Педагогический проект: Программа внеурочной деятельности «Театр»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогический проект:
Программа внеурочной деятельности
«Театр»
Работу выполнила:
слушатель группы Н-17
учитель начальных классов
МОУ Инзенской СОШ №4
Колотилина Г.В.
Ульяновск 2014
Cодержание
Введение3
Пояснительная записка4
Структура программы……………………………………………………………….8
Методические рекомендации……………………………………………………….9
Содержание программы……………………………………………………………11
Результаты прохождения программы……………………………………………..17
Учебно-тематический план26
Календарно-тематический план……………………………………………………29
Список литературы для педагога, детей и интернет-ресурсов…………………..37
Приложение ………………………………………………………………………….38
Введение.
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно – образовательные задачи начального воспитания, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в начальных классах научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) .
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию спектакля.
Театр заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети чувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызывает хорошее настроение.
Театр - это еще и целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы, роли. Знакомство со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра...
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие дидактические принципы:- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся; - принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств подрастающего поколения.
Формы и методы работы. Занятия объединения включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, национального театра. Дети выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, в том числе актеров мордовских театров. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы. Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин ,и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.
Цель программы – Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.
В ходе её достижения решаются задачи:
образовательные:
активизировать познавательный интерес;
учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
знакомить детей с театральной терминологией;
знакомить детей с видами театрального искусства.
воспитывающие:
воспитывать культуру поведения в театре;
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
развивающие:
развитие эстетических способностей;
развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
овладение навыками общения и коллективного творчества;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
развивать речевое дыхание и артикуляцию;
развивать дикцию на материале скороговорок и стихов
Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят театр.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театральном кружке жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы-как способ познаниякрасоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Программа «Театр» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения:
первый год обучения – учащиеся первого класса;
второй год обучения – учащиеся второго класса;
третий год обучения - учащиеся третьего класса;
четвёртый год обучения – учащиеся четвёртого класса.
Участниками группы являются учениками одной параллели.
Количество учебных часов в неделю – 1час, в год- 34 часа.
Структура программы обучения
1 год обучения
Азы сценического мастерства (движения, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
2 год обучения
Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
3 год обучения
Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
4 год обучения
Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
Формы подведения итогов занятий младших школьников:
-постановки театральных пьесок, пьес, спектаклей;
-создание классного мини-театра;
-участие в конкурсах чтецов, в конкурсах инсценирования военной песни;
-изготовление декораций к постановкам;
-выступления на классных утренниках, школьных мероприятиях;
-участие в районных смотрах театральных коллективов;
-анкетирование родителей, учащихся;
-создание портфолио личных достижений учащихся.
Методические рекомендации.
Преподавание по данной программе дает положительные результаты в обучении и воспитании учащихся. Выпускники начальной школы, изучающие курс «Театр», имеют широкий кругозор, обладают эстетическим вкусом, у них развиты коммуникативные умения: они умеют слушать и слышать другого, свободно участвуют в беседе, понимают чувства и настроения окружающих, осмысливают свои поступки и поступки других людей.
На занятиях курса используются активные методы обучения: ролевые игры, анализ ситуаций взаимодействия, решение проблемных ситуаций, возникающих между детьми и взрослыми. Включаются упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи, импровизация. Эти методы способствуют развитию такой личности, которая в современных условиях, владея определенным запасом знаний, могла ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить высказывания со своим замыслом и коммуникативным намерением.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
В то же время театральное искусство (театрализация) способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно; активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.
Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка.
Учащиеся по окончании курса знакомы с особенностями невербального общения, с помощью мимики, жестов, пантомимики.
Занятия курса желательно проводить на последнем уроке, чтобы помочь снять накопленное за день напряжение. Проводить занятия рекомендуем в непринужденной обстановке. Никаких оценок, порицаний. Воспитание улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением. Атмосфера доверия, дружеское расположение к ребенку даст возможность раскрыться внутреннему миру ребенка, позволит ему поделиться с учителем своими проблемами. Учитель узнает и откроет для себя ребенка по-новому.
У учащихся воспитывается культура поведения, умение вести себя в общественных местах, формируется правильная осанка, ребята чувствуют себя уверенно в новых ситуациях.
