Программа элективного курса Система подготовки к ЕГЭ
МБОУ "Высоковская СОШ"
Программа
элективного курса по русскому языку
"Система подготовки к ЕГЭ"
учителя русского языка и литературы
Постниковой О.Н. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Система подготовки учащихся к ЕГЭ» составлена в соответствии с Кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку в 2015г. Программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса к сдаче государственного экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс средней (общей) школы по предмету «Русский язык» и рассчитана на обучающихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Занятия позволяют систематизировать полученные во время уроков знания.
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения, позволяет легко ориентироваться в тестовых заданиях, знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене, с процедурой проведения экзамена.
Программа рассчитана на 1час в неделю, 34 часа в год.
Цель элективного курса –практическая подготовка обучающихся к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Задачи курса:
познакомить учащихся с требованиями ЕГЭ: видами заданий, требованиями к уровню подготовки
помочь преодолеть психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена
познакомить с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку
научить правильному оформлению бланков на экзамене
развивать умение анализировать текст
закрепить лингвистические знания
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания сочинения-рассуждения, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.
В результате изучения курса учащиеся будут психологически подготовлены к ЕГЭ, т.е. будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ.
Кроме того, приобретут следующие умения и навыки:
умение точно и полно понимать содержание художественных, публицистических, научно-популярных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
умение понимать основную мысль прослушанного текста;
умение понимать отношение автора к поставленной в тексте проблеме;
умение комментировать отношение автора к поставленной в тексте проблеме;
умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
умение определять средства связи предложений в тексте;
умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой тексте, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из него, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
умение последовательно излагать собственные мысли;
умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Литература
Демонстрационный вариант КИМов ЕГЭ по русскому языку 2015 г
Русский язык: сочинение на ЕГЭ: формулировки, аргументы, коммент.: пособие для учащихся/ А.Г.Нарушевич. – М.: Просвещение, 2010.- 161 с.
Русский язык: подготовка к ЕГЭ / Н. А. Сенина. - Ростов-на-Дону: Легион 2012.
Русский язык :сочинение на ЕГЭ: курс интенсивной подготовки / Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич Ростов-на-Дону: Легион-М, 2012.
Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку/ сост. Т.О.Скиргайло, О.В.Волкова.- Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 172 с.
Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ / Т.Ю.Угроватова. – М.: Эксмо, 2008. – 336 с. – (Мастер-класс для учителя);
Толковый словарь русского языка (С.И.Ожегов, Ю.Шведова)
Таблицы, схемы
Материалы Открытого банка заданий ФИПИ
Материально - техническое обеспечение
Переносной видеопроектор
Ноутбук
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Дата
План Факт
1 Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Знать о требованиях ЕГЭ, уметь правильно заполнять бланки ЕГЭ 2 Диагностический тест Тест, диагностирующий первичный уровень обучающихся 3 Анализ работ Анализ работ. Классификация и характеристика различных видов ошибок Знать классификацию ошибок, уметь анализировать и исправлять свои ошибки 4 Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Зад. 4) Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Обязательный орфоэпический минимум Знать орфоэпические нормы, уметь соблюдать их в речи 5 Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. (Зад. 3, 5) Лексическое значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Знать о лексических нормах, словах -паронимах, уметь определять лексическое значение слова, употреблять слова-паронимы в соответствии с их значением 6-7 Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления Фразеология (Зад. 22) Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления Фразеологизмы Знать основные понятия, уметь определять их в тексте 8-9 Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Зад. 6). Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Особенности склонения некоторых существительных, местоимений, числительных, образования форм некоторых глаголов Знать о нарушении морфологических норм, уметь находить и исправлять грамматические ошибки, связанные нарушением морфологических норм. 10-11 Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Зад. 7). Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Знать о нарушении синтаксических норм, уметь находить и объяснять грамматические ошибки, связанные нарушением синтаксических норм. 12 Выразительные средства Лексические выразительные средства. Тропы. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. Знать лексические и синтаксические средства выразительности, уметь определять их в тесте Орфография. Орфографические нормы. (Зад.8-14 )
13 Правописание корней и приставок (Зад. 8, 9) Проверяемые и непроверяемые безударные гласные, корни с чередованием, приставки на з-с, ПРЕ и ПРИ, неизменяемые приставки Знать основные правила, уметь применять их 14 Правописание суффиксов (Зад. 10, 11) Правописание суффиксов прилагательных, причастий, глаголов, гласная перед суффиксом Л в глаголах прошедшего времени Знать основные правила, уметь применять их 15 Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи (Зад. 12) Правописание НЕ с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями. Условия выбора слитного и раздельного написания НЕ Знать основные правила, уметь применять их 16 Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи (Зад. 13) Правописание сложных существительных и прилагательных, правописание наречий и производных предлогов Знать основные правила, уметь применять их 17 Н и НН в различных частях речи (Зад. 14) Условия написания Н и НН в различных частях речи Знать основные правила, уметь применять их Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Зад. 15-19)
18 Знаки препинания в простом предложении Зад. 15, 17) Знаки препинания в простом предложении: при однородных членах, вводных словах и конструкциях, уточняющих конструкциях Знать основные правила, уметь применять их 19 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (Зад. 16) Знаки препинания в предложениях с обособленными членами Знать основные правила, уметь применять их 20 Знаки препинания в сложном предложении (Зад. 18, 19) Знаки препинания в сложном предложении: ЗП в ССП, СПП, БСП и СП с разными видами связи Знать основные правила, уметь применять их 21 Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. (Зад. 1) Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Главная информация текста Знать о способах переработки и сжатия текста, уметь верно определять главную информацию текста 22-23 Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. (Зад. 2, 23) Текст. Способы и средства связи предложений в тексте: личные и указательные местоимения, местоименные наречия, повтор слов, однокоренные слова и т.п. Знать способы и средства связи предложений, уметь определять их в тексте 24 Текст. Стили и типы речи. (Зад. 21) Текст. Стили и типы речи. Знать типы и стили речи, о сочетании разных типов речи в пределах одного текста, уметь определять их в тексте 25 Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблем. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. Что проверяет эксперт. Знать, что такое тема, проблема, идея текста, уметь определять их 26 Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Комментарий к проблеме. Два типа комментария. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Что проверяет эксперт. Знать о двух видах комментария к проблеме, уметь составлять их 27 Выявление и формулировка авторской позиции. Позиция автора. Как выявить позицию автора. Средства выражения позиции автора. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. Что проверяет эксперт. Знать о способах выявления и формулировки авторской позиции, уметь определять авторскую позицию 28 Способы аргументации собственного мнения. Способы аргументации собственного мнения. Типовые конструкции для выражения своей позиции. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации. Что проверяет эксперт. Знать о способах аргументации, уметь аргументировать собственное мнение с привлечением аргументов из читательского и жизненного опыта 29 Вступление. Заключение. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Речевое оформление композиционных частей сочинения. Требования к сочинению и критерии его оценивания Знать о требованиях к сочинению, уметь строить своё сочинение в соответствии с ними 30 Практикум по написанию сочинения. Урок- практикум по написанию сочинения. Речевое оформление сочинения. Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Что проверяет эксперт. Знать о требованиях к сочинению, уметь строить своё сочинение в соответствии с ними 31-33 Обобщение. Тренинг в формате ЕГЭ. Выполнение заданий ЕГЭ Знать требования к экзамену, основные правила, уметь применять их на практике, уметь правильно заполнять бланки ЕГЭ 34 Индивидуальная коррекция ошибок. Индивидуальная коррекция ошибок Знать классификацию ошибок, уметь анализировать и исправлять свои ошибки