Компетентностный подход в образовательном процессе на уроках физической культуры, способы его реализации.
Компетентностный подход в образовательном процессе на уроках физической культуры, способы его реализации.
Пожалуй, не встретишь ни одного человека на Земле, который не разбирался бы в спорте или в физической культуре. Ну, кто не знает, как бегать или прыгать, плавать или играть в футбол? Но, когда родители хотят вырастить спортсмена, то они обязательно ведут его к грамотному, компетентному специалисту.
Компетенция – это требуемый для определённой деятельности стандарт поведения, а компетентность – уровень владения этим стандартом поведения, то есть конечный результат его применения. Современное общество выдвигает определенные требования на образовательные услуги. Одно из таких требований – реализация компетентностого подхода в процессе обучения. Такой подход, заставляет учителя четко понимать - какие универсальные (ключевые) и специальные (квалифицированные) качества личности необходимы учащемуся общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
Физическая культура – одно из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведении в быту, в общении. Право граждан республики на занятия физической культурой и спортом гарантировано Конституцией и реализуется в соответствии с законом «О физической культуре и спорте», утвержденным Верховным Советом ПМР в 1995 г.
Направленность содержания занятий по физическому воспитанию должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач. Решение последних, во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, от того как он подготовлен, как умеет организовать детей, от его нравственной, эстетической, речевой и коммуникативной культуры, дидактических способностей. Он должен анализировать научные и теоретические публикации по вопросам физической культуры, делиться опытом работы с другими коллегами, иметь методические разработки и усовершенствованные, экспериментальные программы. Учитель физической культуры должен владеть самоанализом и анализом уроков, уметь проводить их в усложненных условиях, внедрять новации, изобретения в учебно-тренировочный процесс, проводить зачетные уроки, разрабатывать тестирование и домашние задания для учащихся.
Определив для себя ключевые компетенции, которые формируются у учащихся на уроках физической культуры, я проанализировала, как можно реализовать компетентностный подход на уроке. За основу взяла образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре.
Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Как реализовать ключевые компетенции в процессе физической культуры на практике?
«Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры личности учащихся являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность» [1, с.7]
Исходя из цели физического воспитания, проанализирую следующие моменты, связанные с уроком физической культуры.
Как воспитать бережное отношение к собственному здоровью? Используя наглядность, я оформила мобильные настенные стенды на разную тематику: «Берегите зрение», «Профилактика плоскостопия», «Следим за осанкой», «Вирусы гриппа» и т.д. Во время уроков очень строго слежу за соблюдением техники безопасности, выполнением санитарно-гигиенического режима, профилактикой травматизма; веду разъяснительную работу с родителями и педагогами по здоровьесберегающей деятельности. В гимназии с детьми провожу игры на знание физических особенностей человека, различные спортивные соревнования (веселые старты, дни здоровья, легкоатлетические соревнования, предметные недели и т.д.). Неотъемлемой частью урока является профилактика различных заболеваний: гимнастика для пальцев и ладони, для дыхания и зрения; комплекс разминок по профилактике нарушений осанки, плоскостопия и остеохондроза; незабываем и про оказание первой помощи при травмах. Обязательно провожу диагностику по состоянию здоровья учащихся. Я составила рабочие программы для занятий по активно-двигательному характеру -«Баскетбол», «Общая физическая подготовка» и «Пилатес». Курс «Пилатес» рассчитан на комплексное воздействие на все системы организм (без кардионагрузки). Уроки укрепляются мышцы пресса и спины. Благодаря им улучшается осанка, координация, увеличивается гибкость, подвижность суставов. Кроме того, физические упражнения затрагивают глубокие мышцы живота и мышцы-стабилизаторы. Для девушек старших классов программа «Пилатес» незаменима, так как развивает внутренние женские мышцы - мышцы малого таза, что поможет подготовить организм к будущей взрослой жизни.
Ученики старших классов активно занимаются исследовательской деятельностью. Так, работа «Гиподинамия и ее влияние на позвоночник школьника», заняла II место на Республиканской конференции ИОУ.
Все, выше перечисленное, позволяет сформировать личностную компетенцию ученика.
Зная особенности физической работоспособности человека, факторы положительного влияния занятиями физической культурой на здоровье и формирование здорового образа жизни, позволяет мне формировать у школьников социальную компетентность, которая основывается на способности работать самостоятельно без постоянного руководства. Это может проявляться на уроках легкой атлетики, например, в специальных беговых, метательных и прыжковых упражнениях. А также способность брать на себя ответственность по собственной инициативе. Брать на себя роль лидера в командно-игровых видах спорта (футбол, волейбол, баскетбол), в нестандартных условиях (пешеходные туристические походы, юнармейские слеты), особенно.
Определяя индивидуальный уровень физической подготовленности, я формирую учебно-познавательная компетентность. Она заключается в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний каждого из учеников..