Работа с энциклопедическим материалом учит вести поисковую работу, с интересом проводить свое свободное время. Преподавание каждого раздела программы с творческим замыслом воспитывает у учащихся креативное мышление. Это помогает им легко пройти адаптационный период при переходе в среднее звено.
По окончании курса учащиеся владеют правильным произношением звуков, имеют красивую дикцию, могут голосом привлечь внимание слушателей.
Участие родителей в постановках, совместные поездки на спектакли сплачивают классный коллектив. Усиливается взаимодействие «Школа - класс-семья».
Наиболее яркие моменты выступлений, интересных поездок в театр- на фотографии в классный архив, портфолио учащихся.
Содержание программы
Содержание 1 года обучения
1.Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей театра в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра. Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка сценического этюда .
2.Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
3. Кукольный театр
Знакомство с особенностями театра.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.
4. Виды кукол и способы управления ими
Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.
Практическая работа: Развитие умения кукловождения.
5.Особенности работы актера.
Особенности психологической подготовки юного артиста. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.
6. Просмотр театральной постановки. Обсуждение спектакля (зарисовки)
Знакомство с правилами поведения в театре. Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.
7.Речевая гимнастика
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..
8.Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей. Распределение ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.
7. Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей (подготовка коробок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольникам; участие в смотре школьных кукольных театров.
Содержание 2 года обучения
Азбука театра.
Особенности театра. Роль актера. Оформление декораций. Сцена. Зрители.
Практическая работа: Театральный словарь - работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.
Этика и этикет. Связь этики с общей культурой человека.
(Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).
Практическая работа: Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов».
Секреты сценического мастерства.
Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
Театр Петрушек.
Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
Выбор пьесы и работа над ней.
Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.
Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация.
6. Культура и техника речи.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата
Практическая работа: Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений»).
7. Изготовление декораций и бутафории
Практическая работа:Изготовление декораций и бутафории
8.Генеральная репетиция. Спектакль.Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
Содержание 3 года обучения
Театр. Ульяновский драматический театр
Расширение знаний о театре . Исторические сведения.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
Азбука театра.
Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.
Практическая работа: Выпуск альбома «Все работы хороши»
Театральная игра.
Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).
Практическая работа: Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш.
Секреты сценического мастерства.
Роль. «Озвучивание» роли.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
Театр Петрушек.
Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Этюдный тренаж. Импровизация.
Выбор пьесы и работа над ней.
Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.
Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции.
7. Изготовление декораций и бутафории
Практическая работа: Изготовление декораций и бутафории к спектаклю
8.Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
Культура речи.
Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.
Практическая работа: Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».
Выбор пьесы и работа над ней.
Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.
Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции.
11. Изготовление декораций и бутафории
Практическая работа: Изготовление декораций и бутафории к спектаклю
12.Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
Содержание 4 года обучения
Культура и техника речи.
Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.
Практическая работа: Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).
Ритмопластика.
Испытание пантомимой. Тренировка ритмичности движений.
Практическая работа: Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).
Театральная игра.
Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский)
Практическая работа: Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы)..
Секреты сценического мастерства
Роль. «Озвучивание» роли.
Практическая работа: Этюдный тренаж.
Театр Петрушек
Расширение знаний о театре Петрушек. Импровизация. Роль декораций в постановке. Реквизит
Практическая работа: Этюдный тренаж.
Изготовление декораций и бутафории
Практическая работа : Подбор и изготовление декораций и бутафории.
Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев.
Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.
Практическая работа: Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.
Театральная игра.
Техника грима. Светотень
Практическая работа: Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды..
Пьесы-миниатюры.
Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.
Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.
Театр марионеток.
Куклы-марионетки. Приёмы кукловождения. Ремонт и изготовление кукол. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений. Составление пьес-миниатюр и их постановка. Анализ пьес.
Изготовление декораций и бутафории
Практическая работа: Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.
Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.
Практическая работа: Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.
14. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений
Практическая работа: Выступление перед зрителями.
Результаты прохождения программы
Результаты 1 года обучения
1 уровень результатов – приобретение школьником универсальных учебных действий (УУД) (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Личностные Метапредметные Предметные
Знать – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.
