделие отделывается и украшается);
осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в частности рассматриваются причины возникновения разделения труда, необходимость повышения его производительности, этапы развития техники как помощницы человека и т. д.;
подчеркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства и наук (физика, химия, астрономия, биология, медицина).Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;-
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Содержание программы
4 класс-68 часов.
Разделы и темы:
Человек в мире техники. Информационные технологии (17 часов).
Что такое научно-технический прогресс.
Мой помощник компьютер
Что умеют компьютеры
Компьютерная презентация
Современное производство. Совершенствование технологий (15 часов).
Штучное и массовое производство.
Быстрее, больше.
Как делают автомобили
Материалы для современного производства. Добыча и переработка сырья (9 часов).
Черное золото
Что изготавливают из нефти
Что такое вторичное сырье
Природа в опасности
Жилище человека. Совершенствование строительных технологий (7 часов).
О чем рассказывает дом
Дом для семьи
Как дом стал небоскребом
Какие бывают города
Дизайн. Художественное конструирование (16 часов).
Что такое дизайн
Дизайн техники
Дизайн рекламной продукции
Дизайн интерьера
Дизайн одежды
Будущее начинается сегодня
Совершенствование технологий: достижения и проблемы. Для любознательных (4 часов).
Как люди совершают открытия
От абака до ЭВМ
Почему необходимо очищать сточные воды
За учебный год будет проведено:
Практической работы с компьютером – 4.
Коллективные проекты – 5.
Индивидуальный проект – 3.
Проверочная работа – 5.
Итоговая контрольная работа – 1.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
Иметь представление:
- о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
- о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;
- о глобальных проблемах экологии и роли человека в в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
- об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама, и др.);
- о понятиях: технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.Знать:
современные профессии, появившиеся в XX— XXI вв. и связанные с изученным содержанием;
технические изобретения XX в., вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
петельную, крестообразную строчки и их варианты;
луковичный и клубневый способ размножения растений.
Уметь:
определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
эстетично оформлять изделия;
соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета),
выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержания чистоты там, где постоянно сами находятся, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения (речь и этикет) и т. д.).
самостоятельно:
разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах.
При помощи учителя:
выбирать темы для практических и проектных работ;
искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.
Календарно-тематическое планирование
по технологии 4 класс
Тема в учебнике Тип урока Кол-во часов Дата проведения Причины корректировкиКоррекционная работа
план факт 1 Что такое научно-технический прогресс. Комбинированный 1 04.09 Развитие познавательных способностей и личных качеств.
2 Научно-технические открытия и достижения XX-начала XXI века. Комбинированный 1 04.09 Развивать точность, прочность и скорость запоминания.
3 Мой помощник компьютер. Комбинированный 2
11.09 Расширять знания, умения, навыки при помощи произвольного сознательного запоминания.
4 Комбинированный 11.09 Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.
5 Что умеют компьютеры.
Компьютеры в быту Комбинированный 1
18.09 Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
6 Как создать документ (практикум)
Практическая работа 1 18.09 Развивать словесно-логическую память, зрительную память.
7 Компьютеры в медицине
Комбинированный 1 25.09 Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и целенаправленность в работе.
8 Форматирование текста (практикум)
Практическая работа 1 25.09 Корректировать переключаемость, распределение и увеличение объема внимания.
9 Компьютеры и прогнозирование погоды Комбинированный 1 02.10 Совершенствование умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять сходство и различие понятий.
10 Как вставить рисунок в документ (практикум) Практическая работа 1 02.10 Развивать регулирующую функцию и последовательность мышления.
11 Компьютеры в учреждениях, на предприятиях Комбинированный 1 16.10 Развитие познавательных способностей и личных качеств.
12 Создание таблиц (практикум) Практическая работа 1 16.10 Развивать точность, прочность и скорость запоминания.
13 Компьютерная презентация. Комбинированный 2 23.10 Расширять знания, умения, навыки при помощи произвольного сознательного запоминания.
14 Комбинированный 23.10 Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.
15 Создание презентаций (практикум) Практическая работа 1 30.10 Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
16 Коллективный проект Проект 1 30.10 Развивать словесно-логическую память, зрительную память.
17 Проверочная работа Контроль знаний 1 06.11 Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и целенаправленность в работе.
18 Штучное и массовое производство. Комбинированный 2 06.11 Корректировать переключаемость, распределение и увеличение объема внимания.
19 Комбинированный 13.11 Совершенствование умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять сходство и различие понятий.
20 Изготовление подставки (практикум) Практическая работа 1 13.11 Развивать регулирующую функцию и последовательность мышления.
21 Быстрее, больше. Комбинированный 2 27.11 Развитие познавательных способностей и личных качеств.
22 Комбинированный 27.11 Развивать точность, прочность и скорость запоминания.
23 Чеканка (практикум) Практическая работа 1 04.12 Расширять знания, умения, навыки при помощи произвольного сознательного запоминания.
24 Как делают автомобили. Комбинированный 3 04.12 Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.
25 Комбинированный 11.12 Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
26 Комбинированный 11.12 Развивать словесно-логическую память, зрительную память.
