Методическая разработка Мылысь-кыдысь (От всей души)
Муниципальное казенное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Балезинский детский дом»
Методическая разработка
познавательно-развлекательной программы
«Мылысь-кыдысь! От всей души!»
Разработали:
Бронникова И.Е.,
воспитатель класса самоподготовки;
Балезино – 2016
«Мылысь-кыдысь! От всей души!»
познавательно-развлекательная программа
Мероприятие приурочено ко Дню народного единства и Дню государственности Удмуртии.
Цель: формирование у воспитанников гражданско-патриотического самознонания.
Задачи:
Образовательные – пополнение знаний воспитанников об особенностях культуры и традиций удмуртского края.
Воспитательные – воспитание чувства патриотизма, уважения к национальному искусству, любви к родному краю.
Развивающие - раскрытие творческих возможностей детей.
Возраст и категория участников: дети в возрасте 7-18 лет, педагоги
Оборудование. Музыкальная аппаратура, проектор, компьютерные презентации, сценические костюмы и декорации, предметы рукоделия.
Структура мероприятия:
сцена встречи русского домовенка Кузи и удмуртского домовенка Моко;
визитная карточка «Мы удмурты!»;
выступление группы №1;
музыкальный номер, песня «Италмас»;
выступление группы №2;
литературный номер, стихи о родном крае;
выступление группы №3;
музыкальный номер, удмуртский танец;
выступление группы №5;
литературный номер, юмористические стихи;
выступление группы №6;
музыкальный номер, удмуртский рэп;
выступление группы №7
сцена появления Лопшо-Педуня и Иванушки-дурачка;
музыкальный номер, финальная песня.
Ход мероприятия.
Познавательно-развлекательная программа
«Мылысь-кыдысь! От всей души!»
Неожиданно для себя в одном доме встречаются два домовенка - Кузя и Моко, олицетворяющие собой две культуры – русскую и удмуртскую. Кузя, русский домовенок, выбегает на сцену с метлой и ведром, а Моко, удмуртский домовенок, - с березовым веником. Друг на друга они смотрят испуганно и растерянно.
КУЗЯ: (удивленно) Ты кто?
МОКО: Кин та? Остэ, Инмаре! Кто это? Кош татысь, кош!
КУЗЯ: Я домовенок Кузя, любимец всех детей и взрослых. Я давно здесь живу. А вот ты кто такой?
МОКО: Зечбур! Зечбур! Ма? Мон Моко. Моко я. Я удмуртский домовенок, персонаж удмуртских народных сказок. Я, кажется, очень похож на тебя и хочу дружить с тобой. Я недавно сюда переехал. Айда эшъяськом! (обнимаются и радуются).
КУЗЯ: А удмурты – это кто?
МОКО: А удмурты Удмурты – это финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах. Удмурты – очень терпеливый и работящий народ. Они достаточно скромны и застенчивы. Мы, удмурты, язычники. Главный Бог у нас – Инмар, если нам трудно, мы произносим: «Эх, Инмаре, Инмаре, юрты мыным!». А еще мы поклоняемся богу леса – Нюлэскузе, богу воды – Вумурту, а меня, хранителя домашнего очага, называют Коркакузе.
На сцену выходят дети с визитной карточкой:
У – усточи (умельцы)
Д – дырттисьтэм (неторопливые)
М – муспотон (милые)
У – ужасесь (работящие)
Р - (на Р в удм. яз. слова не начинаются) робкие
Т – тыршисесь (старательные)
Все хором произносят:
Слово «Мы» сильней, чем «Я»,
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – Едины.
Вместе мы непобедимы!
(В. Орлов)
КУЗЯ: О традициях русского народа известно много. Русский человек ассоциируется с Матрешкой, гармошкой, балалайкой и блинами. А чем же славен удмуртский народ?
МОКО: Ойдолэ мылысь-кыдысь тодматскоме! У меня семья большая, смотри, сколько нас на деревенских посиделках собралось. Удмурты живут большими семьями, они называются Боляк, то есть Род. Это вся большая и дружная родня. Они нас познакомят с культурой и традициями нашего удмуртского края, дадут очень полезные мастер-классы. А поскольку удмурты еще и очень музыкальный народ, то все дружно потанцуем и попоем!!!
КУЗЯ: Отлично!!!
МОКО: Каждая семья подготовила домашнее задание. А свое знакомство с удмуртской культурой начнем с первой семьи.
1 группа:
1. Компьютерная презентация на тему «Удмуртская кухня»;
2. Художественный номер, связанный с удмуртской кухней: (сценка, рецепт приготовления, стихи и т.д.).
КУЗЯ: Ах как вкусно! Перепечи намного вкуснее всякой итальянской пиццы.
МОКО: А ты как думал? У нас в Ижевске есть уникальное удмуртское кафе под названием «Перепечкин», и я тебя приглашаю отужинать в нашей удмуртской кухне. Сием, юом, супыльтом, сое-тае вералом.
КУЗЯ: Спасибо! Не знаю, как у вас, а у нас у домовых, в этот момент душа песни просит!
Музыкальный номер. Песня «Италмас»
МОКО: А теперь обратимся ко второй семье. Они хотят рассказать о достопримечательностях Удмуртии и провести с нами Викторину. Ребята, слушайте внимательно. Умой кылзиське, эн чашетэ!
2 группа:
1. Компьютерная презентация на тему «Достопримечательности Удмуртии» (природные и архитектурные памятники, музеи и т.д.)
2. Викторина.
КУЗЯ: Какой красивый лесной и родниковый удмуртский край!!!
