Урок окружающего мира, 1 класс Птицы осенью

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Птицы осенью»
ФИО: Бахарева Зоя Анатольевна
Место работы: МКОУ Баженовская СОШ
Должность: учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1
Тема урока: Птицы осенью
Номер урока: 14(всего 66)
Учебник: Окружающий мир (Н.Ф.Виноградова, 2011г), часть 1, учебник с. 36-37, рабочая тетрадь с.20
Цели деятельности педагога: создать условия для уточнения и обобщения представлений о наиболее характерных признаках, по которым определяют наступление осени, ознакомятся с понятиями оседлые птицы, перелётные птицы; способствовать развитию монологической речи, наблюдательности, умений сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся описывать характерные признаки, по которым человек узнаёт о наступлении осени, представителей животного мира; устанавливать зависимости между изменениями в неживой и живой природе; определять понятия оседлые птицы, перелётные птиц.
Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов УУД);
Регулятивные: планирование – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; целеполагание - преобразовывать практическую задачу в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – наблюдать явления наступившей осени, объяснять понятия оседлые птицы, перелётные птицы; логические – уточнять характерные признаки, по которым можно узнать о наступлении осени.
Коммуникативные: управление коммуникацией – аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют любовь к животным и чувство ответственности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, таблички «Перелетные птицы», «Кочующие птицы», «Оседлые птицы».
Продолжительность урока: 35 мин
Структура и ход урока:
Таблица 1
Этап урока
Время (в мин.)
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2)
Действия учителя
Действия учащихся
УУД

1.Организационный этап
1


-Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости, это учителя начальных классов. – Поделись улыбкою своей и от всей души пожелайте добра, удачи друг другу.
- Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира. Сегодня нас ждут новые открытия, новые сведения о мире, в котором мы живём.
- Вы готовы! Тогда начинаем!



2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
3

Задание: отгадайте загадки и найдите их на фото (на доске фото птиц, зверей, насекомых) 1.На шесте - дворец, Во дворце – певец, А зовут его
2. Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит.
3.Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?
Выполняют задание.
Отгадывают загадки и выбирают нужное фото.
Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам)


3. Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности
3

Постановка проблемного вопроса:
- Назовите одним словом, как называются эти животные?
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Что вы знаете о птицах?
- Что бы вы ещё хотели о них узнать?
-На прошлом уроке мы говорили, как звери готовятся к зиме.
- Как вы думаете, птицы готовятся к зиме? Об этом узнаем прочитав запись на доске.
1)Беседа о птицах
- Прочитайте запись на доске.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
- Что здесь написано?
- О чём она нам рассказывает?
- Что можно для себя отметить?
- Как называются птицы, которые каждый год с наступлением холодов улетают на юг? Прочитайте.
- Каких ещё птиц можно считать перелётными?
2) - Кто знает, как называются такие птицы? Почему?
Слайд: Прочитайте.



Отвечают на вопросы


Выдвигают гипотезы.














Это народная примета







Есть птицы, которые с приходом холодов улетают в тёплые края.

-Перелётные птицы.


Это птицы, которые прилетают к нам из более холодных мест перезимовать
Кочующие птицы
Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)

Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)





4. Выявление
места и причины затруднений
(постановка
учебной задачи)











5




1.Птицы перелетные, кочующие, оседлые.
- Все ли птицы улетают от нас осенью?
- Кто знает, как называются такие птицы?
- Как вы считаете, в чём причина осенних перелётов птиц?


Отвечают на вопросы.
Есть птицы, которые остаются у нас.
Оседлые птицы

Извлекают информаци
·ю из прослушанного и увиденного
Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)


Коммуникативные (умение слушать и извлекать нужную информацию)




Работа по учебнику
- Откройте свои учеб. на с. 36 Рассказ учителя.
– Что вы узнали из рассказа?
–Рассмотрите нижние рисунки и найдите птиц, о которых говориться в статье.
Извлекают информацию из текста и иллюстраций.

Познавательные
(умение на основе анализа объектов делать выводы)




5. Построение
проекта выхода
из затруднения
6


Нацеливает на работу:
– Как вы думаете, почему птицы улетают именно в таком порядке?

Отвечают на вопрос


Познавательные
(умение на основе анализа объектов делать выводы)
Коммуникативные (умение слушать и понимать других)




Организует работу по учебнику (в парах):
– Рассмотрите картинки в учебнике на с. 37 они тебе помогут найти ответ

Выполняют задание в парах, делают вывод:
Первыми улетают насекомоядные птицы, потому что им нечем себя прокормить – с наступлением первых заморозков исчезают насекомые, их основной корм. Последними улетают водоплавающие, потому что водоёмы долго не замерзают.
Познавательные (умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц)

6. Реализация
построенного
проекта
3
2.Оседлые, кочующие, перелетные.
Предлагает задание с использованием ЭОР:
-Помогите биологу разобраться, какие птицы оседлые, перелётные, кочующие
Наблюдает за работой учащихся.
Самостоятельно выполняют задание в парах, делают выводы.
О – ворона, воробей, синица
П- ласточка, журавль,скворец
К-филин, снегирь, свиристель
Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)


7. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней
речи

4

-Мы с вами уже говорили, что у каждого есть своя малая родина. А как вы думаете, где родина у перелетных птиц?
-Трудно приходиться оседлым птицам в холода они нуждаются в нашей помощи. Как мы можем им помочь?
Родина для птиц – то место, где они строят гнёзда и выводят птенцов.


Высказывают свои предложения
Личностные (умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7
3. В каком порядке птицы улетают на юг?

Игра «Знатоки»
- На доске символами обозначены две группы, на которые нужно распределить птиц: солнышко, прикрытое тучкой будет обозначать перелётных птиц, а домик – оседлых. Ваша задача – распределить рисунки – изображения птиц по группам.
Выполняют задание
Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

9. Включение в систему знаний и повторение
3

Задание в рабочей тетради (с.20)
-Раскрась квадратик около тех птиц, которые являются осёдлыми. Проверка
Выполняют тестовое задание
Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

4

Организует беседу:
- О чём мы с вами говорили на уроке?
*Я запомнил, что:
*Меня удивило, что:
*Я впервые узнал, что:
Отвечают на вопросы
Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)


Личностные: самоопределение




Определите, на какое дерево вы посадите птицу.
Большое - мне всё удалось.
Маленькое - у меня были проблемы;
Два дерева: большое и маленькое










11. Домашнее задание


1.Раскрасить картинку –
белая полоска
2.Нарисовать птицу –
синяя полоска
3.Нарисовать и составить рассказ о птице –
зелёная полоска

Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, дружно работали в группах. Спасибо за урок.












ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Приложение таблиц


Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Птицы перелетные, кочующие, оседлые.
Информационный
Слайдшоу, иллюстрации, аудио-фрагменты
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2
Оседлые, кочующие, перелетные.
Мультимедийный, Практический
Интерактивное задание
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3
В каком порядке птицы улетают на юг?

Мультимедийный, Практический
Интерактивное исследовательское задание
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













15