- о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. необходимые сведения о видах театральной деятельности,
о способах речевого сопровождения ;
о сценической речи;
- о декорациях к спектаклю;
Уметь Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
-соблюдать правила игры и дисциплину; - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- высказывать своё предположение (версию)
- работать по предложенному учителем плану.
- отличать верно выполненное задание от неверного.
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - работать при показе спектакля;
импровизировать;
работать в группе, в коллективе.
выступать перед публикой, зрителями.
Результаты 2 года обучения
2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Личностные Метапредметные Предметные
Знать – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
необходимые сведения о видах театральной деятельности,
о способах речевого сопровождения ;
о сценической речи;
- о декорациях к спектаклю;
Уметь Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
- Определять и формулировать цель деятельности .
- Проговаривать последовательность действий
- высказывать своё предположение (версию)
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя);
- выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя - работать при показе спектакля;
импровизировать;
работать в группе, в коллективе.
выступать перед публикой, зрителями.
Применять - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - полученные сведения о многообразии театрального искусства
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,
- в игре использовать накопленные знания.
Результаты 3 года обучения
3 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Личностные Метапредметные Предметные
Знать – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
необходимые сведения о видах театральной деятельности,
о способах речевого сопровождения ;
о сценической речи;
- о декорациях к спектаклю;
Уметь Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
- Определять и формулировать цель деятельности .
- Проговаривать последовательность действий .
- высказывать своё предположение (версию)
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя);
- выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя - работать при показе спектакля;
импровизировать;
работать в группе, в коллективе.
выступать перед публикой, зрителями.
Применять - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - полученные сведения о многообразии театрального искусства
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,
- в игре использовать накопленные знания.
Результаты 4 года обучения
4 уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, публичного сценического выступления, взаимодействия с большими и малыми социальными группами
Личностные Метапредметные Предметные
Знать – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. - знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
необходимые сведения о видах театральной деятельности,
о способах речевого сопровождения ;
о сценической речи;
- о декорациях к спектаклю;
Уметь - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию
- работать при показе спектакля;
импровизировать;
работать в группе, в коллективе.
выступать перед публикой, зрителями.
Применять - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
- полученные сведения о многообразии театрального мискусства
красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. необходимые сведения о видах театральной деятельности,
о способах речевого сопровождения ;
о сценической речи;
- о декорациях к спектаклю;
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ Тема занятия Количество часов
на тему теория практика
1 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии 2 1 1
2 Устройство ширмы и декорации 4 1 3
3 Кукольный театр 4 1 3
4 Виды кукол и способы управления ими 4 1 3
5 Особенности работы актера 4 1 3
6 Просмотр театральной постановки .Обсуждение спектакля (зарисовки) 2 1 1
7 Речевая гимнастика 4 1 3
8 Выбор пьесы и работа над ней 7 1 6
9 Генеральная репетиция. Спектакль 3 3
Всего 34 8 26
2 год обучения
№ Тема занятия Количество часов
на тему теория практика
1 Азбука театра 2 1 1
2 Связь этики с общей культурой человека 2 1 1
3 Секреты сценического мастерства 5 1 4
4 Театр Петрушек 5 1 4
5 Выбор пьесы и работа над ней 10 1 9
6 Культура и техника речи 5 1 4
7 Изготовление декораций и бутафории 2 2
8 Генеральная репетиция. Спектакль. 4 1 3
Всего 35 7 28
3 год обучения
№ Тема занятия Количество часов
на тему теория практика
1 Театр. Ульяновский драматический театр. 2 1 1
