Ярмарка: «Мастерами славится Нижегородская земля»
Ярмарка: «Мастерами славится Нижегородская земля»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами России. 2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству. 3. Формировать обобщенные знания и умения, различать стили декоративной живописи. 4.Воспитывать уважение к народному творчеству
Цели:
1. Развитие познавательной активности детей. 2. Знакомство с народными ремеслами России.
Оформление класса:
Под русскую горницу, звучит мелодия народных русских песен. Ведущие и ребята одеты в русские народные костюмы. Звучит мелодия "Коробейники",
Учитель: Ребята! Вы, конечно, догадались, почему наша встреча началась с русской народной песни?
1.ведущий
На Руси уж так идет,Что талантливый народСам себе и жнец, и швец,И на дудочке игрец.И блоху он подкует,Дом добротный возведет,Утварь всю по дому справит,Чашей полной дом тот станет
2.ведущий Наша Русская земля испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
1.ведущий
А в Нижегородском крае народных, художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Откуда пошло название “промыслы”?
Скоморох
Здравствуйте, гости званные и желанные! Люди старые и молодые, женатые и холостые, Милости просим нам! Здравствуйте лебёдки, здравствуйте молодки! Ребята-молодцы, весёлые удальцы! Почтенные и молодые, полные и худые – Мы рады гостям, как добрым вестям! Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!
2.ведущий
– Видите, какие яркие красочные лотки на нашей ярмарке? К нам съехались умельцы со всего Нижегородского края, приехали людей посмотреть и себя показать, представить свой “товар лицом”;
1.ведущий пусть каждая группа ребят расскажет о своём художественном промысле
Городецкая роспись
1. К нам на ярмарку, прибыли купцы из города Городец. Они прославились расписной деревянной посудой и игрушками. Самое примечательное в городецкой росписи – это конь и диковинные птицы в окружении сказочных цветов. И получается, как будто живут они в сказочных садах. Их рисуют на дверцах шкафчиков, на спинках детских кроваток и стульях, на кухонных досках. В Городце всегда любили сказки поэтому и изделия получаются такими сказочными.
МАСТЕРА ИЗ ГОРОДЦА 2. Привезли вам поклон и подарки свои Со сторонки родной, где живут журавли. С мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой, Где умыты раскаты голубою водой. Городецкая роспись – как её нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Посмотрите на роспись – сочность красок манит. Городецкая роспись нам душу веселит.
3. Из липы доски сделаны,И прялки, и лошадкиЦветами разрисованы, Как будто полушалки.Там лихо скачут всадники, Жар птицы ввысь летятИ точки черно- белыеНа солнышке блестят
4. Знает каждый молодец, Чем прославлен Городец,Знает каждый мальчуганПро купавку и розан.В росписи у мастеров Много красочных цветов.Самый яркий и прекрасный,Это цвет, конечно красный.5.Можешь цвет найти любой:Синий, желтый, голубой.Нарисуем кистью ловкоДля цветов два подмалевка.После замысел свой смелый,Оживим мы краской белой.Можно в сказке очутиться,И цветы здесь есть и птицы.
6.Наши доски расписные, посмотрите вот какие. Всем хотим вам показать и подробно описать. По розанам и купавкам городецкий скачет конь, И цветами весь расписан, до чего красивый он. Коль на досочке девица иль удалый молодец, Чудо – конь и чудо – птица, Это значит Городец!
Хохломская роспись
7.Еще об одном промысле нам хочется рассказать о хохломе. «Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке, зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород дерева из липы, березы, осины. Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий: мебель, женские украшения, сувениры, бытовые предметы хозяйственного назначения..
ХОХЛОМСКИЕ ГОСТИ . 8.А начнём мы с легенды. Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и её накормил пшеном. Когда птица улетала, в благодарность за доброту, взмахнула она крылом, коснулась его посуды – и она стала золотой. Никто жар-птицу не видел, потому каждый хохломской мастер рисует её по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши, братани.
И, кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные
9.Простые по форме. А радуют взор, Богат и наряден чудесный узор. По золоту фона затейливой змейкой Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка! А где-то кудрины по чёрному полю - Мерцают, как звёзды, в небесном узоре. Ещё характерен для всей Хохломы Чудесный рисунок волшебной травы.
10.Хохлома ты моя золотая,Твой характер цветист без прикрас,Над Россией жар-птицей взлетая,Ты волнуешь придирчивый взгляд.Чтоб светлели суровые лица,Украшай вдохновенно дома,Чудодействуй в веках, мастерица,Золотая моя Хохлома!
11.Роспись хохломская Словно колдовская.В сказочную песнюПросится сама.И нигде на светеНет таких соцветийВсех чудес чудеснейНаша Хохлома
12.Деревянная чашка, Деревянная плошкаИ, как будто простая,Деревянная ложка. Но узорочьем дивнымОни расцветают,Как посуда нарядна –Она золотая!
13.Вся в цветах она, в листьях И в ягодах алых,На ветвях золотыхСтаи птиц небывалых. До того хороша,Восхищенья не скрою!Называют еёЗолотой хохломою.