27 Новогодний проект. Проект 3 18.12 Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и целенаправленность в работе.
28 Проект 18.12 Корректировать переключаемость, распределение и увеличение объема внимания.
29 Проект 25.12 Совершенствование умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять сходство и различие понятий.
30 Проверочная работа Контроль знаний 1 25.12 Развивать регулирующую функцию и последовательность мышления.
31 Коллективный проектПроект 2 01.01 15.01 Развитие познавательных способностей и личных качеств.
32 Проект 01.01 15.01 Развивать точность, прочность и скорость запоминания.
33 Черное золото.
Комбинированный 1 08.01 22.01 Расширять знания, умения, навыки при помощи произвольного сознательного запоминания.
34 Что изготавливают из нефти. Комбинированный 1 08.01 22.01 Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.
35 Синтетические материалы.
Комбинированный 1 15.01 Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
36 Что такое вторичное сырье. Комбинированный 1 15.01 Развивать словесно-логическую память, зрительную память.
37 Природа в опасности.
Комбинированный 2 22.01 Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и целенаправленность в работе.
38 Комбинированный 22.01 Корректировать переключаемость, распределение и увеличение объема внимания.
39 Коллективный проект Проект 2
29.01 Совершенствование умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять сходство и различие понятий.
40 Проект 29.01 Развивать регулирующую функцию и последовательность мышления.
41 Проверочная работа Контроль знаний 1 05.02 Развитие познавательных способностей и личных качеств.
42 О чем рассказывает дом. Комбинированный 1 05.02 Развивать точность, прочность и скорость запоминания.
43 Дом для семьи. Комбинированный 1 12.02 Расширять знания, умения, навыки при помощи произвольного сознательного запоминания.
44 Коллективный проект Проект 1 12.02 Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.
45 Как дом стал небоскребом. Комбинированный 1 26.02 Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
46 Какие бывают города. Комбинированный 1 26.02 Развивать словесно-логическую память, зрительную память.
47 Города будущего. Комбинированный 1 04.03 Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и целенаправленность в работе.
48 Проверочная работа Контроль знаний 1 04.03 Корректировать переключаемость, распределение и увеличение объема внимания.
49 Что такое дизайн. Комбинированный 1 11.03 Совершенствование умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять сходство и различие понятий.
50 Дизайн упаковки (практикум) Практическая работа 1 11.03 Развивать регулирующую функцию и последовательность мышления.
51 Дизайн техники. Комбинированный 1 18.03 Развитие познавательных способностей и личных качеств.
52 Дизайн рекламной продукции. Комбинированный 1 18.03 Развивать точность, прочность и скорость запоминания.
53 Коллективный проект
Проект 2
25.03 Расширять знания, умения, навыки при помощи произвольного сознательного запоминания.
54 Проект 25.03 Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.
55 Дизайн интерьера. Комбинированный 1 01.04 Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
56 Дизайн одежды. Комбинированный 1 01.04 Развивать словесно-логическую память, зрительную память.
57 Отделка одежды.
Комбинированный 1 15.04 Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и целенаправленность в работе.
58 Коллективный проект Проект 2
15.04 Корректировать переключаемость, распределение и увеличение объема внимания.
59 Проект 22.04 Совершенствование умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять сходство и различие понятий.
60 Аксессуары в одежде. Комбинированный 1 22.04 Развивать регулирующую функцию и последовательность мышления.
61 Будущее начинается сегодня. Комбинированный 3
29.04 Развитие познавательных способностей и личных качеств.
62 Комбинированный Развивать точность, прочность и скорость запоминания.
Комбинированный 29.04 Расширять знания, умения, навыки при помощи произвольного сознательного запоминания.
63 Комбинированный Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях.
Комбинированный 06.04 Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
64 Проверочная работа Контроль знаний 1 06.05 Развивать словесно-логическую память, зрительную память.
65 Как люди совершают открытия. Комбинированный 1 13.05 Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и целенаправленность в работе.
66 От абака до ЭВМ. Комбинированный 1 13.05 Корректировать переключаемость, распределение и увеличение объема внимания.
67 Почему необходимо очищать сточные воды. Комбинированный 1 20.05 Совершенствование умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять сходство и различие понятий.
68 Итоговая контрольная работа Контроль знаний 1 20.05 Развивать регулирующую функцию и последовательность мышления.
Критерии и нормы оценки результатов
освоения программы обучающимися
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
изделие изготовлено с учетом установленных требований;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
не соблюдались многие правила техники безопасности.
Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок",
"Шерсть", Полезные ископаемые».
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Принтер. Проектор
Экспозиционный экран
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудования
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов.
Объемные модели геометрических фигур.
Наборы цветной бумаги, картона в том числе гофрированного; кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, и др. видов бумаги.
Заготовки природного материала.
Список литературы
1. Е.А.Лутцева. Технология 4 класс: учебник. – М.: Вентана – Граф, 2012.
2. Е.А.Лутцева. Учимся мастерству: рабочие тетради. – М.: Вентана – Граф, 2012.
3. Е.А.Лутцева Технология. 4 класс. Ступеньки к мастерству: Методика для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2011