Литературный номер. Чтение наизусть стихотворений известных авторов об Удмуртии. Ф. Васильев «В любой чащобе лишних нет деревьев», А. Леонтьев «Край мой лесной с земляникой душистой», В. Тяптин «Край наш удмуртский, родные просторы»
МОКО: А ребята третьей семьи нас повеселят удмуртскими танцами.
Ох, тапыртомы – на!
КУЗЯ: А когда песни поются, ноги в пляс рвутся!
3 группа:
1. Компьютерная презентация «Удмуртский танец» (песенные и танцевальные коллективы, народные песни, элементы танцев и т.д.);
2. Художественный номер «Удмуртский танец».
Музыкальный номер. Заводной танец третьей группы под веселую удмуртскую мелодию.
МОКО: Эх, эктим, уг! Жадиськиз. Эх, устал. А давайте теперь посидим, помастерим, порукодельничаем с пятой семьей.
5 группа:
1. Компьютерная презентация на тему: «Удмуртские узоры» (рукоделие, выбор цвета, национальный костюм, вязка, вышивка, обереги);
2. Художественный номер на заявленную тему (посиделки, мастер-классы по вышивке, вязанию, плетению).
КУЗЯ: Эх, какие вы молодцы, я даже расчувствовался.
МОКО: Эх, А теперь, давайте посмеемся!
Литературный номер. Юмористические стихи В. Романова на удмуртском и русском языке.
МОКО: А теперь силой меряться будем! Кин самой вормымон? Кто здесь самый сильный? Посмотрим, на что способны настоящие удмуртские батыры из шестой семьи.
6 группа:
1. Компьютерная презентация на тему «Спортсмены Удмуртии»;
2. Художественный номер (показать элементы спорта на сцене).
КУЗЯ: Какие молодцы! Алангасары!!!
МОКО: Да, наша Удмуртия всегда славилась знаменитыми спортсменами.
Музыкальный номер. Танец в стиле рэп «Супыльтисько»
МОКО: А теперь переходим к моим любимым сказкам, а представят нам его юные воспитанники седьмой семьи. Ойдолэ, мадеме.
7 группа:
1. Компьютерная презентация на тему «Устное народное творчество» (герои удмуртских сказок, игры, пословицы, поговорки);
2. Провести игру с залом.
Вдруг неожиданно для всех появляются удмуртский весельчак и балагур Лопшо Педунь и его пресловутый друг Иванушка-дурачок.
ЛОПШО ПЕДУНЬ:
Я старый бродяга, я странник седой.
А слышу и вижу, как молодой.
Резвы мои ноги, хоть я и старик,
А руки сложив, отдыхать не привык.
Хожу и смотрю, как живет мой народ,
А сердце мое от восторга поет.
Ах, Иван, скажи на милость,
Что с тобою приключилось?
Отчего ты хмур, сердит?
Может, что-нибудь болит?
Ты молчишь, не отвечаешь
Ну, зачем меня пугаешь?
ИВАНУШКА:
Я здоров, как никогда,
Толькоесть одна беда. (Вздыхает)
Все девчонки и мальчишки
Про меня читали в книжке.
Хоть зовусь Иван-дурак,
Но на выдумки мастак,
И всегда любое дело
Выполню с умом и смело,
Ведь недаром знает всяк –
Всех умней Иван-дурак.
ЛОПШО-ПЕДУНЬ: Ну, хорошо, Иван. Я буду загадывать загадки ребятам, а раз уж ты такой умный, то помогай им.
Загадки:
Что нельзя поймать ни уздой, ни веревкой? (ветер)
Что можно увидеть только ночью? (звезды)
Что будет с козой, когда ей исполнится 7 лет? (пойдет 8-й)
На границе с Татарстаном петух снес яйцо, чье оно будет? (петух не несет яйца)
Ой, я забыл поздороваться. Здравствуйте, добрые хозяева, Кузя и Моко, здравствуйте, дорогие ребята и взрослые. С праздником вас всех! Жена моя передает вам всем привет, сама не смогла прийти и прислала вам сюрприз. Вот тут она написала пословицы. Только очень торопилась и ни одну до конца не дописала. Говорит, ребята умные, сами догадаются. Ну-ка, помоги мне, Иван.
Достает из пестеря пословицы. Иван читает, а дети думают продолжение.
Пословицы:
Дерево славится плодами (человек – делами)
Родная сторона мать (чужая сторона – мачеха)
Работа кормит (лень портит)
В здоровом теле (здоровый дух)
Отца с матерью почитать (горя не знать)
Делу время (а потехе час)
ЛОПШО-ПЕДУНЬ: Еще у меня есть карточки с числами и словами. Попробуйте-ка разгадать, что означают эти числа:
25 – количество районов в Республике
«Айкай» - музыкальный коллектив
Италмас – любимый цветок удмуртов.
«Кизили» - детский журнал
«Италмас» - ансамбль песни и танца
Лобанов – автор герба и флага Удмуртии
Калашников – изобретатель автомата
Валентина Пудова – певица
Ашальчи Оки – поэтесса.
Иван – дурачок, Кузя и Моко благодарят Лопшо Педуня и всех участников.
МОКО: Мылысь-кыдысь, от всей души повеселились сегодня.
КУЗЯ: Узнали много нового и интересного про удмуртский край.
МОКО: Показали и рассказали Кузе про наш дружный удмуртский народ. Ялыке, ялыке, ойдолэ, ойдолэ!
КУЗЯ: Приглашаем всех на перепечи и на этнодискотеку!
Кузя, Моко и дети исполняют финальную песню «Зеч луэ, тодьы кызьпуос».
15