Семенов
14.город Семенов – родина и столица ложкарного промысла».Семеновские чудо-ложки, золотые, яркие, красивые так радуют глаз и согревают душу. Ложки – традиционно лучший сувенир из России, они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших древние секреты.
Ведущий зачитывает Легенда о Семене Ложкаре. . Жил в сосново-березовом краю Семен Ложкарь. Семен мастерски резал ложки. Жил мастер со своей женой Катериной и дочкой Авдоткой. ! И пошла про Семена слава по лесам, городам Поволжья».Решил грозный царь воевать . Все было собрано, только нечем было в походе есть, ложек не хватало. Сыскали по приказу царя в глухих лесах Семена-умельца, должен был он к весне сделать сто сороков ложек кленовых для царских воевод, опричников, попов и монахов; в сто раз больше ложек березовых для стрельцов, пушкарей и работных людей. Выполнил заказ мастер. Ушли в поход воины с двумя деревянными ложками: коренной и запасной. Дивились чужеземцы деревянным ложкам: как исправно русские ими еду хлебали и потом на них играли. Сами пробовали есть и довольны оставались: ложкой не обжигали губы, как серебряной, а после еды она не зеленела, как медная. Захотелось и им такие ложки поиметьК следующей весне заказал царь ложек в сто раз больше. «Так вот поработал Семен-Ложкарь , все березы и клены далеко кругом дочиста на ложки срубил, а царский урок не выполнил – дерева не хватило». Посоветовал больше за ложками не приезжать. Не послушался его опричник и приехал со стражниками по весне. Увидели, что ложек мало, и «заковали в железы Семена-Ложкаря и погнали в гиблые места из-под земли свинец и медь добывать». А избу мастера сожгли«Когда прошел среди народа слух, что между Волгой и Керженцем хорошая земля под березовыми вырубками пустует, потянулись люди на Семеновы пустоши». Зазеленела одинокая береза, а когда сережки созрели, разнес ветер семена по просторам Заволжья, выросли вокруг молодые березовые леса.Лет через тридцать-сорок пришел в эти места из-за Камня старец. Когда спрашивали его, чей он, отвечал: «Молодым был ничей, потом стал царским, а теперь опять ничей!» И трудно было старожилам узнать в страннике Семена-Ложкаря. Глаза его выцвели от пыли и пота, кожа побурела от ветра и солнца, голова побелела от лютой невзгоды, а спина согнулась от работы не по силам. Но умелые руки Семена-Ложкаря дела не забыли.Разыскал старик заросшее лесом пожарище, построил тут себе избушку и начал делать березовые ложки». Простой народ стал обедать новыми ложками и захотел перенять мастерство Семена. Старый ложкарь никому не отказывал, всех учил. А люди так и тянулись в эти края, ставили избы и продолжали дело мастера. Выросло большое селение, а вокруг много деревень. «Там, где была избушка старца Семена, родился и вырос целый город Семенов.
15.Ложки разные бывают И на них порой играют. Отбивают ритм такой. Сразу в пляс пойдет любой.
16.Ложки пусть не фортепиано. Но у них свое пиано. Есть и форте, даже трели, Как у струн виолончели.
17. Если виртуоз играет, Ложки будто бы летают. Их в руках по три, по пять, Трудно даже сосчитать.
Полхов майданская роспись
18. Полхов майданская роспись значительно моложе Хохломской и Городецкой ее особенности сложились в 20-х г. ХХ в. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением деревянных расписных игрушек.
19. Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.
20. Из далекого села Полхово-Майдана Привезли игрушки к нам прямо. Подходи ближе - нагибайся ниже, Стой, смотри до вечера, Кому делать нечего.
21. Ай-да игрушки - Разноцветные, яркие, пестрые, блестящие. Бочонки, копилки,Матрешки, грибы.Они не малы,Да и не велики. Грибы-то не лесные, А все расписные.
22. Тут свистулька- пташечка-пикулька Расписное яичко, А на нем птичка, птичка-невеличка. Яблоки не с яблони, а деревянные, До чего ж румяные!
23. Тут матрешка в полховском платочке:Алые цветочки-лепесточки,А на кофте – крапинки, кружочки, Пестрые спиралечки да точки.
24. Свистульки, тарелочкиВ ярких цветах, И солнце, и речка,И домик в кустах.Свободная роспись:Шиповник цветет,И яблочки зреют,И травка растет.Рисуют чернымНа стеблях цветы,И яркие краскиСочны и просты
25. Хороши игрушки-тарарушки Та-ра-рушки, Та-ра-рушки –Это русские игрушки, Очень славные, Да забавные, да нарядные, не – на – глядные
ЖБАННИКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ СВИСТУЛЬКА
26.Городецкая земля родина целого созвездия народных художественных промыслов. Жбанниковская свистулька один из них. В деревне Жбанниково существует интересный промысел - изготовление из глины свистулек в виде птичек, барашков, козликов. Когда-то неподалёку от деревни Жбанниково было найдено месторождение черной глины с золотой россыпью, которая при обжиге становилась красной.