2 Азбука театра 2 1 1
3 Театральная игра 2 1 1
4 Секреты сценического мастерства 3 1 2
5 Театр Петрушек 2 1 1
6 Выбор пьесы и работа над ней 6 1 5
7 Культура и техника речи. 2 2
8 Генеральная репетиция. Спектакль. 2 2
9 Культура речи. 4 1 3
10 Выбор пьесы и работа над ней 5 1 4
11 Изготовление декораций и бутафории 2 2
12 Генеральная репетиция. Спектакль. 3 3
Всего 35 8 27
4 год обучения
№ Тема занятия Количество часов
на тему теория практика
1 Театр 1 1
2 Ритмопластика 2 1 1
3 Театральная игра 1 1
4 Секреты сценического мастерства 3 1 2
5 Театр Петрушек 1 1
6 Изготовление декораций и бутафории 2 2
7 Пьесы - миниатюры 4 4
8 Таетарльная игра 2 1 1
9 Изготовление декораций и бутафории 2 2
10 Пьесы - миниатюры 4 4
11 Театр марионеток 4 1 3
12 Изготовление декораций и бутафории 2 2
13 Пьесы - миниатюры 4 4
14 Генеральная репетиция. Спектакль 3 3
Всего 35 4 31
Календарно – тематическое планирование
1 год обучения
№ Тема занятия Количество часов Вид деятельности Дата проведения
По плану Фактически
1 Вводное занятие. Особенности театральной терминологии 2 Игровая
познавательная 2 Устройство ширмы и декорации 4 Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение 3 Кукольный театр 4 Трудовая
Игровая
познавательная 4 Виды кукол и способы управления ими 4 Игровая
Познаватель
ная 5 Особенности работы актера 4 Игровая
Познаватель
ная
трудовая 6 Просмотр театральной постановки .Обсуждение спектакля (зарисовки) 2 Игровая
Познаватель
ная
Проблемно-ценностное общение 7 Речевая гимнастика 4 Игровая
Познаватель
ная
Проблемно-ценностное общение 8 Выбор пьесы и работа над ней 7 Игровая
Познаватель
ная
9 Генеральная репетиция. Спектакль 3 Художествен
ноетворчество, социальное творчество Всего 34 2 год обучения
№ Тема занятия Количество часов Вид деятельности Дата проведения
По плану Фактически
1 Азбука театра 2 Игровая
познавательная 2 Связь этики с общей культурой человека 4 Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение 3 Секреты сценического мастерства 4 Трудовая
Игровая
познавательная 4 Театр Петрушек 4 Игровая
Познаватель
ная 5 Выбор пьесы и работа над ней 4 Игровая
Познаватель
ная
трудовая 6 Культура и техника речи 2 Игровая
Познаватель
ная
Проблемно-ценностное общение 7 Изготовление декораций и бутафории 4 Игровая
Познаватель
ная
Проблемно-ценностное общение 8 Генеральная репетиция. Спектакль. 7 Игровая
Познаватель
ная
Всего 35 3 год обучения
№ Тема занятия Количество часов Виды деятельности Дата проведения
По плану Фактически
1 Театр . Ульяновский драматический театр. 2 Игровая
познавательная 2 Азбука театра 2 Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение 3 Театральная игра 2 Трудовая
Игровая
познавательная 4 Секреты сценического мастерства 3 Игровая
Познаватель
ная 5 Театр Петрушек 2 Игровая
Познаватель
ная
трудовая 6 Выбор пьесы и работа над ней 6 Игровая
Познаватель
ная
Проблемно-ценностное общение 7 Культура и техника речи. 2 Игровая
Познаватель
ная
Проблемно-ценностное общение 8 Генеральная репетиция. Спектакль. 2 Игровая
Познаватель
ная 9 Культура речи. 4 Игровая
Познаватель
ная 10 Выбор пьесы и работа над ней 5 Игровая
Познаватель
ная 11 Изготовление декораций и бутафории 2 Игровая
Познаватель
ная 12 Генеральная репетиция. Спектакль. 2 Игровая
Познаватель
ная Всего 35 4 год обучения
№ Тема занятия Количество часов Виды деятельности Дата проведения
По плану Фактически
1 Театр 1 Игровая
познавательная 2 Ритмопластика 2 Игровая
Познавательная
Проблемно-ценностное общение 3 Театральная игра 1 Трудовая
Игровая
познавательная 4 Секреты сценического мастерства 3 Игровая
Познаватель
ная 5 Театр Петрушек 1 Игровая
Познаватель
ная
трудовая 6 Изготовление декораций и бутафории 2 Игровая
Познаватель
ная
Проблемно-ценностное общение 7 Пьесы - миниатюры 4 Игровая
Познаватель
ная
Проблемно-ценностное общение 8 Театральная игра 2 Игровая
Познаватель
ная 9 Изготовление декораций и бутафории 2 Игровая
Познаватель
ная 10 Пьесы - миниатюры 4 Игровая
Познаватель
ная 11 Театр марионеток 4 Игровая
Познаватель
ная 12 Изготовление декораций и бутафории 2 Игровая
Познаватель
ная 13 Пьесы - миниатюры 4 Игровая
Познаватель
ная 14 Генеральная репетиция. Спектакль 3 Игровая
Познаватель
ная Всего 35 Список используемой литературы и интернет – ресурсов:
Для педагога:
1.Организация внеурочной деятельности в начальной школе:сборник программ /составители А.П. Мишина, Н.Г.Шевцова/ под общ.ред.Н.В.Калининой, В.В. Зарубиной,-Ульяновск УИПКПРО,2011
2. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.3. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.4. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.
5. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006.
6. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
7. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
8. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
9. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
Для детей:1. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа». No11/1997.2. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
3. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
Интернет – ресурсы: 1. festival.1september.ru/articles/..2. dramateshka.ru/index.php/. 3.pedsovet.su/load/256-1-0-12374
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Ульяновский драматический театр им.И.А. Гончарова
Свой отсчет театральная сцена областного Центра Поволжья ведет с 1785 года, когда симбирский помещик Н. А. Дурасов подарил губернскому дворянству принадлежавший ему особняк для проведения собраний (где уже был крепостной театр со сценой и декорациями). С этого момента начались регулярные постановки, в которых играли как крепостные актеры, так и «благородные лица».
Однако лишь во второй половине 1830-х годов в городе появилось специальное здание, именовавшееся тогда как Временный театр. По внешнему виду Временный театр напоминал простой сарай (обитый внутри войлоком). К тому же работал он только летом, а зимой представления шли по-прежнему в Дворянском собрании.
В 1846 году на средства губернского предводителя полковника М. М. Наумова, благодаря немалым усилиям мещанина-кондитера А. М. Слепнева, был сооружен новый театр (на месте нынешней площади 30-летия Победы). Тоже деревянный, на 400 мест, позднее он переходил из рук в руки и быстро исчерпал свои возможности.
И тогда энтузиаст театра М. Ф. Прянишников выстроил комплекс каменных зданий под одной крышей — гостиницу, ресторан, театр. Внешне театр выглядел скромно, но внутри — асфальтовые полы, громадное фойе, зал, вмещавший свыше тысячи человек, большая сцена, просторная оркестровая. Театр распахнул свои двери 23 ноября 1879 года.
За двести лет своей истории театр Симбирска-Ульяновска подарил российской культуре немало славных имен. На его подмостках выступали выдающиеся деятели русской сцены: В. Живокини, П. Стрепетова, М. Писарев, В. Андреев-Бурлак. Здесь же зрели таланты режиссера А. Таирова и драматурга В. Билль-Белоцерковского, в основу пьесы «Шторм» которого были положены исторические события Симбирска 1920-х гг.
Коллектив театра был участником театральных фестивалей в России: спектакли «Монархи» по трилогии А. К. Толстого и «Генрих IV» Л. Пиранделло участвовали в фестивале «Голоса истории» в г. Вологде; спектакль «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана был участником фестиваля «Актерские звезды России» (г. Белгород); спектакль «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Генрих IV» Л. Пиранделло были участниками фестиваля «Гостиный двор» в г. Оренбурге (1997 г., 2000 г.) и в г. Калуге (2005 г.) на фестивале старейших театров России. «Обрыв» — спектакль по роману И. А. Гончарова — был приглашен на фестиваль в Магнитогорск в 2001 году.
Ульяновский театр драмы возглавляет народный артист России Ю. С. В 2004 году народный артист России, художественный руководитель театра Юрий Копылов стал Лауреатом Международной премии Станиславского.
За большие заслуги в области театрального искусства Лауреатами Государственных премий России в 2001 году стали художественный руководитель театра Ю. С. Копылов, сценограф С. С. Шавловский, Народная артистка РФ К. И. Шадько, Народный артист РФ Б. В. Александров, Народный артист РФ В. С. Шейман.
Приложение 2.
Театральные игры.
«Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».
«Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
«Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.
Приложение 3.
Этюдный тренаж.
Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».
Этюдный тренаж включает в себя:
этюды (упражнения) на развитие внимания;
этюды на развитие памяти;
этюды на развитие воображения;
этюды на развитие мышления;
этюды на выражении эмоций;
этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
этюды на выразительность жеста;
этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
этюды на отработку движений различных видов.
Игра «Скульптор и Глина».Дети распределяются парами и занимают свободное место в зале. Договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто — «Глина».Скульпторы лепят из Глины: животных, спортсменов, игрушки, сказочных персонажей.Затем играющие меняются ролями.Примечание: выбирается несколько экспертов, которые отгадывают, что слепил Скульптор. После разгадки Скульптура (Глина) расколдовывается и перестает сохранять позу.
Игра « Зеркало ».Дети распределяются на пары и договариваются, кто будет «Зеркалом», и кто — «Человеком, смотрящимся в зеркало» (как в предыдущей игре).Далее дети принимают любые позы, а «Зеркало» повторяет их с максимальной точностью. После 3 — 4 поз партнеры меняются местами.Примечание: это упражнение можно использовать на занятиях как физкультминутку.
Приложение 4.
Артикуляционная гимнастика
Несколько упражнений из множества. Выполнять не менее 10 раз соблюдая все правила:
Поднять брови вверх.
Сдвинуть брови.
Надуть две щеки.
Надувать две щеки по очереди.
Втянуть две щеки.
Толкать языком щеки.
Толкать языком верхнюю и нижнюю щеку.
Проводить языком по кругу за губами.
Пощелкать языком.
Покусать кончик языка.
Натягивать губы на зубы.
Вытянуть губы в трубочку - растянуть в улыбку, показывая зубы.
Вытянуть губы в трубочку - растянуть в улыбку, не показывая
Рот широко открыть - закрыть.
Рот широко открыть - наполовину закрыть - закр.
Приложение 5.
Cкороговорки
Купи кипу пик, купи кипу пуха.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
На меду медовик, а мне не до медовика.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
На дворе трава, на траве дрова, раз - дрова, два - дрова, три - дрова, не руби дрова на траве двора.
Три дровосека, три дроворуба, на трех дворах дрова рубят.
Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Ложечка моя желобовыгибистая, да с подвыподвертом.
Расскажите про покупки. Про какие, про покупки! Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карлы украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов.
Карл клал лук на раль, Клара крала лук на ларя.
Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала не расчувствовавшегося Николку.
Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
Наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал - не мелел Байкал.
Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата на поднять на тракте трактор, и не выполнить контракта.
Пришёл Прокоп - купит укроп, Ушёл Прокоп - купит укроп. Как при Прокопе купит укроп, Так и без Прокопа купит укроп.
Портной Пато проиграл в лото своё пальто. А портниха Пато узнала про то, что портной Пато проиграл в лото своё пальто. Что портниха Пато узнала про то, что портной Пато проиграл в лото своё пальто.
Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
Ткач ткёт ткани на палатки Тани.
Сосед спросил соседа: "Сколько стоит стог сена?" Сосед сказал соседу: "Стог сена стоит сто сорок семь рублей."
Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.
В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили черными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ. А тот товарищ, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ
Приложение 6.
Шуточная миниатюра для Театра
КТО ВИНОВАТ?
Действующие лица:Роль исполняет взрослый:ВедущийРоли исполняют дети:БабушкаВнучка________________________ВЕДУЩИЙ:Бабушка спросила внучку: БАБУШКА:Почему у тебя такой грязный фартучек? ВНУЧКА: Это ягодки виноваты, бабушка! Я положила их в карман, а они фартучек испачкали! БАБУШКА:Почему у тебя такие грязные коленки и руки? ВНУЧКА: Это Жучка виновата! Залаяла на меня: "Тяф-тяф! Полезай под забор!" Я и полезла... БАБУШКА:Ну, а почему же ты такая растрепаная? ВНУЧКА: А это ветер виноват! Я бегу, а он за мной. Спряталась под деревце, а он за мной,залезла под лестницу, а он и там меня нашел. А я же совсем не виновата, бабушка! ВЕДУЩИЙ:А по-вашему, ребята, кто во всем виноват?
.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)