Учебно-познавательная компетентность очень объемна и состоит из:
- познания основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности;
- приобретения знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом;
- знания основ личной и общественной гигиены;
- владения знаниями о правилах регулирования физической нагрузки;
- умения использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности;
- владения современными требованиями к научной организации труда и отдыха.
Так же на уроках физической культуры я реализую информационную компетенцию, используя различные информационные ресурсы. Например,
проводя спортивные викторины, я предлагаю ребятам задания подобного типа: «Найдите информацию о лучших спортсменах-олимпийцах ПМР, о развитии спорта в древности, об олимпийском движении и т.д.», в конце каждой четверти готовлю тестирование на компьютерах по разделам программы.
Урок физической культуры позволяет развивать коммуникативную компетентность. Я учу детей вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой, побуждая их вырабатывать собственную позицию по данным вопросам. При проведении Спартакиады школьников, в игровых видах, встречаются команды разного уровня подготовки, и умение анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность соперников, позволяет побеждать в этих соревнованиях. Кроме того, формирование коммуникативной компетенции происходит на уроке при работе в парах, тройках, малых группах.
Одно из главных качеств личности – это умение работать в команде.
Разве можно провести соревнования любого масштаба, включая и Олимпийские игры в одиночку? Громадные задачи требуют привлечения громадных человеческих ресурсов. Но этого не достаточно: все должны работать четко и слаженно. Именно на учебных и учебно-тренировочных занятиях, осваивая такие виды спорта как волейбол, футбол, баскетбол формируется умения командной игры, командного взаимодействия. Такие игры заставляют участников почувствовать преимущества командной работы и сформировать командный дух, который, как известно, в конечном счете, работает на результат. Кроме того, умение работать в команде позволяет брать на себя ответственность по собственной инициативе, брать на себя роль лидера в командно-игровых видах спорта, в нестандартных условиях (пешеходные туристические походы, юнармейские слеты), особенно.Важным механизмом в формировании эффективно работающей команды, являются игры–соревнования. Я практикую игры между классами, товарищеские встречи между школами. В командных играх формируется самооценка ученика. А также, подобные игры показывают уровень физического развития, и при умелой поддержке учителя могут служить хорошим мотивом для самосовершенствования.
Для развития коммуникативной компетенции применяю элементы туристического характера: мини-походы, дни здоровья, спортивное ориентирование, потому что туризм требует от обучающихся не только спортивного мастерства, но и подталкивает их к взаимодействию, сотрудничеству, выполнению четко разграниченных обязанностей.
И какой же урок не обходится без общекультурной, личностной компетенции:
- усвоение системы знаний о занятиях физической культурой;
- их роли в формировании здорового образа жизни:
- знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями;
-владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями;
-умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.Полученные знания помогут обучающимся при самостоятельных занятиях физической культурой.
Многие считают предмет физической культуры уроком, на котором учащиеся выполняют упражнения двигательного характера, считают, что умение бегать, прыгать – этого достаточно. Но на практике я вижу совсем другое: если ученик знает теоретический материал, он более осознано подходит к самому уроку. Поэтом, на каждых уроках, я даю теоретические сведения по тем или иным вопросам, в домашнем задании прошу найти описание различных видов техники выполнения упражнений. Благодаря этому ребята сами понимают насколько важно правильно распределить нагрузку и какие могут быть положительные или отрицательные моменты в ходе выполнения того или иного двигательного упражнения.
При компетентностном подходе обучающийся сам отвечает за собственное продвижение.
Необходимость развития компетентностей в рамках образования обусловлена изменениями в жизни общества, особенно в сфере труда.
Используя компетентностный подход в образовательном процессе на уроках физической культуры можно сделать следующие выводы:
1. введение его в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы учителя;
2. следовательно, целью обучения становится не процесс, а достижение обучающимися определенного результата; меняется так же и подход к оценке, включается наблюдение за деятельностью обучающихся;
3. акцент обучения делается на практику, продуктивную работу в группах, использование межпредметных связей, развитие личной ответственности за принятие решений и самостоятельности.
Поэтому к профессионализму учителя физической культуры, его компетентности должны предъявляться повышенные требования. Он обязательно должен заниматься самообучением, дистанционным обучением, перенимать передовой опыт коллег, быть новатором и фанатом своего дела, увлекая за собой подрастающее поколение.
Библиографический список.
1. М.В.Алексеева, Т.Г.Смирнова, П.М. Артюхова, Е.И. Никитина и др./. Комплексная программа для организаций общего образования
«Физическая культура для учащихся I – XI классов» г. ТИРАСПОЛЬ 2009.
2. Алексютина Н. Вопросы компетентностного обучения обсуждались в Петербурге. Учительская газета.,2002. №51
3. Вербицкий А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход // http: www.znanie.ru/4. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода. М., 2005.
5. Лобок А. Главная сложность «компетентностного подхода». Первое сентября. — 2005, № 8
6. Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. Учительская газета. 2002. №36.