27.Сначала из нее стали делать жбаны для кваса -отсюда название села, - а потом и свистульки, которые издавали очень красивый чистый звук. Свистулька очень древний вид игрушки. При помощи забавных свистулек наши предки отгоняли злых духов и привлекали добрых. Точное время происхождения промысла неизвестно, однако мы знаем, что на территории средневекового Городца археологами были найдены глиняные свистульки в слоях XII–XIII веков
28.Хоть весь базар обойдете,Лучшей свистульки не найдете.Свистульки наши повсюду славятсяПодходите скорее и вам понравятся. «Свист хорош, товар пригож»
.29. “Глиняная свистулька” Птица-свиристелка,Звонкая поделка!Ну-ка, ну-ка, говори,Что там у тебя в нутрии?-Верь, не верь ли, мой хороший,А в нутрии-то - ничего,Кроме двух сухих горошинИ дыханья твоего. /
Из поколения в поколение передавалось народное ремесло. По сей день в Городце,Семенове и Хохломе живут народные умельцы, продолжающие дело своих предков. И радуют нас своей сказочной посудой и игрушками.
У нас прошла чудесная ярмарка, на которой мы вместе увидели чудесные товары разных городов. Узнали о чудо – мастерах и их чудесных промыслах и традициях. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.
Вы на ярмарке побывали? Товар свой показали? Все рассказали – Ничего не забыли?
А сколько существует других народных промыслов с чудесными художниками-мастерами, чьи изделия вызывают восхищение людей по всей земле.
30.Славилась Россия чудо-мастерами,Дерево и глину в сказку превращали.Красками и кистью красоту творили;Своему искусству молодых учили.
31. Велика Россия наша, и талантлив наш народ. О ее творцах- умельцах на весь мир молва идёт. Золотая Хохлома, ею не налюбуются, И в Париже, и в Нью-Йорке Хохлома красуется.
32. Если купишь ты свистульку, будешь трели выводить, Мастеров свистульки этой ты не сможешь позабыть. Русский сувенир покорил весь мир Любовались гости чудом, громко восхищалися – Городецкой красотой сражённые осталися,
33.Наша русская матрёшка не стареет сотню лет. В красоте, в таланте русском весь находится секрет. Мастеров Руси великой во весь голос прославляй!
ПРИЛОЖЕНИЕ: Легенда о Семене Ложкаре. . Жил в сосново-березовом краю Семен Ложкарь. Семен мастерски резал ложки. Жил мастер со своей женой Катериной и дочкой Авдоткой. ! И пошла про Семена слава по лесам, городам Поволжья». Решил грозный царь воевать . Все было собрано, только нечем было в походе есть, ложек не хватало. Сыскали по приказу царя в глухих лесах Семена-умельца, должен был он к весне сделать сто сороков ложек кленовых для царских воевод, опричников, попов и монахов; в сто раз больше ложек березовых для стрельцов, пушкарей и работных людей. Выполнил заказ мастер. Ушли в поход воины с двумя деревянными ложками: коренной и запасной. Дивились чужеземцы деревянным ложкам: как исправно русские ими еду хлебали и потом на них играли. Сами пробовали есть и довольны оставались: ложкой не обжигали губы, как серебряной, а после еды она не зеленела, как медная. Захотелось и им такие ложки поиметь К следующей весне заказал царь ложек в сто раз больше. «Так вот поработал Семен-Ложкарь , все березы и клены далеко кругом дочиста на ложки срубил, а царский урок не выполнил – дерева не хватило». Посоветовал больше за ложками не приезжать. Не послушался его опричник и приехал со стражниками по весне. Увидели, что ложек мало, и «заковали в железы Семена-Ложкаря и погнали в гиблые места из-под земли свинец и медь добывать». А избу мастера сожгли «Когда прошел среди народа слух, что между Волгой и Керженцем хорошая земля под березовыми вырубками пустует, потянулись люди на Семеновы пустоши». Зазеленела одинокая береза, а когда сережки созрели, разнес ветер семена по просторам Заволжья, выросли вокруг молодые березовые леса. Лет через тридцать-сорок пришел в эти места из-за Камня старец. Когда спрашивали его, чей он, отвечал: «Молодым был ничей, потом стал царским, а теперь опять ничей!» И трудно было старожилам узнать в страннике Семена-Ложкаря. Глаза его выцвели от пыли и пота, кожа побурела от ветра и солнца, голова побелела от лютой невзгоды, а спина согнулась от работы не по силам. Но умелые руки Семена-Ложкаря дела не забыли.Разыскал старик заросшее лесом пожарище, построил тут себе избушку и начал делать березовые ложки». Простой народ стал обедать новыми ложками и захотел перенять мастерство Семена. Старый ложкарь никому не отказывал, всех учил. А люди так и тянулись в эти края, ставили избы и продолжали дело мастера. Выросло большое селение, а вокруг много деревень. «Там, где была избушка старца Семена, родился и вырос целый город Семенов.
Заголовок 2Заголовок 315